Николай Коринь: Рецепты Всемирного банка для Украины: приватизация, продажа земли и пилюля верховенства права (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина) (30.06.2019)
Всемирный банк (ВБ) продолжает держать руку на пульсе отечественной экономики. После того как 24 мая он одобрил выделение заточенного под рынок земли $200-миллионного займа на развитие малых и средних сельхозпредприятий, 12 июня был опубликован специальный доклад, где банк дал Киеву чёткую инструкцию к дальнейшим действиям в экономике. Рычагов влияния на макроэкономическую политику Киева донору показало мало, и с 20 июня ВБ взял шефство над украинским Агентством по поддержке государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Головокружительные успехи реформ под чутким руководством «донора»
Сам ВБ в своих пресс-релизах любит подчёркивать, что с марта 2014 года предоставил Украине $5,6 млрд в форме займов, а также гарантии на оплату газа ($500 млн) и поддержку государственной политики ($750 млн). Добрый донор поясняет, что большинство из финансируемых им проектов «имеют целью повышение качества базовых государственных услуг, которые приносят непосредственную пользу украинцам». В актив себе он записывает повышение «качества водоснабжения, водоотведения, отопления, энергоснабжения, дорожного строительства, социальной защиты и здравоохранения».
Улучшения во всех этих сферах жители Украины ежедневно чувствуют на своей собственной шкуре, но ярче всего свои впечатления могут описать жители подконтрольного Киеву Донбасса, где 23 мая водоснабжения лишили 16 населённых пунктов, 27-го – 6, а 14 июня вода пропала в Славянске, Краматорске, Дружковке и Константиновке. С 20-го воду перекрыли в Торецке и Зализном (Железном), а также поселках Северное и Южное. Изношенные системы попросту не выдерживают давления и регулярно выходят из строя, вдобавок коммунальщикам регулярно отключают электроэнергию за неплатежи. Апофеозом «эффективности госуправления» стало распоряжение премьер-министра Владимира Гройсмана от 14 июня, где он напрямую обязывал «восстановить и обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией объектов водоснабжения и водоотведения».
Также аварии периодически случаются в Одессе, Бердянске, Белой церкви и других городах Украины. В апреле под угрозой отключения воды из-за неплатежей оказались 1,5 млн жителей страны (40 водоканалов). И речь идёт о холодной воде в жаркий летний период года. По поводу горячей вице-премьер Геннадий Зубко в августе 2018-го признал, что «во многих городах на сегодняшний день уже практически централизованное водоснабжение отсутствует» и предложил окончательно от него отказаться. Результаты пятилетней работы Всемирного банка, как говорится, налицо.
«Волатильная и неустойчивая»
Оценивая ситуацию в подопечной стране, донор не оставляет камня на камне от экономической политики Киева. По уровню ВВП на душу населения Украина остаётся наибеднейшей страной региона (на одном уровне с Молдавией, Арменией и Грузией), и «при существующих темпах экономического роста, Украине понадобится более 50 лет, чтобы достичь уровня доходов сегодняшней Польши», прямо говорится в спецдокладе ВБ под названием «Реализация потенциала экономического роста Украины». Более того, эксперты банка предсказывают, что вскоре даже нынешний скромный рост ВВП будет под большим вопросом из-за негативных демографических тенденций.
Далее донор указывает на слишком большое присутствие государства в украинской экономике и перечисляет сопутствующий набор претензий к постсоветским странам (коррупция, слабая защита прав собственности и так далее). Затем идёт констатация сырьевого уклона внешнеторговых связей. «За последнее десятилетие доля капиталоёмкого экспорта сократилась почти до 16%», низкой остаётся и доля трудоёмкой продукции, а также «участие Украины в глобальных цепочках добавленной стоимости», – сказано в докладе.
Здесь эксперты «забыли» добавить, что отмирание остатков технологичной индустрии связано со сворачиванием двусторонней торговли с Российской Федерацией, демонстративным нежеланием увязывать условия вступления в зону свободной торговли ЕС с действующим договором по ЗСТ СНГ и политикой санкций против Москвы. Ликвидация кооперационных цепочек и отказ от традиционных рынков продукции с высокой добавленной стоимостью оказались провальной стратегией, а погоня за местом в альтернативных производственных цепочках ЕС – фикцией. В результате «структура экспорта Украины остаётся высококонцентрированной на небольшом количестве ресурсных товаров, в частности металлургической и сельскохозяйственной продукции. Это делает экономику уязвимой к внешнеэкономических шокам и ценовым циклам на товарных рынках… а траекторию роста Украины волатильной и неустойчивой», ставят точный диагноз «доктора» Всемирного банка, скрывая при этом причины украинской «болезни».
Ещё печальнее ситуация с инвестициями, особенно капитальными. Их дефицит сдерживает рост производительности труда и, соответственно, снижает продуктивность использования факторов производства. Донор подчёркивает, что «среднестатистический работник в Германии за 17 дней производит столько же, сколько среднестатистический работник в Украине за один год» и напоминает, что по уровню капитала на одного трудящегося Украина остаётся на уровне 1990-х годов.
Чтобы вырваться из замкнутого круга, ВБ рекомендует Киеву не надеяться на «международную финансовую помощь» и внутреннюю «кредитную экспансию», плоды которой банковская система страны пожинает до сих пор. Каков же рецепт «выздоровления». Нет, это не восстановление кооперационных связей с Россией. Украине предлагают увеличить государственные инвестиции и приватизировать госпредприятия (!? – Ред.), раздробить природные монополии, открыть рынок земли, усилить корпоративное управление госбанков (отдать бразды управления миноритарным акционерам? – Ред.), улучшать логистику и связь, а также реформировать систему образования. Конечно, не обошлось без традиционных посылов о верховенстве права, укреплении человеческого капитала и интеграции в глобальные производственные цепочки. Как обычно, никакого механизма достижения этих благих целей ВБ не предлагает.
Откуда взять деньги?
По большому счёту основные рекомендации сводятся к тому, что Украине нужны инвестиции. А учитывая, что у государства нет финансовой подушки, которую можно расходовать на серьёзные проекты, нужно привлечь тех, у кого эти средства есть. Частный инвестор ориентирован на обозримые сроки окупаемости, потому долгосрочные проекты наподобие модернизации портов, аэропортов, автотрасс, мостов и т. д. его могут заинтересовать только в форме государственно-частного партнёрства (ГЧП). Закон о нём был принят ещё в 2010 году, а во II квартале 2013-го по такой схеме в стране реализовывалось около 160 проектов в сфере водоснабжения, теплоснабжения и транспортной инфраструктуры. Правда, последние пять лет победоносной поступи Всемирного банка по украинской земле о ГЧП как-то подзабыли.
Более того, спокойно работавший с 2010 года проект реконструкции киевского аэропорта Жуляны закончился демонстративным конфузом. Инвестор, фактически с нуля построивший воздушную гавань, увеличивший за 7 лет пассажиропоток в 60 раз (с 29 тыс. до 1,8 млн) и заплативший 300 млн гривен налогов в госбюджет, получил от администрации Киева вооружённый обыск и судебные иски о неправомерной выгоде. Глава совета директоров Жулян Денис Костржевский считает, что «реконструкция аэропорта должна была стать и по большому счету стала показательным примером» работы инвесторов с украинским государством. Причём во всех смыслах.
Реанимировать идею решили в декабре прошлого года, когда первый вице-премьер Степан Кубив анонсировал начало работы Агентства по поддержке ГЧП, которое будет готовить соответствующие проекты. По его словам, запуск этого механизма позволит «не только улучшить качество жизни украинских граждан, но и обеспечивать прирост инвестиций, новые рабочие места и рост поступлений в бюджеты всех уровней». Правда, если у самих не получается, то лучше обратиться к знающим людям. «Вчера мы подписали меморандум с Международной финансовой корпорацией группы ВБ, чтобы привлечь международных экспертов и международный опыт к работе над проектами ГЧП», - заявил С. Кубив 20 июня. Видимо, опыт прошедших пяти лет так ничему и не научил.
Учитывая географического положение Украины и активный процесс сопряжения инфраструктуры стран ЕАЭС с китайским проектом «Шёлковый путь», естественным инвестором в отечественную инфраструктуру могли бы стать евразийские фонды и банки (Евразийский банк развития, Новый банк развития БРИКС или Черноморский банк торговли и развития и так далее). Но вместо использования своих преимуществ по транзиту китайских (а возможно, и японских, и корейских) грузов через РФ в Европу, Киев рвал все связи с «агрессором» и придумывал, как больнее уколоть Москву санкциями. Теперь эту нишу заняла Белоруссия, а Киев снова поставил на ВБ. Время покажет, кто сделал правильный выбор.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Николай Коринь