Кирилл Ерофеев, Влас Мысько: Рост подростковой преступности в Татарстане. Что делать? (Политическая сфера деятельности) (17.11.2019)
Айдар Метшин собрал мозговой штурм по борьбе с подростковой преступностью — полиция отчиталась о предотвращении двух массовых драк.
«Колумбайн», «Синие киты», сообщество ваххабитов сливаются в единого монстра», — говорили сегодня полицейские на штабе у мэра Нижнекамска. Число правонарушений школьников в городе за год выросло на 70%. Айдар Метшин пообещал школам не отражать проблематику в рейтингах, чтобы педагоги не стеснялись делиться наблюдениями, а со сбором информации о неблагополучных семьях попросил помочь председателей ТОСов.РОСТ ПОДРОСТКОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА 70%
Совещание по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Нижнекамске собрало неожиданно большую аудиторию — несколько десятков человек. По настоянию мэра Нижнекамска Айдара Метшина к полицейским и работникам образования присоединились председатели ТОСов — женщины пенсионного возраста тихо и возмущено перешептывались, внимая неутешительной статистике подростковых преступлений и переваривая примеры резонансных происшествий.
Едва ли не двукратный рост преступлений с участием несовершеннолетних был зафиксирован в районе в этом году: если за 9 месяцев 2018 года их было 37, то теперь — 63. Впрочем, за 33 случая ответственны лишь пятеро подростков. Всего же, по словам Метшина, из 61 тыс. несовершеннолетних нижнекамцев особого внимания к себе требуют 185 человек. Не столь тяжких нарушений, по словам замначальника УМВД по Нижнекамскому району Айнура Камалова, было зарегистрировано 1953.
«Анализ преступности среди несовершеннолетних показал, что в большинстве своем это имущественные преступления — такие, как кражи и грабежи, — заявил Камалов. — Участниками совершенных преступлений стали 44 несовершеннолетних против 34 за аналогичный период прошлого года».
Примечательно, что часть преступлений совершили подростки, которые не только состояли на учете, но и были привлечены к ответственности. Их пытались перевоспитать: в таких случаях подростков по решению суда отправляют в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в Казани. Центр рассчитан на 50 детей, и, как правило, проводят они там по 48 часов. Лишь в исключительных случаях школьникам «дают» по месяцу. По словам Камалова, двух дней пребывания в центре с его психологами и педагогами недостаточно для перевоспитания трудных детей. Собственно, репутация ЦВСНП, который воспринимают как тюрьму, осложняет дело. Чтобы исправить это положение, на совещании показали короткий фильм о работе учреждения: дети разных возрастов сидят за партами и тренируются в спортзале. Метшин предложил полицейским теснее работать с прокуратурой и судом, анализировать случаи повторных правонарушений среди подростков, которым ранее дали небольшие сроки.
АУЕ И ОДИНОЧКИ
«Особое опасение в Татарстане вызывает феномен АУЕ, которое можно расшифровать как „арестантское уркаганское единство“, или „арестантский уклад един“, — слова Камалова зал встретил возмущенным гулом. — Без досконального изучения феномена АУЕ невозможно понять реализацию современных подростков. Оно достигло пугающих масштабов в России и тихо-тихо подбирается к Татарстану. Буквально на прошлой неделе вся общественность всколыхнулась от массовых драк в Казани и вымогательств в Набережных Челнах. Нам повезло больше. Благодаря вовремя полученной оперативной информации мы предотвратили два случая массовых драк, вследствие чего были задержаны около 50 человек, половина — несовершеннолетние. Все из благополучных семей».
По словам Камалова, подобными задержаниями удалось ликвидировать четыре группировки, за членами которых сейчас должны тщательнее присматривать родители. Тем не менее АУЕ в Нижнекамске есть, так что полицейские будут рады сообщениям о любом упоминании данной аббревиатуры. В этом стражей порядка поддержал и мэр Нижнекамска.
«Давайте договоримся, — обратился к работникам сферы образования Метшин. — Мы не будем это учитывать в каких-либо показателях или рейтингах. Бояться этого не надо, не нужно скрывать. Наоборот, если подобное начнет скрываться — будем воспринимать негативно. Мы об этом говорили несколько лет назад. Такая тенденция есть — возвращаются из мест лишения лидеры группировок, они пытаются найти точки приложения своих „способностей“».
У полицейских же особое опасение вызывают одиночки — приверженцы различных деструктивных течений. В качестве примера Камалов привел убийство 22 марта студентом колледжа Рустамом Кодировым местного участкового, а также взятие в заложники в мае одним из казанских школьников своего класса.
«Сегодня „Колумбайн“, „Синие киты“, сообщество ваххабитов сливаются в единого монстра, — заявил полицейский. — Если для группы характерен выбор сложного оружия, то одиночки используют бытовые предметы, и в этом кроется главная трудность».
Тем не менее нижнекамским полицейским, по их мнению, удалось предотвратить возможный инцидент в одной из школ. Осенью были задержаны двое молодых людей, которые исповедовали идеологию национал-социализма, а прежде были участниками нашумевшего движения «Оккупай-педофиляй». Один из них также симпатизировал керченскому стрелку и якобы не исключал мысли устроить резню в школе. В октябре у него прошли обыски, в ходе которых, по словам Камалова, у подростка был изъят впечатляющий арсенал. Правда, оружие оказалось охолощенным.
Пытаясь разобраться в причинах роста преступности среди несовершеннолетних, участники совещания одной из таковых определили слабое межведомственное взаимодействие. В частности, по словам начальника управления образования Нижнекамска Айдара Фаретдинова, ответственные учреждения лишены единой базы данных по неблагополучным семьям и подросткам. Свои базы есть у управления образования, полиции и других ведомств, но они не синхронизированы. Не хватает и системной профилактической работы с трудными подростками. По мнению Фаретдинова, в группу риска могут входить дети, практикующие домашнее обучение. Таких в Нижнекамске 70, из них 20 ребят родители забрали из школы по религиозным мотивам. Для примера спикеры рассказали несколько историй, в которых неблагополучные пьющие родители забирали детей якобы на домашнее обучение из-за инцидентов в школе просто во избежание новых скандалов. Председателей ТОСов, кстати, ради того и пригласили, чтобы они впредь приглядывались к таким семьям. Метшин в этом смысле отметил, что 185 трудных подростков — цифра формальная, а по факту в каждом ТОСе могут насчитываться десятки ребят, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Для учтенных же школьников мэр предложил сформировать дорожную карту их жизненного пути. По словам начальника управления образования, разработка такой программы займет первый квартал 2020 года.
ЧАСТЬ ДЕНЕГ УХОДИЛА В НИЖНЕКАМСКУЮ ЗОНУ
Поводом для дискуссии о малолетних правонарушителях стала, конечно же, серия ограблений школьников в Набережных Челнах и последовавшее резонансное дело о вымогательстве группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 163 УК РФ), которое было возбуждено следственным комитетом 29 октября в отношении неустановленных лиц. Начало расследованию положила массовая драка подростков в августе этого года, когда группировки «Белята» и «48-й комплекс» устроили разборки между собой. Подобные инциденты в Челнах происходили и прежде: в мае 2017 года, к примеру, по соцсетям разошелся видеоролик с участием нескольких десятков подростков, которые организовали что-то вроде разового «бойцовского клуба» на территории поселка ЗЯБ. Тогда стрелку две команды школьников назначили вдали от посторонних глаз, в карьере, и даже сама драка имела некий выраженный регламент — началась с противостояния двух небольших делегаций по 7–8 человек и в какой-то момент продолжилась уже всеобщей потасовкой.
Вплотную занявшись исследованием феномена, следователи в этом году выявили в Челнах пять относительно крупных подростковых группировок: «Белята», «Маслята», «Тумановские», «Тихие („25-й комплекс“)», «48-й комплекс» и еще несколько формирований поменьше. В одной из наиболее многочисленных — «Белятах» — по примерным подсчетам, может состоять до 70 человек. «Белята» имеют свой общак, в который каждый член обязан вносить по 1 тыс. рублей в месяц, а также тематические группы во «ВКонтакте», где они выкладывают так называемые вайны — видеоролики с избиением своих юных жертв. Показательным избиениям подвергались дети, отказавшиеся платить вымогателям. Группа «Белят», в частности, собрала более 1,7 тыс. подписчиков. После возбуждения дела соцгруппы сменили свои адреса, а следователи в ходе опросов выяснили, что часть собранных подростками денег уходила на зону. В частности, в показаниях фигурировала нижнекамская исправительная колония №4 и даже конкретный адресат материальной помощи — некто Ленчик, заключенный. Первым итогом работы следователей стало задержание пяти лидеров челнинских группировок, они были помещены в центр временного содержания несовершеннолетних.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Кирилл Ерофеев, Влас Мысько