Михаил Лукашкин, Ксения Теплякова: Санкции надавили на сжиженный газ (28.02.2019)
США начали новый крестовый поход на Россию – в конгресс внесён законопроект о дополнительных санкциях. Помимо прочего, он ограничивает инвестиции в российские СПГ-проекты за пределами страны. Под запрет попадают вложения в них, если они стоят дороже $1 млн (или $5 млн суммарно за 12 месяцев). Россия делает акцент на развитии СПГ-мощностей внутри страны, за рубежом проектов нет, компании планируют строить лишь перевалочные терминалы. В приведенном варианте санкции для ТЭКа несущественны, однако более широкая трактовка в финальной версии может затруднить экспорт российского сжиженного газа.
В отношении российского ТЭКа уже действуют санкции. Штаты еще в 2014 г. ввели запрет на работу иностранных нефтесервисных компаний на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами, поставку оборудования для ТРИЗов, шельфа и добычи сланцевого газа.Сегодня СМИ сообщили лишь о внесении проекта, но многое будет зависеть от окончательной формулировки санкционного пакета, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Узкая трактовка – проекты по строительству или эксплуатации заводов по сжижению газа на территории других государств. В этом случае только "Лукойл" где-то в Африке участвует в сжижении газа. Но если трактовка будет широкой, сюда попадает, например, взаимодействие "НОВАТЭКа" с европейскими странами по использованию СПГ-терминалов. Есть долгосрочный контракт по перегрузке в бельгийском Брюгге. Также тут речь может идти о строительстве перевалочного пункта и приёмного терминала в Германии", – рассказал Накануне.RU Юшков.
Сюда же относится контракт на перегрузку газа в Норгвегии, Франции.
"Также "НОВАТЭК" недавно заключил контракт на использование действующего СПГ-терминала для перегрузки газа с японской фирмой. Подобных проектов довольно много. Тут же – размещение заказов под строительство 15 танкеров для будущего завода "Арктик СПГ- 2". Основную часть газовозов будут делать корейские верфи и потом уже доставлять на "Звезду" и собирать с корпусом. И в Мурманской области компания строит верфь, где будет возводить гравитационные платформы, на них потом в Обской губе будет располагаться завод по сжижению газа. Была информация, что первую платформу будут делать за рубежом, потому что верфь не успевают построить", – сказал Юшков.
То есть рисков довольно много. Напомним, когда появилась информация о том, что санкции коснутся СПГ-проектов, министр финансов Антон Силуанов пообещал финансовую поддержку проекту строительства завода "Арктик СПГ-2". Обеспокоенность могла быть вызвана либо расширением санкций, либо широкой трактовкой, предполагает Юшков.
Отсутствие санкций против действующих или строящихся заводов внутри страны – результат лоббистских усилий европейских или азиатских компаний. французский концерн "Total", помимо доли в "Ямале СПГ", владеет 19,4% самого "НОВАТЭКа", компания планирует стать акционером "Арктик СПГ-2". В числе интересантов – итальянцы, китайцы, Саудовская Аравия. Кроме того, "Shell" владеет долей в Балтийском СПГ, американская "ExxonMobil" – в Дальневосточном СПГ.
"В нынешней форме законопроекта американцы не готовы идти на конфронтацию с множеством иностранных партнёров. Но это не говорит о том, что ее не будет в будущем и санкции не расширятся на заводы, которые физически расположены в России, в первую очередь – на Ямале", – заявил Игорь Юшков. Он добавляет, что принять закон, а затем распространить его на новые активы – самый легкий путь.
Новые санкции – еще один сигнал к тому, что стране необходимо расширять свои компетенции в ключевых для экономики сферах, уверен депутат Госдумы от "тюменской матрёшки" Владимир Сысоев. Это касается и производства ледоколов и оборудования для СПГ-заводов.
"В свое время я выступал инициатором переименования "Роснано" в инженерный центр, в том числе по новым технологиям для СПГ, чтобы Россия могла наработать компетенции и возможность выпуска аналогичного иностранному оборудования. Но, к сожалению, правительство не поддержало инициативу. Вероятно, у нас будут проблемы с поставкой ряда комплектующих, оборудования для новых СПГ-проектов. Такая же ситуация в промышленности. Много производств, которые как были, так до сих пор и ориентированы на покупку иностранных комплектующих. Пример – так называемый новый самолет МС-21. Фактически сегодня мы заморозили определенные процессы, связанные с массовым запуском производства", – заявил Накануне.RU депутат.
Для России кластер СПГ-проектов на Ямале и Гыдане – якорный в освоении Арктики, после начала их реализации Россия решила всерьез вернуться в регион, восстановить Северный морской путь, построить ледоколы. "Всё это делали под "Ямал СПГ". Когда утвердили "майские указы", даже те, кто "НОВАТЭК" не поддерживал, поняли, что без компании и её грузопотока их не выполнить. А это грозит проблемами с сохранением должности. Теперь компании помогают, чтобы она обеспечила грузопоток. Поэтому для Америки вставлять России палки в колёса – да, но "выбить" её из Арктики – слишком громко сказано", – сказал Юшков.
Ограничения для иностранных СПГ-проектов впоследствии могут распространить на традиционные проекты российских компаний за рубежом, предполагает профессор РГУ имени Губкина Валерий Бессель. По его мнению, санкционный проект – часть переговорного процесса по кризису в Венесуэле.
"Этот закон – попытка "отжать" от нас Венесуэлу, однако он никак не повлияет на развитие отрасли. У нас достаточно запасов внутри страны, есть, куда инвестировать деньги в развитие нефтегазовых проектов России. Мы занимаемся добычей нефти и газа в 10 часовых поясах от Калининграда до Камчатки. У нас колоссальные перспективы и в Восточной Сибири, и в Охотском море, и Западной и Восточной Арктике. Поэтому если мы потеряем проекты в Венесуэле или на Кубе, нефтянка наша не расстроится. Достаточно ли внутренние проекты защищены от возможного усиления санкционного режима в будущем? На это у меня нет ответа", – рассказал Накануне.RU Бессель.
Добавим, в новом пакете санкционных мер нет ограничений для газопровода"Северный поток – 2", строительство которого Штаты уже пытались остановить. Учитывая единую позицию европейских стран-участниц, газопровод будет построен вне зависимости от мнения США, объясняет эксперт Игорь Юшков: "Есть ограничения, которые были прописаны, но не введены – запрет на поставку оборудования, оказания услуг, финансирования. Всё это было ещё в августе 2017 г. Сейчас вводить дополнительные ограничения, если не использовали старые, бессмысленно".
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114938/
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Михаил Лукашкин, Ксения Теплякова