Константин Бабкин: Регионы России имеют значительный потенциал роста (18.12.2017)
Перспективы промышленного развития и экономического подъема регионов России обсудили 10 ноября участники заседания Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Итоги комментирует председатель совета, президент ассоциации «Росспецмаш»Константин БАБКИН.
– Константин Анатольевич, в чем актуальность темы промышленного развития регионов именно сегодня? Что надо сделать для более сбалансированного развития всех регионов?– Мероприятие нашего совета было приурочено к подготовке заседания Госсовета РФ по вопросу «О развитии региональной промышленной политики», которое состоится в феврале 2018 года. Сам по себе факт проведения Госсовета на эту тему говорит о многом, для меня это знаковое событие. Промышленная политика в стране только еще нарождается, и хорошо уже то, что сам этот термин перестал быть ругательным. До последнего времени, согласно гайдаровской либеральной парадигме, планировать процессы не требовалось, достаточно спрогнозировать цену нефти и темпы развития мировой экономики. Хотя во всем мире при оценке региональных проектов развития давно и успешно применяют межотраслевой баланс или метод «затраты-выпуск», разработанный нобелевским лауреатом по экономике Василием Леонтьевым.
Промполитика – дело большой и очень затратной науки, которая в нашей стране не финансировалась и не развивалась лет 20, и вот пришло время ее возрождать. Пока целостная промышленная политика и ее региональные аспекты не сформулирована, страдает фрагментарностью – необходимо наполнить ее конкретным смыслом. Этому и было посвящено заседание нашего совета ТПП РФ. Потенциал промышленности в регионах сам по себе не реализуется, для этого требуются планомерные усилия со стороны государства с опорой на частную инициативу.
Последние несколько лет господдержкой пользуется агропромышленный комплекс и сельхозмашиностроение, и они показывают впечатляющие темпы развития. Успехи аграрной политики очевидны. Но она носит пока локальный характер, применяется в некоторых подотраслях.
– Какие подотрасли АПК, на ваш взгляд, имеют высокий потенциал роста?
– Активной аграрной политики и поддержки со стороны государства требует производство льна. Это исконно русская отрасль, широко представленная в десяти областях Северо-Запада, Центра и Поволжья, которые исстари составляли культурное ядро России. К сожалению, за последние 25 лет производство льна у нас упало в 10 раз, сельское хозяйство в этих регионах – в подавленном состоянии, продолжается отток населения. Для возрождения подотрасли требуется комплексная промышленная политика: поддержка деятельности по посеву и уборке льна, производству специальной сельхозтехники и переработки льна. Необходимо стимулировать и легкую промышленность, популяризировать преимущества льняных изделий среди населения. Надо применять налоговые льготы, экспортно-импортные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли. Нужны меры поддержки научных разработок, селекционной работы, подготовки кадров. Важно, чтобы поддержку получали не только крупные агрохолдинги, но и предприятия МСБ.
Комплексный подход в промполитике должен сочетать федеральные и региональные стимулы. В частности, создание условий для закрепления кадров на селе – задача региональных властей, а вот развитие инфраструктуры по переработке льна, стимулирование сбыта льняного текстиля через крупных ритейлеров по стране – это уже федеральная задача.
Льноводство для северо-запада может стать таким же локомотивом роста, как, например, возрождение овцеводства в регионах Забайкалья, Хакасии и на Северном Кавказе. Поддержка этих отраслей даст огромный эффект в виде создания новых рабочих мест, оздоровления экономики депрессивных территорий, наполнения бюджетов всех уровней. Но для этого нужна тонкая, индивидуальная и компетентная промышленная политика.
– Какие еще направления могут обеспечить рост промышленности в российских регионах?
– Совершенно необходима авиатизация всей страны, развитие массового малого авиастроения с выходом на производство более 1000 малых воздушных судов к 2025 году. Нужно стимулировать и субсидировать авиаперевозки между регионами, строительство аэродромной инфраструктуры. Без комплексной промышленной политики и поддержки регионов в этой сфере не обойтись.
Принципиально важно изменить подход к транспортной системе страны в целом. Сегодня ее рассматривают как источник извлечения прибыли и средств из экономики. Вводятся новые налоги на перевозку товаров, начала действовать система «Платон». У нас высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и высокие акцизы на производство топлива. Как результат – в стране гораздо более дорогое топливо, чем во многих нефтедобывающих странах.
В развитых странах транспорт рассматривают как инструмент и основу экономического развития экономики. Он не должен быть дорогим, поскольку в этом случае будет затруднено развитие реального сектора экономики. В Евросоюзе авиатранспорт на четверть дешевле, чем в России, а в США – почти вдвое. В Казахстане железнодорожные перевозки почти на 40% ниже.
Можно подготовить множество проектов, которые при реализации в регионах России дадут синергетический эффект. В числе перспективных направлений – индустрия переработки ТБО, которая пока в зачаточном состоянии, организация энергоэффективного ЖКХ, в т. ч. автономных котельных на различных видах топлива, индустрия переработки ТБД, развитие биоэкономики. По каждому из направлений должен быть комплексный компетентный подход. Сегодня его практически нет. Минпромторг РФ постепенно вводит меры господдержки отдельных отраслей, в частности, сельхозмашиностроения. Но о целостной федеральной промышленной политике с дифференцированием по регионам по-прежнему приходится только мечтать.
Могут ли отдельные территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны (ОЭЗ) стать мощными локомотивами развития страны? Практика их применения в России пока это не подтверждает. Промышленную, налоговую и внешнеэкономическую политику надо выстраивать таким образом, чтобы вся страна стала одной большой ОЭЗ, благоприятной для развития производства во всех регионах – с учетом их специфики.
– В последнее время губернаторы сразу трех российских регионов заявили о катастрофической ситуации с государственными долгами и попросили помощи у федерального центра. Случай беспрецедентный! Совокупные долги регионов измеряются уже триллионами. Как бороться с этой напастью?
– Если в стране нет адекватной промышленной, налоговой и кредитно-денежной политики, то у людей нет стимула, а зачастую и смысла заниматься производительным трудом. Проще уехать в Москву и наняться охранником! Прямое следствие – банкротство регионов, отток кадров из южных и восточных регионов в Центр. Всё по грехам нашим! Странно было бы ожидать, что при нынешней промполитике страна и регионы будут развиваться и богатеть.
Чтобы регионы перестали клянчить у Москвы копеечку, не накапливали невозвратные долги, нужно изменить налоговую систему, чтобы больше денег оставалось на местах. В российских регионах остается около трети собираемых налогов, в Германии и в Канаде – почти половина. Необходимо также сделать поддержку регионов более прозрачной и равномерной. Сейчас республики Кавказа получают гораздо больше поддержки, чем республики Нечерноземья. Непрозрачно также распределение аграрных субсидий и других трансфертов, федеральной поддержки в целом.
– Поможет ли оздоровлению экономики регионов обещанная реструктуризация долгов?
– Списание долгов – порочная практика. Зачем руководству депрессивных регионов стараться эффективно и ответственно хозяйствовать, если все равно через какое-то время или в отставку отправят или долги спишут? Надо давать не рыбу, а удочку для ее ловли.
Региональная промышленная политика не может быть успешно реализована без политики экономической, благоприятствующей в целом реальному производству в нашей стране. Требуется смягчение денежно-кредитной политики, федеральная налоговая политика, стимулирующая развитие промышленности и финансовую независимость регионов. Первым шагом может стать возвращение инвестльготы по налогу на прибыль.
В России всегда стремились к разумному развитию страны. Прогнозировали свое развитие без оглядки на цены на сырьевые ресурсы и действия других стран. Ставили амбициозные цели, стремились их исполнять, действуя согласованно и на научной основе. И результаты не заставляли себя ждать.
Результаты обсуждения на Совете ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России в виде предложений будут направлены в Рабочую группу по подготовке доклада Госсовета РФ.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://www.gosrf.ru