Олег Миклашевский: Реакция поместных Церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея» (15.01.2019)

Обозначенная Бжезинским цель «Теперь остался один враг — Православная церковь» его единомышленниками никогда не упускалась из виду. К решению задачи по организации раскола во вселенском православии они приступили, действуя через Украину, где гниль местного раскольничества уже въелась в ткань общества. Томос для анафематов и самосвятов, объединённых в «Православную церковь Украины» (ПЦУ), подписанный и врученный патриархом Варфоломеем в театрально-цирковой обстановке, является той технологией, на которую и сделана ставка. Но проект вполне может развалиться, если поместные церкви откажутся принять в свою братскую семью «церковь» украинских анафематов и самосвятов. Константинопольский патриархат окажется в новой реальности. Тогда и сбудется полностью древнее пророчество: «Москва – третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».

Рассмотрим реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея». Сразу скажем, на данный момент отношение к этим феноменам разное, но для единства поместных церквей пока не безнадёжное: от однозначного неприятия варфоломеевского сговора с закулисой до многозначительного молчания.

Слово «сговор» – не отсвет публицистического задора. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней по поводу аферы Варфоломея высказался жёстко: «Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён».

Итак, по порядку.

Вселенская православная церковь, единая по существу, признающая решения семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), состоит из 15 поместных православных церквей. Все они имеют административную независимость (автокефалию) друг от друга и возглавляются предстоятелями. Главой Церкви является Господь Иисус Христос.

К древним церквям византийской традиции относятся Константинопольская (в 2018 году РПЦ с ней разорвала евхаристическое общение), Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская церкви. В славянском диптихе вслед за древними церквами следуют Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская православные церкви.

Слепленную в Стамбуле и Киеве ПЦУ (СЦУ) мировая закулиса пытается вбить в виде клина внутрь вселенского православия, заведомо провоцируя раскол.

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X пытался убедить патриарха Варфоломея: «Мы призываем Вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей». Таково мнение и Архиерейского Собора Польской православной церкви: «Согласно убеждению Поместных Православных Церквей, автокефалия предоставляется по представлению Матери-Церкви после консультации со всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей».

1. Константинопольская православная церковь

Инициатор создания ПЦУ. Сверхактивная поддержка.

КПУ полагает: патриарх Варфоломей имеет право отменять указы и документы, подписанные предшественниками хоть и треть тысячелетия назад, прощать раскольников без их покаяния в чужой юрисдикции, давать автокефалию сомнительным религиозным группам без учёта мнения поместных церквей.

2. Александрийская православная церковь

Настроенность на соблюдение канонов и на непризнание ПЦУ и томоса.

Официальных заявлений АлПЦ нет. Однако патриарх Феодор II своё отношение к проблеме озвучивал не раз. В июне 2018-го он заявил, что если схизматик (раскольник) Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, то ему необходимо обращаться туда, откуда он ушел (то есть в РПЦ). В сентября 2018-го, находясь в Одессе, патриарх Феодор, обращаясь к верующим, призвал их «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». И пообещал: «Мы будем вместе с теми, кто хочет Православного единства, потому что моя любовь всегда с вами».

3. Антиохийская православная церковь

Настроенность на соблюдение канонов, поиск консенсуса. Неприятие ПЦУ и томоса.

Официальных заявлений АнтПЦ нет.

Патриарх Иоанн X, как было показано выше, в письме просил патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус». Здесь так же укажем на слова владыки, который упрашивает и предостерегает патриарха Варфоломея: «Мы очень просим Ваше Всесвятейшество призвать Ваших братьев Предстоятелей Православных Церквей изучить эти вопросы, чтобы уберечь нашу Церковь от опасностей, которые не приведут к миру и согласию ни на Украине, ни в православном мире».

4. Иерусалимская православная церковь

Неприятие ПЦУ.

Священный Синод Иерусалимского патриархата официальных заявлений не делал. Однако предстоятель ИПЦ патриарх Феофил III своё мнение оглашал при личной встрече с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием 26 апреля 2018 года: «Я как духовный иерарх и Патриарх Иерусалимский всегда полагал и полагаю, как и мои духовные отцы, что наилучший способ решения церковного раскола на Украине – это восстановление единства Украинского Православия с Московским Патриархатом и затем диалог как способ решения проблемы». Речь о каноническом решении проблемы: покаянии раскольников.

После подписания стамбульсого томоса в СМИ появилось сообщение, что «на Иерусалимскую Церковь оказывается серьезное давление с тем, чтобы она приняла раскольников и сослужила вместе с ними». При этом сообщается, что «около 80% иерархов Иерусалимского Патриархата поддерживают позицию канонической Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви в принципе».

5. Русская православная церковь

Активное непризнание ПЦУ.

Позиция РПЦ выражена в основательном ответном письме патриарха Московского и всея Руси Кирилла патриарху Варфоломею 31 декабря 2018 г.  (до подписания томоса).

Патриарх Кирилл отметил, что «нынешний политизированный процесс принудительного объединения далек от норм и духа святых канонов». При этом констатировал, что политизированному процессу «сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви». В письме показана незаконность отмены акта 1686 года, снятие анафемы и создания ПЦУ: «То, что Вы называете «поместным собором», стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить?»

Патриарх отмечает влияние, которому подвержен Варфоломей: «Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от “внешних”, то есть от политических условий, о чем Вы не стесняетесь прямо сообщить».

6. Грузинская православная церковь

Выжидательная позиция.

Примечательно сообщение в СМИ от 12 января о том, что «индекс демократии» Грузии понизился. Связывают это с тем фактом, что «Грузинская православная церковь пока воздерживается от признания автокефалии Украинской церкви, настаивая на необходимости консультаций с другими православными церквями. Власти Грузии даже не поздравили Украину с достижением автокефалии, ссылаясь на позицию Мцхета-Тбилисской Патриархии и Патриарха Илии II».

Здесь отметим высказывание иерарха ГПЦ митрополита Николая (Пачуашвили) о «прощённых архиереях»: «Как же такие епископы могут сослужить с нами за Божественной литургией? Мы не можем признать таких священнослужителей без канонического порядка». Митрополит Николай также сообщил о своих волнениях касательно претензий патриарха Варфоломея на «исключительное право вмешиваться во внутренние дела любой Поместной Церкви».

7. Сербская православная церковь    

Неприятие ПЦУ.

Святейший патриарх Сербский Ириней высказал глубокое суждение, что разрыв отношений между Московским и Константинопольским патриархатами по масштабу возможных трагических последствий может быть поставлен в один ряд с происшедшим в 1054 году разделением Восточной и Западной церквей.

В выступлении накануне выдачи стамбульского томоса владыка сказал: «Не болеем ни за Константинополь, ни за Россию, а придерживаемся канонов, в которых все четко указано. Украинская Православная Церковь была в составе Русской Православной Церкви, после получила автономию и сегодня существует на Украине. Эта Церковь насчитывает около 90 епархий, 90 епископов и наибольшее количество верующих ... Относительно других церквей в Украине все понятно: если отбросить политику, то канонический момент очень ясный». А политический момент таков: «Желание сильных мира сего иметь лучший контроль на этой земле. На этот путь стал и Патриарх Константинопольский, не консультируясь ни с кем, вероятно, в согласии с некоторыми другими силами этого мира, принял катастрофическое решение. Таким образом, раскол в Украине будет узаконен и продлен».

8. Румынская православная церковь

Выжидательная позиция.

Более двух лет из Румынского патриархата по украинской теме – тишина.

Известно лишь, что в конце 2018 года патриарх Варфоломей в Бухаресте просил Румынского патриарха Даниила признать «украинскую автокефалию».

9. Болгарская православная церковь

Выжидательная позиция. Молчание.

Прежде сообщалось, что по украинской теме Священный Синод Болгарской православной церкви намеревался собраться в ноябре, затем – в декабре. Пока не собрались. А в октябре 2018-го  он не поддержал предложение РПЦ провести Всеправославный собор для обсуждения предоставления томоса.

10. Кипрская православная церковь

Активное непризнание ПЦУ.

Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом ІІ 9 января сообщил, что ему сделали предложение принять на Кипре «митрополита» Епифания. Предложение он отверг, заявив, что не поминал его за божественной литургией и не будет поминать. Владыка также опроверг заявление МИД Украины, назвав ложными заявления о его «очередной» поддержке автокефальной церкви на Украине. Архиепископ Хризостом уточнил: «Предоставление автокефалии пока не имеет первостепенного значения, важно, чтобы не произошло разделения Православия».

Минувшим летом владыка провидчески заметил: «Всякий раз, когда государство и особенно парламент вмешиваются в вопросы Церкви, вред очевиден. Действия парламента приведут к созданию некоей раскольнической церкви. А отцы рассматривают раскол как глубочайшую рану на священном теле Церкви… Кипрская Церковь выражает свое неудовольствие этим вмешательством».

11. Элладская (Греческая) православная церковь

Выжидательная позиция.

На заседании 8 января 2019 года Священный Синод ЭПЦ, ознакомившись с документами, передал украинский вопрос на рассмотрение Архиерейскому Собору ЭПЦ, дата которого не назначена.

Прежде предстоятель ЭПЦ архиепископ Иероним также озвучивал выжидательную позицию: «Мы остановились на том, что будем следить за развитием событий, чтобы высказать или нет свое согласие. Желаем просвещения свыше всем, кто, в отличие от нас, наделен большими полномочиями, да будет результат на благо всей Церкви».

12. Албанская православная церковь         

Молчание. Настороженное ожидание раскола мирового православия.

После заявления в ноябре 2018 г. вестей от данной церкви нет. Тогда глава Албанской православной церкви архиепископ Анастасий констатировал: «Противоборствующие группировки сохранят свою индивидуальность и сплочённость, как это неоднократно случалось в разных поместных церквах. В итоге вместо единства православных на Украине проступает опасность раскола единства мирового Православия».

13. Польская православная церковь 

Активное неприятие отмены анафемы, создания ПЦУ, выдачи томоса.

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва 5 января изложил позицию ППЦ в ответном послании патриарху Варфоломею. В частности, он напомнил о клятвопреступлении Денисенко и том факте, что решение о низложении Денисенко и отлучение его от Церкви были признаны всеми поместными православными церквами, в том числе и Константинопольской. Деятельность Денисенко, как он отметил, «перешла также и в соседние страны, в том числе в Польшу». В Польше, стоит помнить, проживают многие десятки тысяч украинцев.

6 января в интервью польской Polityka архиепископ Савва заявил, что ППЦ не будет признавать новую украинскую церковь, назвав митрополита Епифания «светским человеком», поскольку тот получил духовный сан в неканонической церкви. При этом Польская церковь – не против канонической автокефалии как таковой. В мае патриарх Савва говорил: «Статус автокефалии может быть предоставлен, только если в одной стране существует одна Церковь. На Украине существует несколько раскольнических церковных групп, которые должны сначала совершить покаяние и вернуться в каноническое лоно Церкви. Только тогда может начаться дискуссия о предоставлении автокефалии».

14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Подчёркнутое выжидание. Тишина.

15. Православная Церковь в Америке

Выражена определённая поддержка канонической УПЦ.

19 декабря (после киевского лжесобора), в день памяти Николая Чудотворца, митрополит всей Америки и Канады Тихон передал слова поддержки иерархам, духовенству и мирянам УПЦ, «переживающим нелегкое время».

* * *

Таким образом, нет и речи об «общей поддержке» Поместными церквями Варфоломеевой аферы. Очевидно и то, что на Поместные церкви оказывается давление, которое выражается в самых причудливых формах. Трудно и представить, какого рода «предложение» было сделано самому Варфоломею, какого уровня шантаж был запущен, если пожилой человек очертя голову ринулся в антиканоничную авантюру. То, что закулиса умеет шантажировать и делает это со вкусом, говорят шумные скандалы с обвинениями в харассменте видных лиц.

Теперь выяснилось, что патриарх Варфоломей, готовя аферу, перетасовал состав своего Синода, чтобы в нём заседали исключительно те иерархи, «которые полностью разделяют решение Патриарха Варфоломея по украинскому вопросу». Ибо наличие хотя одного особого мнения разрушало аферу.

Теперь «экзархи» Варфоломея и их ставленник Сергей Думенко (Епифаний) прогнозируют, фантазируя перед руководством (а что им остаётся!), называют сроки, когда начнётся признание ПЦУ поместными церквями. Они склонны полагать, что через месяц-полтора дрогнут греческие церкви и румыны, а затем под давлением «политических условий» и самые стойкие.

Не исключено, что кого-то и сломают. Закулиса вцепилась в Украину, будет жать, пока зубы целы. При этом важно заметить, что пророчество «Москва – третий Рим» сбудется и в том случае, если поместные церкви под давлением закулисы признают ПЦУ, даже если и все признают. А Московский патриархат и верные Церкви останутся в Истине и одиночестве.

Есть предпосылки к тому, что РПЦ в состоянии самостоятельно восстановить всё единство Церкви.


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
15.01.2019

Олег Миклашевский
Источник: https://odnarodyna.org/content/pomestnye-cerkvi-o-t-n-pcu-ili-pochemu-moskva-tretiy-rim




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта