Юлия Катенева: Рынок выездного туризма накрыл новый кризис (02.07.2018)

Отпускной сезон набирает силу, как, впрочем, и нестабильность на российском туристическом рынке.
Вслед за старейшей компанией "Натали Турс" о сокращении чартерной программы заявила и петербургская "Аврора БГ", приостановившая чартеры в Болгарию и Черногорию из-за убыточности программ.

Спрос на заграничные путешествия падает, не в последнюю очередь из-за падения уровня жизни и курса рубля, отмечают эксперты.

"Пока живем"

В конце июня структура старейшего туроператора "Натали турс" – компания "Панорама тур" - сократила количество чартеров в Испанию, Италию и Турцию. "В связи с низкими финансовыми показателями выполнения чартерных программ по направлениям Барселона, Римини, Катания, Неаполь, Анталия, Ираклион принято решение об их сокращении начиная с 30 июня",  - говорится в письме туроператора партнерам.

По словам президента компании Владимира Воробьева, в настоящий момент "Натали Турс" вывозит туристов с курортов. "В течение недели до следующих выходных всех вывезем, и на этом чартеры на это лето закроем",-  цитируем главу туркомпании по "Интерфаксу".

Отметим, что чартеров у "Натали Турс" немного, всего около 30% от всего объема программ. При этом денег на компенсации убытков туристов у оператора хватит.

Фонд персональной ответственности компании "Панорама Тур" в настоящий момент составляет около 6 млн рублей. А по данным зампредседателя комитета по туризму "Опоры России" Татьяны Дмитровой, турагенты "Натали турс" обеспечены средства в размере 156 млн рублей. При этом, в случае возникновения проблем, владелец компании покроет убытки из собственных средств, заверила Дмитриева.

По данным источника "Ведомостей", отмена чартеров коснется (до конца сезона) - около 7-8 тыс. туристов, при этом речь идет о $4 млн компенсаций.

Глава туроператора также разместил на странице в социальной сети обращение к "коллегам по цеху", где подробно описал ситуацию. "В пятницу, ближе к вечеру, в связи с финансовыми разногласиями наш испанский партнер W2Meet остановил с нами сотрудничество и приступил к аннуляции заказов, - пишет В.Воробьев. - Для того чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений. Компания в настоящий момент продолжает отправлять туристов на базе регулярных рейсов по всем направлениям, кроме Испании, где предполагается в кратчайшие сроки осуществить замену партнера".

Господин Воробьев признал, что за два дня к нему поступила масса обращений со словами поддержки и предложениями о помощи. "В эти непростые дни мы действительно в ней нуждаемся", - отметил бизнесмен.

Кстати, чартерную эстафету "Натали турс" поспешили подхватить конкуренты. Туроператоры предлагают туристам, чей отдых оказался под вопросом, свои услуги по организации отдыха в Испании. Например, туроператор TUI "готов увеличить полетную программу и увеличить количество номеров в отелях". На сайте туроператора Space Travel предлагается перебронировать заявки по отмененным рейсам стороннего туроператор с дополнительными 3% к базовой комиссии.

Отметим, что проблемы у клиентов "Натали турс" возникали и ранее. Например, известно о сложностях при заселении туристов в отели Турции и Китая. "На местах" туристам сообщали, что номера вообще не оплачены, или предлагали доплатить за проживание.

Генеральный директор Space Travel Артур Мурадян напомнил, что "Натали Турс" сталкивалась с чартерной проблемой на испанском направлении, но "тогда смена юрлиц и претензии "Трансаэро" каким-то чудом не позволили компании сбавить обороты".

"Все профессионалы как раз сходятся во мнении, что даже сам тон последнего обращения господина Воробьева - "пока живем" - данная формулировка уже наводит на очень грустные мысли", - сказал он в беседе с "Бизнес FМ".

Отметим, речь идет о возникновении проблем у некогда крупнейшей компании на российском туристическом рынке. "Натали Турс", созданная в 1994 году, входила в пятерку крупнейших компаний рынка, основным направлением деятельности компании была Испания, а в настоящий момент туроператор работает по 55 направлениям.

"Натали Турс" в последнее время уже не является крупнейшим туроператором, как был когда-то, отмечают эксперты. "Основная часть их туристов – люди, которые имеют в турпакете регулярную перевозку. Те же чартеры в Испанию, которые отменены, туроператор делал не один, а в сотрудничестве с другими компаниями. По Италии у них был небольшой блок", - цитируем главу ассоциации туроператоров по выездному туризму "Турпомощь" Александра Осауленко по "Интерфаксу".

С чартеров на "регулярку"

Тем не менее, профучастники рынка отмечают: туристический рынок накрыла очередная кризисная волна. При этом не исключено возникновение цепной реакции, когда проблемы одного игрока провоцируют сложности у другого, предупреждают эксперты.

Еще в начале весны ничего не предвещало падения спроса: глядя на результаты раннего бронирования, турфирмы планировали нарастить продажи на 20-30%. Но, как оказалось, с началом летнего сезона, соотечественники вдруг стали предпочитать зарубежным курортам российское побережье – Крым и Краснодарский край.

"Это доказывает, что не стоит ориентироваться на показатели раннего бронирования, - пояснила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, указав, что заранее бронируют туры те туристы, которые рассчитывают на скидку. При этом основная масса нашипх соотечественников по-прежнему покупает путевки ближе к дате отъезда, сказал она "Российской газете". И здесь уже главным фактором становится курс рубля, определяющий стоимость зарубежной поездки. А он достаточно "слаб" и, по оценкам аналитиков, пока укрепляться не спешит.

По словам госпожи Тюриной, памятуя о кризисном 2014-м, ведущие профучастники рынка предпочитают подстраховаться. "Крупные игроки все-таки стараются не рисковать понапрасну. Раньше компании могли поставить чартерные рейсы с запасом. Сейчас все просчитывают возможный спрос. Но даже это удается не всегда", - отметила она. Рост цен на чартерные перевозки привел к тому, что туристы стали выбирать регулярные направления. Спрос на чартеры снизился, и такие перевозки стали нерентабельными.

В "Натали Турс" подтвердили: сложившаяся ситуация лишь подтолкнула ускорить ранее принятую стратегию перевода продуктовой линейки на регулярную основу. "В итоге, если сейчас такие туры в нашем объеме занимают 70%, то в июле уже будут занимать все 100%", - цитируем В. Воробьева по изданию "Турпром".

Эксперты также указывают на особенности туристического бизнеса: низкомаржинальная модель не работает на падающем спросе. Поскольку все средства в бизнесе, а резервы отсутствуют, любая нестабильность приводит к серьезным проблемам у представителей рынка, отмечают аналитики. Предел выживаемости – два месяца, подчеркивают они.

Июнь, по оценкам наблюдателей, стал очень сложным для многих игроков рынка. В первый летний месяц прекратила свою деятельность компания "Матрешка-тур", испытывающая проблемы еще с 2017 года. 15 июня туристический оператор Polar Tour сообщил о том, что приостанавливает свою деятельность. Ушли с рынка Premium Travel Group и "Радуга Травел центр".

При этом в Ассоциации туроператоров России (АТОР) не считают ситуацию критической, ведь о крупных компаниях, обслуживающих большое количество туристов, речь не идет. В Ассоциации уверены: мы наблюдаем реакцию рынка на тяжелый сезон. Прогнозы были хорошие, но курс рубля все испортил, заключили эксперты. 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
02.07.2018

Юлия Катенева
Источник: https://business.tsargrad.tv/articles/rynok-vyezdnogo-turizma-nakryl-novyj-krizis_143431




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта