прот. Олег Митров: Рождество, Церковь, Отечество и современный человек (06.01.2016)

7 января – день, когда мы с наибольшей глубиной и радостью переживаем встречу с Богом. Рождество – двунадесятый* праздник, символизирующий примирение человека с Богом, обновление человеческой природы, поражённой грехопадением прародителей.  В канун праздника наш корреспондент Владимир Шакулов встретился с Благочинным церквей Наро-Фоминского округа протоиереем Олегом Митровым.
КОРР.: Отец Олег, в чем заключается духовный смысл праздника?  

О.ОЛЕГ: Вся история человечества разделяется на два больших периода – до пришествия Христа и после. Человечество до Христа – это история страдания, история грехопадения, история изменений, которые произошли в душе человека, в его теле  –   это последствия, которые испытывает всякий человек – болезни, смерть, страдания, удобопреклонность ко греху – то, что изменилось в человеке, после того как он отпал от теснейшего союза с Богом в райском эдемском саду, то, что вело человечество к страшному концу. Теряя связь с Богом, человек все дальше и дальше погружался в глубины сатанинские. И если посмотреть на ветхозаветный мир накануне пришествия Христова – Римская империя, народы вокруг неё, погрязшие во тьме язычества – можно увидеть ужасающую картину, когда добро и зло перемешано, когда невозможно понять, где – правда, где – ложь, когда худшие пороки преподносятся как достоинства, когда у людей нет ориентиров, когда всё размыто, когда нет цельности. И только небольшое количество людей хранило надежду, хранило мысль о том, что когда-то произойдет главное событие человеческой истории – придет Мессия, которого Всевышний обещал ещё в раю. Он придёт и спасёт род человеческий. И вот это обещание сбылось. Христос сошёл, Бог воплотился и протянул человечеству руку.

Переживание этого праздника свойственно всем людям, оно бывает внешнее и внутреннее. Духовная радость праздника заключается в чувстве сопричастности к событию, в мысли, что Христос в мир пришёл ради меня, и я могу это радостное чувство со всей Церковью разделить.  И когда это происходит в богослужении, молитве, причастии, святых христовых таинствах, это радость полная.

КОРР.:  Праздник Рождества Христова предваряют Неделя** святых праотец и Неделя святых отец.

О.ОЛЕГ: Мы вспоминаем родственников Христа по плоти, маленькую тоненькую ниточку, которая тянется от Адама и Евы, от земной родословной Христа, вплоть до его пришествия. Кроме того, мы стараемся подготовиться к празднику постом, правда, по уставу не очень строгим, не таким как Великий. Эта пауза позволяет нам оторваться от суеты, поднять глаза к небу, она спасительна, она нам дает духовное здоровье и силы, чтобы идти дальше. Традиция в Сочельник не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа. Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно в 6 часов вечера. Таким образом, устанавливается некая граница, помогающая нам соблюсти меру. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.  

КОРР.: Рождество - это семейный праздник…

О.ОЛЕГ: Я бы не стал разделять. Это праздник и личный, и семейный, и национальный – для тех народов, которые исповедуют православие.
КОРР.: А каковы Ваши рекомендации –как лучше всего встретить праздник?

О.ОЛЕГ: Лучше всего его встретить в храме. Мы готовимся к празднику –  в Сочельник совершается Первая литургия, Всенощное бдение. И участие в этой литургии, полнота участия в ней, причастие святых христовых таинств – это то, что можно пожелать всякому христианину.
КОРР.: Сегодняшняя мирская суета и бешеный  ритм жизни, наверное, оставляют мало шансов чтобы заглянуть в себя, в свою душу, задуматься над своей жизнью, покаяться. А, наверное, надо бы?

О.ОЛЕГ:  Мне кажется, что Господь создал человека так, чтобы у него всегда была пауза на анализ того, что происходит вокруг, того, что происходит в душе. Когда человек всё время бежит - это неправильно, он должен время от времени останавливаться, чтобы обратить взор внутрь себя. И в одной из ветхозаветных заповедей прямо об этом говорится: «Шесть дней дела твои делай, седьмой – Богу твоему!». Причем седьмой день, который мы отдаём Богу, и который начинаем с молитвы, мы также можем провести с семьёй, с книгой, на прогулке в лесу, где можно посмотреть на творения Божьи. Мы можем в этот день делать добрые дела, навещать близких, с которыми давно не встречались и т.д.

КОРР.:  Давайте поговорим на тему «вера и патриотизм», «православие и патриотизм». Есть такое мнение, думаю, оно не очень верное, что православие предполагает несколько отстраненную жизненную позицию.

О.ОЛЕГ:  Есть такая точка зрения, она мне не близка. Конечно, на первое место христианин должен поставить спасение своей души, что бы ни происходило вокруг – война, катастрофы, хоть бы весь мир рушился – человек всегда остается наедине с Богом: «Я и Господь». Что проку, если человек приобретет весь мир, а душу свою потеряет? Но следующий «круг ответственности» – моя Родина, традиции, предки. Наши предки собрали государство, защитили его, укрепили. А что сделал я? Как я послужил своей Родине? Как я отвечу за то, что Господь доверил мне здесь, на Земле? Мне кажется, этот вопрос перед всяким христианином стоит серьезно. Далее следует третий «круг ответственности» – моя семья, мои близкие, самый-самый близкий круг людей.

КОРР.: Есть ли у православного патриотизма библейское обоснование – в Священном писании, у отцов Церкви?

О.ОЛЕГ: Есть слова Апостола Павла: «Кто о ближнем не заботится, тот хуже язычника». Мне кажется, более прямого указания заботиться о своей Родине не найти. Это прямое благословение. И странно, если человек будет от этого отказываться.  Кроме того, мы знаем, что многие люди, которые уходили в леса, в скиты, старались уединиться, послужить Богу молитвой, такие как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, оптинские старцы, многие другие наши святые, они активно участвовали в жизни государства,  когда Родина их призывала. В истории было много моментов, когда наше Отечество спасала близость Церкви и государственных деятелей. Вспомните: Александр Невский, Дмитрий Донской. Благословение святителя Алексия, который воспитал будущего победителя Куликовской битвы, благословение преподобного Сергия Радонежского, позиция патриарха Гермогена в Смутное время и т.д. На примере наших святых мы видим, как они понимали служение Родине, как они выполняли этот долг до конца.

КОРР.: «Патриос» в переводе с греческого означает «возвращение к отцам». Что православный человек должен вкладывать в понятие патриотизма? Наверное, это не только георгиевская ленточка и  надпись на авто «На Берлин!».

О.ОЛЕГ: Это внешние проявления, которые могут как отвечать внутреннему содержанию, так и не отвечать. Как мне кажется, патриотизм – это любовь к Родине, знание её истории, её сильных и слабых сторон, её народа, своего рода  форма национального самосознания. И, конечно, это готовность к самопожертвованию, готовность в нужный момент отдать свои силы, время, денежные или материальные ресурсы, а иногда, если потребуется, то и свою жизнь.   И наши предки делали это не задумываясь. В противном случае не было бы никакой России, не было бы нас с вами.  

КОРР.: Людям в течение долгого времени навязывали философию безбожия. В результате – нравственное падение общества, навязывание чуждых нам идеалов. Наверное, можно даже говорить о походе против православной, славянской цивилизации.

О.ОЛЕГ: По-моему, никто особенно и не скрывает, что такой поход на Восток уже осуществляется. Наши стратегические противники эту задачу обозначают напрямую. Тот же Збигнев Бжезинский, советник нескольких президентов США, к мнению которого, несмотря на его преклонный возраст, прислушиваются, как-то обронил фразу, что после развала СССР у Запада остался один враг – Русская Православная Церковь. Да, наше государство разрушено или, по крайней мере, надломлено, территориально русский народ расчленен на несколько государств. Мы потеряли значительную часть своего экономического богатства, потеряли военную мощь, положение в мире  и т.д. Но при всем при этом у нас есть духовный стержень - православие, на который мы можем опереться и всё вернуть. И для наших врагов задача разрушения этого стержня является логичной и понятной. А делать это можно разными способами – с помощью «массовой», так сказать, культуры, навязывания совершенно безбожных ориентиров и идеалов, например, культа обогащения, «золотого тельца», пропаганды неприкрытого блуда. Ничего нового. То разложение, которое было до Рождения Христа и о котором мы говорили в начале нашей беседы, проявилось теперь в западном обществе, отошедшем от Христа и разложившимся. И эта умирающая цивилизация пытается затянуть в свой гроб ещё и того, кто –  рядом, более-менее живой.  И мы можем и должны этому сопротивляться.

 КОРР.: Возвращение Крыма, освободительная война на Донбассе – это часть того, о чем Вы сейчас говорили.

О.ОЛЕГ: Безусловно. В моем представлении нет никакой Украины, Белоруссии, России как отдельных государств. Есть один русский народ. Помните – Великая, Белая, Малая и пр. Русь? Языковые различия, акценты, традиции – это такие мелочи! И поморы отличаются от нас с вами, и жители Урала и Поволжья. Внутри нашей страны много разных традиций – но это один и тот же русский народ. Поэтому можно сказать, что мы переживаем сейчас национальную катастрофу, потому что мы разделены. А такие события как возвращение Крыма – ласточка надежды на будущее воссоединение.

КОРР.: Разделяете ли Вы мысль или изречение митрополита Московского Филарета: «Любите врагов своих, ненавидьте врагов Господа, бейте врагов Отечества»?

О.ОЛЕГ: Тут сложно поспорить. Заповедь любить врагов своих дана нам самим Христом, стремление бороться за чистоту Церкви и Её учения должно быть в душе у каждого  христианина. А что касается врагов Отечества – мы, славяне, люди не агрессивные, мы никогда не мечтали и не мечтаем кого-то завоевать, поработить, пойти крестовым походом, навязать свою цивилизацию. Скорее, наоборот. А вот защищать свою Родину, когда враг пришёл – вполне в наших традициях.

КОРР.: Давайте напомним читателям о православных святынях Наро-Фоминского края.

О.ОЛЕГ: Формально у нас 35 храмов, но служба совершается лишь в 25. Остальные стоят разрушенные и разорённые. Наш долг перед Церковью – восстановить эти храмы. Надо обязательно ещё сказать о людях святых, которые жили на этой земле, служили Богу. Когда состоялось прославление новомучеников российских, мы вдруг поняли, что гордость  Наро-Фоминской земли – это 30 человек, которые сейчас стоят перед престолом Божиим и молятся за нас. И мы знаем места, где они служили, можем прикоснуться к ступенькам, по которым они проходили, ещё остались люди, которые их видели и которые свидетельствуют о их жизни. И это чудо Божие, что нам так близки эти святые.  Например, в нашем благочинии очень почитаемыми святыми являются Александр и Федор Вышегородские. Поскольку их казнь состоялась в 1918 г., ещё до массовых расстрелов, их захоронение было не во рву где-нибудь на Бутовском полигоне, а в отдельном месте. Поэтому их мощи были обретены, чудотворят и помогают многим людям. Мы очень чтим Владыку Илариона, архиепископа Верейского, помощника патриарха Тихона.

КОРР.: Для нашей Церкви характерны милосердие и помощь нуждающимся. Как эта деятельность ведется в Наро-Фоминском благочинии?

О.ОЛЕГ: У  каждого храма – свое служение. Есть храмы, которые окормляют больницы, есть те, которые помогают заключенным. Ещё одно доброе начинание – 8 лет назад мы организовали детский военно-патриотический лагерь-клуб «Верейская застава» –  для детей из наших приходов, хотя туда приезжают и детишки из Москвы и других районов Подмосковья. Покровителями своими мы считаем Александра и Федора Вышегородских, поскольку лагерь проходит неподалёку от того места, где эти святые приняли мученическую смерть за Христа. Оказалось, что обращение к патриотической, военной, туристической тематике, то, что для нас в детстве было обычным делом (помните, например, «Зарницу»?) – целое откровение для нынешнего молодого поколения. Мир-то намного интереснее, чем он видится в компьютерах или планшетах. Есть природа, есть человеческое общение, которое по-особому проявляется в экстремальных условиях.

КОРР.: Отец Олег, в завершение нашей беседы что пожелаете читателям в эти праздничные дни?

О.ОЛЕГ: Я бы пожелал быть с Богом, быть в мире с самим собой, со своей совестью, не отчаиваясь ни при каких обстоятельствах, надеясь на Господа Бога.
 
КОРР.: Спасибо за интервью. Спаси Господи.


 _______________________________________________________
* Двунадесятые праздники (от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать») – двенадцать важнейших (помимо Пасхи) годовых праздников русского православного литургического календаря. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).

** «Неделя» в переводе с церковно-славянского – воскресенье
 
 
Беседовал Владимир Шакулов


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
06.01.2016

прот. Олег Митров





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта