Михаил Делягин: Российские нефтедоллары работают на Запад в три смены (21.10.2018)
Уверенный рост цен на нефть (если в январе-сентябре прошлого года нефть Urals подорожала по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года немногим более чем на четверть, то в январе-сентябре этого года — уже почти в 1,4 раза) привел к головокружительному притоку валюты в Россию.
В условиях эффективного блокирования социально-экономического развития страны либералами правительства Медведева этот приток валюты не стал драйвером прогресса и обеспечил лишь скачкообразный рост положительного сальдо текущих операций платежного баланса: в январе-сентябре 2018 года он превысил уровень аналогичного периода прошлого года более чем в 3,8 раза, составив 75,8 млрд долл. против 19,7 млрд. При этом в III квартале прошлого года сальдо текущих операций было отрицательным (-3,2 млрд долл.), а в III квартале текущего года оно достигло 26,4 млрд.Непосредственная причина этого — увеличение в 1,7 раза положительного сальдо внешней торговли (с 80,4 до 136,3 млрд долл.): товарный экспорт первых трех кварталов вырос на 27,5% (с 251,0 до 320,1 млрд долл.), а импорт — лишь на 7,7% (причем в III квартале он еще и снизился). Доля неуглеводородного экспорта в силу удорожания нефти естественным образом сократилась с 43,5 до 40,2%.
Отрицательное сальдо внешней торговли услугами не изменилось и составило -22,7 млрд долл. (и экспорт, и импорт выросли на 6,4 млрд руб.). Отрицательное сальдо инвестиционных доходов увеличилось на символические 1,3%: с -29,8 до -30,2 млрд долл. Отрицательный баланс вторничных доходов вырос также ничтожно: с -6,5 до -6,7 млрд долл.
Сальдо притока «черных», полностью не видимых государству и потому заведомо криминальных капиталов выросло незначительно (с 4,1 до 4,4 млрд долл.), но сам факт их уверенного и длительного притока вызывает тревогу. Такова специфика криминальных капиталов: бегство крыс с корабля считается предвестием катастрофы, но и в приходе крыс на корабль тоже нет ничего хорошего.
Приток валюты в страну привел к существенному ускорению роста международных резервов (за январь-сентябрь прошлого года они увеличились на 25,4 млрд долл., а за аналогичный период текущего года — на 35,6 млрд долл.; правда, в III квартале 2018 года прирост составил лишь 5,0 млрд. против прошлогодних 6,5 млрд долл.).
Однако главным направлением использования захлестнувшей Россию волны нефтедолларов внезапно стало кредитование внешнего мира. Если в январе-сентябре прошлого года финансовые операции привели, хоть и к незначительному (1,7 млрд долл.), но чистому заимствованию в мире, то в первые три квартала 2018 года чистое кредитование Россией мира составило 44,2 млрд долл. Главные направления — прямые инвестиции нефинансового сектора за границу, выросшие на 17,2 млрд долл. (правда, в III квартале они прекратились, — сказался, видимо, эффект санкций), сокращение иностранных вложений в российскую банковскую систему (на 15,4 млрд долл. за три квартала), снижение иностранных ссуд и займов нефинансовому сектору (на 10,6 млрд долл.) и государственных обязательств (на 4,6 млрд долл.).
Интересно, что, хотя в III квартале прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор и сократились на 6,0 млрд долл., в целом за январь-сентябрь они увеличились — на 2,4 млрд. Но, к сожалению, общей картины это не меняет.
Органы государственной власти, контролируемые либералами, не позволяют использовать зарабатываемую Россией валюту на ее благо, на нужды ее социально-экономического и технологического развития. Часть этой валюты замораживается в международных резервах и бездарно «спускается» в периодических кризисах ради обогащения спекулянтов, а часть утекает из страны благодаря либерализации движения капитала.
Так, по уточненным данным Банка России (очистившим «сырую», исходную статистику от операций самого Банка России с коммерческими банками), чистый отток частного капитала из страны вырос в январе-сентябре почти в полтора раза — с 24,9 до 36,4 млрд долл., причем в III квартале рост превысил 9 раз (с 2,1 до 19,4 млрд.).
Не находя применения в стране, капиталы России уходят за ее пределы и развивают не наше общество, а его стратегических конкурентов, — в том числе и развязавших против нас беспрецедентную в мировой истории по интенсивности и длительности холодную войну на уничтожение.
Это прямой и закономерный результат либеральной социально-экономической политики, эффективно и полностью безнаказанно уничтожающей нашу страну и народ.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://svpressa.ru/economy/article/213098/