Константин Бабкин: Россию можно вывести из кризиса после COVID-19 (23.08.2020)
Издание Собеседник расспросило лидера ПАРТИИ ДЕЛА о том, какие вызовы стоят перед Россией.
Во всех странах сейчас пытаются понять истоки нынешнего кризиса, по-своему интерпретируют их и формируют новую политику. Есть свои предложения и у лидера ПАРТИИ ДЕЛА, председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, создателя экономической программы «Разумная промышленная политика» Константина Бабкина.
«Поля пустуют, а люди сидят без работы»Во всех странах сейчас пытаются понять истоки нынешнего кризиса, по-своему интерпретируют их и формируют новую политику. Есть свои предложения и у лидера ПАРТИИ ДЕЛА, председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, создателя экономической программы «Разумная промышленная политика» Константина Бабкина.
— Есть ли у нынешней ситуации чисто российская специфика или она идентична мировой?
— Конечно. Проблемы всего мира, например, происходят из того, что все поля распаханы, и дальнейшая интенсификация их использования приведёт к деградации природы. Проблемы же России, наоборот, — из того, что поля запустевают и зарастают лесом, при этом люди сидят без работы.
В РСФСР в 1927-м жило 5% населения Земли, в 1987-м — 2,9%. Сейчас — 1,8% людей. Мы и так сделали слишком многое для того, чтобы не перегружать собой планету. Сократились и притормозили развитие.
— Сейчас проблемы экологии, похоже, затмевают собой и экономику, и даже COVID-19. Карантин только подтвердил: без человека природа начинает восстанавливаться. У России и тут должен быть особый путь?
— Видите ли, от России будут (и уже начали) требовать ограничить развитие своей промышленности, сельского хозяйства, всей экономики и ещё больше уменьшить рождаемость. Но стоит ли нам поддаваться на эти требования? Плотность населения в Китае составляет 145 человек на кв. км, в ЕС — 105, в США — 35, в России — 8,57 человек. То есть нам в 12 раз проще добиться экологического баланса, чем европейцам. Поэтому высчитывать, сколько чего выброшено при производстве того или иного товара, и требовать, чтобы мы соблюдали требования перенаселённого Евросоюза, несправедливо.
Правильнее не причёсывать всех землян под одну гребёнку, а добиваться экологической нейтральности, исходя из параметров конкретного региона. Аргументы про заботу об экологии в мировом масштабе не могут служить поводом для ограничения промышленного и аграрного развития нашей страны.
Возьмём консервативную оценку, по которой нормальное население планеты должно составить 2 млрд человек. Нам принадлежит 1/8 часть суши. Это означает, что в России без конфликта с природой могут жить 250 миллионов. Вклад нашей страны в накопление проблем мира несопоставим с её размерами. Хотя нам действительно надо решать экологические проблемы, но другие: утилизация мусора, очистка рек, борьба с эрозией почв, очищение воздуха в некоторых городах.
Солнечные батареи — не наш путь
— Мир занят развитием альтернативной энергетики. А Россия в этом смысле сильно отстает…
— Солнечная энергетика может быть востребованной в Калифорнии, в некоторых районах Европы и в Африке. В России её возможности ограничены. Москва и Московская область, например, потребляют 108 000 млн кВт/час электроэнергии в год. Орлов-Гайская солнечная электростанция, построенная в Саратовской области в 2018-м при участии Роснано, имеет проектную мощность 12 гигаватт-час в год и занимает около 40 га земли. Чтобы удовлетворить потребности региона, в Москве и Подмосковье надо будет построить 9 тысяч таких электростанций. Под них надо будет отвести 360 тысяч га земли.
Если же мы переведём на электрическую тягу и автотранспорт, количество электростанций нужно будет увеличить. Москва и область вместе потребляют около 15 млн тонн топлива в год, что в энергетическом выражении составляет 141 000 гигаватт-час. Поэтому надо будет достроить 12 тысяч электростанций и занять под них ещё 480 тысяч га земли. В Москве больше пасмурных дней, чем в Саратове. Поэтому электростанций нужно будет построить ещё побольше.
Вряд ли, однако, существование людей в таком окружении можно будет назвать гармоничным, да и с обеспечением едой могут возникнуть проблемы.
— Так что же — ставка только на нефть?
— Зачем? Россия остаётся одним из мировых лидеров в использовании атомной энергии и строительстве атомных электростанций. Надо всячески развивать и закреплять этот статус. Атомная энергетика при грамотном использовании может не производить выбросы в атмосферу и не генерировать токсичных отходов, может быть экологически чистой. Примерно такая же политика должна работать в отношении других ископаемых.
Мигранты — не выход для решения проблемы демографии — Россия
— страна малонаселенная. И успехами увеличения рождаемости похвастаться не может. А мир перенаселен. Может быть, решить взаимные проблемы с помощью миграции?
— Страшно это говорить, но людей в мире слишком много, и рост численности населения Земного шара будет остановлен. В разных регионах эта остановка, видимо, будет осуществлена по-разному. Где-то, скажем, в Японии, этого роста уже нет и идёт депопуляция. Где-то — с помощью спиртного, наркотиков и пропаганды гомосексуализма — это произойдёт относительно безболезненно. Где-то будут идти постоянные военные конфликты.
Но в России — иные проблемы. Численность населения надо увеличить. Примерно до 250 млн человек, и сделать это надо не за счёт миграции, а за счёт предоставления возможностей самореализации коренному населению.
— В мире производится достаточно, даже, пожалуй, избыточно товаров и техники, чтобы насытить весь земной шар. А вы говорите — развивать промышленность…
— Переизбыток — это к России не относится. У нас пока есть пространство для расширения. И нам есть чем заняться. Надо вернуть в сельхозоборот 35 млн га земли, в пять раз увеличить поголовье скота, дать развитие пище-перерабатывающей промышленности, повысить стандарты качества производимого продовольствия. Облагородить и заселить сельские территории.
Надо восстановить ослабленные или демонтированные отрасли: гражданское авиастроение и судостроение, станкостроение, лёгкую промышленность. Надо дать национальным предприятиям возможность доминировать на внутреннем рынке и поддерживать их на остальных. И, конечно же, надо восстановить отрасли, производящие комплектующие: двигателестроение, производство гидравлических систем, систем управления, производство подшипников и прочие.
Получается, мы должны изолироваться от мира?
— Для устойчивости экосистемы важно видовое разнообразие. Для устойчивости человечества нужно разнообразие культур, экономических и социальных систем. У России есть пространство для развития, однако это вовсе не значит, что мы должны самоизолироваться. В мире, где человечество упёрлось в границы своего развития, деятельность человека будет подвергаться дополнительному регулированию в области использования ресурсов, выбросов и развития технологий. Будут появляться глобальные правила, обязательные для всех стран. Отдельные государства не вправе делать всё, что им заблагорассудится, тем более, что речь идёт о последствиях, затрагивающих всю планету. Но текущие форматы международного сотрудничества и глобального управления не очень эффективны в решении накопившихся проблем. Те форматы, которые придут на смену, должны быть гораздо лучше.
Важно участвовать в выработке таких правил, которые обеспечат равные условия для всех, а не будут служить (как ВТО, Киотский протокол, Парижское соглашение) в основном (или лишь) для продавливания интересов глобальных корпораций и западных стран. Земля в случае победы здравого смысла будет превращаться в ухоженный парк, где люди живут в согласии с природой и сохраняется широкое видовое разнообразие животных и растений. Творческую энергию человечества, прогресс остановить нельзя. Важно уметь направить их в созидательное русло. Человечеству пока удаётся не допустить безумного использования атомной энергии. И это даёт надежду, что и развитие других технологий обойдется без войн.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /