Михаил Белый, Айсель Герейханова: «Резать приходится „по любимым детям“ — и пенсии, и оборонку» (15.11.2015)

 В пятницу в Госдуме в первом чтении принимался главный экономический документ страны — бюджет на 2016 год.

 
Как только его ни называли экономисты самых разных школ — «бюджет провала», «бюджет последнего дня», «бюджет-гильотина». Самым мягким в оценках оказался, пожалуй, только глава правительства Дмитрий Медведев, который назвал бюджет «жестким, но адекватным». Премьер-министр также накануне заявил, что не боится рассматривать бюджет «в пятницу 13-го». «На такую особую дату — на пятницу, 13-е число — как раз запланировано рассмотрение бюджета в первом чтении, надеюсь, что все пройдет в целом благополучно», — выразил надежду Медведев. В том, что бюджет будет принят, нет сомнений ни у экономистов, ни у самих депутатов. Вопрос только в том, как в этот экономический план смогут вписаться жители России.

Вообще, если посмотреть на социальные статьи расходов бюджета, создается ощущение, что в следующем году будут урезаны расходы по всем статьям, заморожены материнский капитал, зарплаты бюджетников, чиновников, силовиков, военных. При условии, что уже к концу 2015 года инфляция ожидается в размере 12,2 %, индексация страховых пенсий предусмотрена только на 4 %. Та же самая ситуация — с пенсиями ветеранов ВОВ, инвалидов, пострадавшими при техногенных катастрофах. В этом же году в очередной раз было принято решение о замораживании пенсионных накоплений — то есть это уже удар по будущим пенсионерам.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников обращает внимание на то, что под вопросом также находится вторая индексация пенсии: «Если первая индексация будет в районе 4 %, то со второй еще ясности нет — будет ли она вообще. В принципе есть источник финансирования — замороженные пенсионные накопления, но как именно они будут использованы, неизвестно».

В то же время один из экономических консультантов, работающий на правительство, в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» предположил, что летом все-таки стоит ожидать дополнительной индексации пенсий на 6 %. «Правда, нужно понимать, что проблема тогда автоматически переносится на 2017 год», — поясняет он.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаевутверждает, что бюджет следующего года, по сути, не предполагает выполнения никаких социальных обязательств:

«Но у нас еще есть резервный фонд, Фонд национального благосостояния. Средства из них будут активно тратиться в следующем году. А вот когда потратят все резервные деньги, это будет настоящая катастрофа».

Напомним, в предложенный бюджет заложены доходы в размере 13 577 млрд рублей, расходы — 15 761 млрд рублей, дефицит — 3 % ВВП. При этом 44 % доходов бюджета — это прямые нефтегазовые доходы. Кроме того, на 2016 год заложен прогноз ВВП в размере 78 673 млрд рублей, инфляции — 6,4 %, цены на нефть — 50 $ за баррель, курса валют — 63 рубля за доллар.

Собеседник «URA.Ru», работавший в экспертной группе по формированию бюджета под руководством министра финансов Антона Силуанова, рассказывает, что главный экономический документ страны формировался, прежде всего исходя из двух требований: «Оставить к 2018 году, к выборам президента в Фонде национального благосостояния 2 триллиона рублей и сделать так, чтобы дефицит федерального бюджета не превышал 3 % — это было личным требованием президента. А дальше нам остались, по сути, только бухгалтерские функции — предлагать, где и как можно сократить расходы, чтобы все сошлось».

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев тоже связывает резкие решения по социальным обязательствам с неоходимостью выполнять поручение президента по удержанию дефицита бюджета в пределах 3 % ВВП: «Бюджет сбалансирован во многом за счет снижения расходов на инфраструктурные и инвестиционные проекты государства. Остались только политизированные государственные проекты, а также социальные обязательства, которые в преддверии нового электорального цикла имеют принципиальное значение», — объясняет эксперт. По его словам,

«нынешний бюджет — это бюджет стабильности экономического провала, который оттягивает конец действующей экономической системы».

Между тем, экономист Игорь Николаев предполагает, что дефицит 3 %, несмотря на сокращения расходов, все равно придется превышать: «Да и цена на нефть в 50 долларов тоже представляется завышенной — думаю, закладывать ее стоило на уровне 40 долларов за баррель. Поэтому мы оцениваем бюджет как нереалистичный», — отмечает он.

Эксперт также прогнозирует еще одну волну ослабления рубля, которая ожидается в конце этого года.

«Согласно нашим оценкам, мы все-таки увидим 75 рублей за доллар», — прогнозирует Николаев.

Несколько другие прогнозы делает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников: «Что касается валюты, то отмечу, что возможен паритет доллара и евро в начале второго квартала 2016 года, что как минимум приведет к укреплению рубля по отношению к евро. В целом же я предполагаю доллар по 64-65 рублей», — говорит он.

Научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевскийобъясняет, что правительство работает в режиме жесткого финансового дефицита: «Экономический спад по разным оценкам составит от 3 % до 5 %, при этом полная неопределенность — с ценами на нефть. Поэтому мы видим тот бюджет, который точно характеризует поговорка „по одежке протягивай ножки“. По словам эксперта, социальная сфера будет финансироваться по принципу: кто первым встал — того и тапки. Если есть деньги, то их отправят на социалку, если денег нет, то о ней никто даже и не вспомнит. Социальная сфера будет регулироваться административными методами, а не экономическими», — прогнозирует экономист.

Руководитель экономической программы Фонда Карнеги Андрей Мовчан указывает на то, что в бюджете на 2016 год совершенно нет денег на науку: «У нас будут просто останавливаться научно-технические исследования. Очень плохо обстоят дела и с финансированием здравоохранения. То есть ткань порвут на куски, потому что денег будет катастрофически не хватать».

Отдельный момент, на который указывают почти все эксперты, — это дисбаланс между социальными и оборонными расходами. Источник «URA.Ru», близкий к правительству, утверждает, что сейчас экономика находится в таком состоянии, что «необходимо резать даже „по любимым детям“». По его словам в 2016 году финансирование статьи «Национальная оборона» сокращается на 5,5 %. Но для сравнения: финансирование статьи «авиационная промышленность» урезано на 35 %, АПК — на 27 %, «атомная энергетика» — 48 %.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
15.11.2015

Михаил Белый, Айсель Герейханова
Источник: http://ura.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта