Леонид Ивашов: Россия уходит из мирового сообщества как мировая цивилизация (Комментарий А. Буренкова) (27.06.2019)
Свобода гибнет, если ты не презришь все, что налагает иго»
Сенека
В настоящее время Россия переживает крайне трудный и неоднозначный этап своего существования (хотел написать «развития», но это было бы неправильно). На фоне массового слома исторических ориентиров важнейшим вопросом становится вопрос места и роли России в современном миропорядке, да вообще — выживет ли она. Если — да, то, в каком статусе: цивилизация, мировая держава или скромная региональная страна, обслуживающая интересы более мощных соседей.
Говорить о формировании мощной державы глобального уровня тоже не приходится: с мировыми державами мы сравнимы по числу ракет и олигархов; лидируем же по масштабам коррупции, темпам вымирания населения, численности ввозимых гастарбайтеров, уничтожению природной среды. В производственной части экономики на мировом уровне мы ничтожно малая величина (доля РФ в мировом валовом продукте 1,7 проц., в инновационном продукте — сотые доли процента).
Россия — Русь в своей истории прошла непростой, но последовательный путь от небольшого княжества до мировой цивилизации, выдержала великие испытания и доказала свое право быть самобытным культурно–историческим типом, была признана космическим разумом и выполнила успешно космо–планетарные задачи (функции). Но сегодня заплуталась в мировом пространстве и внутри себя. В чем мы ошиблись и почему?
Ответ попытаемся найти в концепции мировых этнокультурных цивилизаций (культурно–исторических типов), берущей свое начало из работ Николая Яковлевича Данилевского (1869 г.).
Итак, что есть цивилизация? Уроки для будущего
то вместе они помогут добродетели одолеть порок»
Платон
В мировой историософии открытие культурно-исторических типов имеет революционное, почти коперниканское значение. До Данилевского отечественные и иностранные историки полагали, что в основе исторических исследований лежит человечество в целом, разделяющееся в свою очередь на племена, нации, народы, государства. Н.Я Данилевский делает ряд открытий, главное из которых — теория культурно–исторических типов, в период своего расцвета становящихся цивилизациями. Свою концепцию он выражает следующими словами: «На сцене театра мировой истории главными действующими актерами выступают не этносы и государства, а культурно–исторические типы». То есть историю развития человечества делают цивилизации, а не отдельные племена, народы, государства.
По Данилевскому, каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. Степень их гармонии говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от «этнографического» состояния через государственность до цивилизованного уровня.
Данилевский выделял четыре периода, из которых состоит цикл жизни культурно-исторического типа:
1) «Этнографический» период — 1000 лет
2) Период становления государственности — 400 лет
3) Период расцвета всех творческих возможностей того или иного народа — от 50 до 100 лет. (возможно, это не совсем так — Л.И.)
4) Период упадка и разложения — длительность произвольна и весьма ситуативна. Зависит как от объективных, так и субъективных факторов, в том числе и от сущности правящего режима, его политики.
Однако стоит заметить, что китайская, индийская и латиноамериканская цивилизации насчитывают от 4 до 8 тыс. лет. Но на момент написания Н.Я. Данилевским работы «Россия и Европа» (1869 г.) Китай уже прошел период своего расцвета, Индия была колонией Англии, американские цивилизации разгромлены. Но сегодня Китай и Индия вернулись в состояние мировых цивилизаций, Латинская Америка пытается выстроить культурно–исторический тип на новой основе. Так что Николай Яковлевич был не совсем прав, он исходил в своих выводах из уровня знаний того исторического момента, от линейного, но не цикличного характера исторического процесса.
Другой вывод, вытекающий из первого — человеческое сообщество отнюдь не единое целое, не универсальное, а многоцветие культур, традиций, образов и смыслов жизни.
Отрицая существование единой мировой культуры, Н.Я. Данилевский говорит о субъектах исторического развития, выделяя три вида исторических образований:
1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны, многие африканские и другие народы);
2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки)
3) народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов и внесшие существенный вклад в развитие человечества: египетский, китайский, индийский, иранский, греческий, римский и другие.
Эти научные взгляды русского исследователя поддержали и развили немец Освальд Шпенглер, англичанин Арнольд Тойнби, американец Самюэль Хантингтон и другие. Россию и США Н.Я. Данилевский относил к формирующимся типам. Россия превратилась в мировую этнокультурную цивилизацию в советское время и пика расцвета достигла в 70–80 годы прошлого столетия.
Мощно и научно доказательно об этом заявили ряд отечественных мыслителей, и прежде всего С.Г. Кара-Мурза своей работой «Советская цивилизация». Но еще ранее, в 1938 году, немецкий философ Вальтер Шубарт об этом стал утверждать в своей интересной работе «Европа и душа Востока» , сделав акцент на духовном превосходстве Советской России над Европой, на богатстве внутреннего мира советского человека: «Англичанин смотрит на мир как на собственное предприятие, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм». Душа Востока у Шубарта — это Россия, цивилизация.
Да и, собственно говоря, сегодня этот факт никто из серьезных ученых не отрицает, а либеральных пустобрехов слушать не стоит. Но вернемся к Данилевскому, и подчеркну еще три, на мой взгляд, важных момента, определенных автором в качестве необходимых условий становления цивилизации.
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к этому типу, пользовались политической независимостью.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Любой тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, предшествующих ему или современных цивилизаций. Цивилизация, свойственная любому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие».
Поэтому разобраться с состоянием и статусом нынешней РФ крайне важно и необходимо, как и выявить тенденции. Развиваемся мы или деградируем? И, конечно, определиться — сохранился ли хоть какой–то потенциал возрождения, или он угроблен либерал–фашистами безвозвратно.
Есть в научном обиходе такое понятие, как энтропия. Именно через энтропию описываются процессы развития (снижение энтропийности) или деградации стран и обществ (нарастание энтропии). Я применил этот метод при анализе причин революции 1917 г. и пришел к выводу, что без революции сохранить Российскую империю, тем более выстроить из нее мировую цивилизацию было практически невозможно.
Ошибочная прозападная политика Николая II, привязка рубля к золотому эквиваленту, абсолютно не нужная война, коррупция и непрофессионализм чиновников, обнищание народных масс и перевод экономики на производство военной продукции, привлечение в экономику иностранных инвесторов лишили страну потенциала мирного развития. Россия вошла в штопор.
О подобном варианте Николая II и его министров предупреждали выдающиеся русские мыслители: А.Д.Нечволодов, полковник Генштаба («От разорения к достатку», 1906), А.Е.Вандам (Едрихин), полковник Генштаба (статья на основе записки военному министру «Наше положение», 1912), Петр Дурново, министр внутренних дел Империи (доклад Государю о политическом положении в Российской империи и опасности вступления в войну, 1914). Но власть предержащие слушали, увы, других — подхалимов, взяточников и иностранных «специалистов».
Используем энтропийную методологию, чтобы понять, куда движется нынешняя Россия вместе с нами — ее населением, ее гражданами. И будем опираться не на болтовню и шоу официальных телеканалов о том, как у нас хорошо и как на Украине плохо, а на системный анализ реальности. Итак, разбираемся, что доминирует сегодня в российской реальности — энтропия или развитие.
Энтропийный вариант
то может не хватить сил поставить все на место»
Солон
1. В контексте организованности государственного организма энтропийность нарастает, пронизывает важнейшие опоры государственности, естественно, мы динамично движемся к состоянию организации низшего порядка и к все большей внешней зависимости. Властно-олигархическая верхушка погрязла в интригах, противостоянии друг с другом, борьбе за миллиардные куски российского «пирога», продавливание своих корыстных интересов, и никакие «национальные» проекты и программы их не объединяют, потому что таковых — общенационального характера — просто нет.
Достаточно послушать президента и премьера, посмотреть на коррупционные скандалы, ежегодные пожары и наводнения и возбужденные, но не доведенные до суда уголовные дела по фактам поджогов и халатности, на устойчивое первое место в мире по числу тяжелых летных катастроф (23 авиакатастрофы с 2000 года, повлекшие гибель более 1000 человек, что больше, чем США, Китай и Европа вместе взятые — с начала правления Путина) да и на все прочее (на уровень профессионализма кадров, например), чтобы сделать однозначный вывод: система государственного управления и организованность государства устойчиво и неуклонно деградирует. И нет ни одного госинститута, который бы, начиная с 90-х, развивался даже на фоне упадка всех остальных. И все неудачи власть сваливает на санкции и отсутствие внешних инвестиций. В 1917 году валили все на войну и козни врагов.
2. Вторым показателем исследователи берут процесс адаптации государства и общества к окружающей среде. Проще говоря, как мы относимся к природе — оберегаем ли ее или уничтожаем, захламляем или облагораживаем среду, в которой живем. Думаю, здесь комментарии не нужны. Самые большие массивы российских лесов в мире — «легкие планеты» — это в прошлом. Ныне сибирская тайга превращается в пустыню.
Главный «распил» после нефти и газа сегодня мусор. Даже на официальных каналах проблема мусора стоит выше американской ядерной угрозы, и всенародно избранный президент лично вынужден заниматься мусорными свалками, в то время как ядерная безопасность отдана в руки военных. Деградация человека в отношениях «человек — природа» налицо. Мы катимся вниз в своем «развитии», и не к обезьянам (не нужно обижать этих милых животных), а еще ниже. К неандертальцам,
3. Масштабное наступление коммерциализации систем образования, науки, культуры, здравоохранения — это устойчивый международный признак (критерии ЮНЕСКО) деградации государства и общества. Сюда я бы отнес и состояние РПЦ. Одна из причин разрыва с украинской церковью — сближение верхушки РПЦ с Ватиканом — коммерческая составляющая.
4. Исчезновение в общественном сознании и поведенческих действиях человека труда, совести, чести, справедливости и гуманного отношения друг к другу, особенно к детям, родителям, бедствующим и больным, говорит о моральном падении общества, в котором мы живем, и о преступной политике властвующей касты.
5. Необратимость процессов разрушения гармонии экономики и социальной сферы, превращение себе подобных в инструмент дохода, прибыли и обогащения констатирует приближающуюся смерть и государства, и общества, установление одной из форм рабства.
6. И последнее, на что можно указать в статейном варианте анализа — это отсутствие мировоззренческой устремленности в будущее. Мы лишь ностальгируем о советском прошлом, но не видим своего будущего, не стремимся к таковому. О возрождении культурно–цивилизационной основы даже речей не слышим ни в обществе, ни тем более в «высших» эшелонах власти. Хотя 1 марта 2018 г. в своем президентском послании Путин заявил, что выстраивается полицивилизационный миропорядок. Но о России в этом контексте ни слова. Союзное государство Россия — Беларусь по большей части пропагандистская фикция, ибо нет ни теории проекта, ни стратегии, ни планов на будущее. Это тоже фактор деградации и обнищание интеллекта, воли и духа.
Итогом выше приведенных результатов роста энтропийности является превышение смертности над рождаемостью, массовый выезд из страны грамотного трудоспособного населения и замещение населения массой неграмотных мигрантов.
Вывод из этой части текста прост: Россия уходит из мирового сообщества как мировая цивилизация, как великая интеллектуально–нравственная держава справедливости и чести и превращается (по Данилевскому Н.Я.) в этнографический материал для более успешных народов и стран.
Эпилог
Энтропия господствует. Изложенный выше материал подводит читателя к выводу, что т.н. демократическим путем изменить ситуацию к лучшему силы нет. Тогда что, революция? Но и для революции нужна организованная волевая сила, имеющая поддержку населения. А что у нас? У КПРФ лимит на революции закончился, так объявил публично ее лидер. Все остальные партии и партийки, созданные или разрешенные властью, жестко конкурируют между собой за лишнее место в выборных органах власти всех уровней. Опять же за доступ к кусочку пирога.
К тому же революция требует волевых решительных мужчин, идейных бойцов, организаторов, управленцев (командиров), чтобы не допустить кровопролития и трагичного исхода. Остались ли такие в российском народе? Мужского населения много, но мужчин, в русско–тюркском понимании, единицы. Так что олигархи и властные чиновники — коррупционеры могут спать спокойно.
Но есть в России те, кто коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Одна надежда на их стихийный протест, который и мужиков разбудит. Да и украинский опыт последних президентских выборов пригодится.
Комментарий А. Буренкова
Цивилизационный период культурно-исторического типа длится 400-600 лет, этнографический неопределенно долго, нисходящий так же неопределенной долго, если отжившая цивилизация не погибнет под натиском новой.
Говорить о том, что Данилевский не прав в отношении Китая преждевременно. Надо внимательно изучить феномен влияния заимствования готовых научно-технических достижений от западной цивилизации при открытии западных рынков для китайских товаров. Далее надо помнить, что имел в виду Данилевский, когда говорил о переходе культурно-исторического типа к постцивилизационной ступени. Вся историософия Данилевского стоит на категории народных начал, обладающих энергией для культурно-исторического движения, объем которых конечен и растрачивается на цивилизационной ступени. Но в силу накопления опыта и навыков оставшаяся энергия может тратиться экономно и цивилизация может жить очень долго. "Китай спит под натиском прожитых годов" (?), пишет Данилевский.
Проснуться он мог всего лишь в силу заимствования готовых научно-технических достижений, а открытие для него мировых рынков дало толчок экономике в виде скрытого экспорта рабочей силы в силу вывоза капиталов западных стран в Китай. Надолго ли, покажет время. Но главное в другом: надо внимательно следить сможет ли Китай дать миру образец прогресса в какой-либо сфере культурной деятельности, в которой ещё ни одна цивилизация не сказала своего последнего и лучшего слова.
Данилевский показал, что остается только сфера общественно-экономической деятельности. Идеал красоты в художественной сфере реализовали греки, в устройстве политической организации общества римляне, в научно-технической сфере западная цивилизация, в религии еврейская цивилизация дала миру Христианство. Но в общественно-экономической сфере эти же цивилизации оставили институты рабства, феодализма и капитализма, которые не отвечают требованиям идеала добра и красоты, что присуще человеку, как существу духовному (Данилевский).
Только русско-славянская цивилизация сделала попытку устроения общественно-экономической сферы на этих идеалах и потерпела неудачу в силу 200-летнего периода европейничанья при Романовых и замены религиозной сферы жизни русского народа с христианства на атеизм и материализм в 20 веке. Китайская цивилизация заимствовала наши достижения и является нашим историческим соперником за первенство в прогрессе в общественно-экономической сфере. Но строит ли Китай социализм на самом деле, стремится ли к этим идеалам на самом деле? Слишком много олигархов, долларовых миллиардеров, коррупции, нет информации о чисто социалистических предприятиях (кооперативных, артельных и т.д.).
Надо именно на это посмотреть внимательно. 30-летний период реформ и в России и в Китае слишком маленький, чтобы делать окончательные выводы. Наша разница ещё и в том, что Косыгин не стал нашим Дэн Сяопином. Но утверждать, что мы превращаемся в этнографический материал преждевременно. Национальная элита должна предоставлять обществу образы будущего, соответствующие чаяниям русского государствообразующего народа - ядра гражданской политической нации. Об этом надо писать и как этих идеалов достичь, опираясь на наличные ресурсы. Именно с этих позиций органической историософии Данилевского уместно и продуктивно критиковать власть и не сеять пессимизм в обществе, предлагая ему выход из сложившейся драматической ситуации.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /