Майя Мамедова: Сергей Обухов: Национальные проекты — «пылесос» для вывода денег за рубеж (11.03.2019)
Как думаете, общество хочет диалога с властью? Под перестук-морзе весенней капели по стеклу пытаюсь это понять. Считается, власть живет в своем собственном изолированном мире, он не связан с реальностью, в которой обитают иные прочие граждане. Так это же их беда: чиновники пытаются говорить с нами, а получается, вот так и получается. Тот же министр экономразвития Максим Орешкин. Рубль падает, а он успокаивает, граждане, национальная валюта «очень устойчива». А вице-премьер Татьяна Голикова тоже радеет за наши кошельки. Оказывается, если бросить курить, в год на покупке сигарет сэкономим миллион рублей. Кто-то подсчитал, это возможно, если в день выкуривать 34 пачки сигарет стоимостью 80 рублей. Жизнь настолько налаживается, что нам, по примеру Эмиратов, откуда недавно вернулась спикер СФ Валентина Ивановна Матвиенко, недостает только министерства счастья, что накануне 8 марта и предложила она создать. Выведут обитатели нового министерства формулу, индекс счастья. Как, может быть, «денег нет, но вы держитесь». Формула для обитателей Эмиратов получится непонятной, если взять исходными антинародные реформы, которые в России принимались последние 20 лет.
— Валентина Ивановна у нас человек любознательный, она часто ездит за границу, — говорит депутат Госдумы 5 и 6 созывов от фракции КПРФ, заместитель директора Центра исследований политической культуры России Сергей Обухов.— Вот вновь побывала в Эмиратах. В Эмиратах — монархия, а у нас авторитарный режим с элементами декоративной электоральной демократии. Лучше бы Валентина Ивановна предложила к 8 марта кое-что поинтереснее. Например, национальный пирог в виде доходов от нефти, а Россия — нефтегазовая держава, это министерство счастья будет делить между россиянами, как и в Эмиратах? Конечно, нет. Да народ уже давно живет, выживает сам по себе: не благодаря, а вопреки. А «министерство счастья» Валентины Ивановны — еще одно подтверждение деградации системы управления. Так что, Валентина Ивановна, как говорится, попала пальцем в небо: для определения эффективности тех или иных законопроектов власти, ей какой-то индекс счастья понадобился. Россияне, повторю, давно уже не надеются на государство, строят сами свое счастье, жизнь, прося власть не трогать их, не придумывать грабительских реформ.
«СП»: — Чем очередные национальные проекты, которые должны поднять страну, обогатить россиян — не успокоительная таблетка счастья: все будет хорошо, верьте нам, люди?
— Ой, помните, «А вы верите в перестройку? А вы верите в демократические реформы Бориса Николаевича? А вы верите Гайдару?» Значит, верю ли я в национальные проекты? Национальные проекты — это уже «осетрина второй свежести». В начале 2000-х Владимир Владимирович Путин устраивал конкурс между Медведевым и Ивановым. Они были объявлены преемниками. Вся страна гадала, кто преемник — Медведев или Иванов? Тогда и придумали эти национальные проекты. Сейчас нам опять ту же мормышку выдают: по сути дела, разбитые бюджетные ассигнования выделены под красиво оформленную обертку. Да, 12 национальных проектов, звучит красиво, какие-то там задачи обещают решать. Но ключевая беда очередного майского указа Путина, который нам пообещал счастливую жизнь в 2024 году — 9 национальных целей. Не знаю, кто ему писал эти указы, Орешкин или Кудрин, но не может быть 9 национальных целей.
Национальная цель — всегда должна быть одна, качественная. Значит, «занять 5 место по величине экономики среди стран мира». А если у нас будет 4,5 место? А если у нас будет 5,6 места? Какое дело бабе Мане или Ивану Иванычу, что мы занимаем это самое место, если у них кошелек пустой? Это что за качественная цель экономики? Говорят поднять уровень, продолжительность жизни до 78 лет. Оказывается, по статистике, ежегодно она растет на 1 год. Дорогие граждане фантазеры из Кремля, со Старой площади — убыль населения катастрофическая, с вашей статистикой явно что-то не то: посмотрите и пересчитайте свежие кладбищенские могилы. Кстати, благостные показатели по статистике проявились после того, как поменяли чиновника, отвечающего за статистику.
Национальная цель может быть только одна, значит, всё остальное — задачи. И это я говорю, учитывая квалификацию управленцев. Вы определяете 9 национальных целей. Цель всегда качественная, а задачи — инструментальны. Я не знаю, какую они собираются представить обществу, чтобы потом ее добиться. Цель — это плод большой научной и духовной работы, а они на это неспособны. Грустно, смешно, когда в качестве национальной цели предлагают добиться 50% предприятий, занимающихся инновационной деятельностью? Вот таков у нас «уровень» управления, понимания управленческих задач министром Орешкиным, премьер-министром Медведевым.
«СП»: — Но президент же предупредил о личной ответственности министров за выполнение этих национальных проектов. Что означают эти слова? Роспуск кабмина, корректировку целей, наказание?
— По исследованиям нашего Центра, отставки и кабинета министров, и пересмотра коренной реформы политсистемы поддерживают в той или иной степени уже более половины граждан. Это говорит о том, что люди вопиют от этой безответственности. Владимир Владимирович, предъявите, кого вы из министров освободили за неэффективность. Ответил ли тот же Орешкин за несбывшиеся прогнозы? Никто не ответил. Вот у нас есть социальный блок. По январской статистике падение доходов на 1,2%. Шестой год снижаются доходы, россияне нищают. Владимир Владимирович у нас царствует, наблюдает, что в стране происходит. И что? Кто ответил? Дмитрий Анатольевич Медведев? Всё у них хорошо, поэтому никакой ротации кадров нет.
«СП»: — Суетность власти, попытка показать населению, что его благоденствие не за горами, не обернется ли большим кризисом не только социально-экономической сферы, но и политической?
— Ключевой запрос, это показывают исследования и нашего Центра, на перемены, обновление, восстановление социальной справедливости давно назрел. Народу надоели тотальное воровство, кумовство и междусобойчик элиты. Надоели отсутствие «лифтов», непробиваемость, отсутствие жизненных перспектив. Социально-экономическая ситуация ухудшается. Власть оскорбляет, унижает народ. Послание президента — какая-то мелкая торговля с населением. «А вот давайте многодетным семьям на 5 кв. метров сократим налог на жилье». Ну, насколько его сократили, на 4 рубля? Все многодетные семьи захолонули в восторге и побежали поддерживать партию власти за эти 4 рубля? Пособие по уходу за ребенком — 50 рублей, но на этого ребенка одновременно вводится «мусорный налог» — минимум 150 рублей. Вот такая «забота» при растаскивании денег по офшорам. Вспомнилось недавнее разоблачение «Тройки-Диалог». Выявили американцы офшорные связи наших олигархов, вскрыт вывод средств. Власть же недовольному народу подкидывает 10−15 рублей, рассовывая по своим карманам миллиарды.
«СП»: — Вы говорите о назревании перемен, запросе на обновление. При этом агентство Moody`s опубликовало прогноз о рисках неорганизованной смены режима. На чем он основан?
— Россия и для отечественной элиты, и для Запада - дойная корова. Если вернуться к целям национальных проектов, одна из них — увеличить до 20% ВВП, чтобы можно было экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности. То есть мы дальше работаем на экспорт. Да, взаимовыгодный товарообмен важен. Но все схемы экспорта, импорта без отсутствия государственного контроля за вывозом капитала, надзорной функции регулятора, той или иной формы государственной монополии, оборачиваются простым вывозом капитала. То есть, по сути дела, реальная национальная цель майских указов президента, обеспечить эти 20% ВВП за счет экспорта различных отраслей. А что это такое? По сути дела, они пытаются подпитать этот «пылесос», чтобы уходили не только нефтегазовые деньги, но и из других отраслей. Выводить деньги в офшоры на экспортно-импортных операциях. То есть ориентир не на развитие внутреннего рынка, который, чахнет: у нас нет внутреннего потребления. Китай в значительной степени поднялся за счет внутреннего рынка, повышения его емкости, развития производства. А мы — опять экспортно-ориентированные, работаем на заграницу. Россия должна быть дойной коровой. А потом: «Ах, вывоз капитала у нас вырос!» Кстати, опять по январю невиданные цифры по вывозу капитала. По прошлому году втрое по сравнению с позапрошлым годом вырос вывоз капитала. То есть в развитие деньги-то не вкладываются. Мы проводим, вывозим наши товары, их продаем, но деньги-то в Россию не возвращаются. Вот — ключевое. То Панамское досье, там 60 высших чиновников якобы имеют офшоры, то сейчас идет расследование по новому делу, где уважаемые люди, как оказалось, вывозили деньги на Запад через латвийские банки.
На этом фоне, конечно, недовольство народа растет.
Что касается прогноза агентства Moody`s, думаю, оно отрабатывает риски, которые возможны. Да, рейтинг Путина падает, а у нас вся политсистема держится на повышенном рейтинге Путина. Но дело не в этом. Страной можно править даже при 20% доверия. Так было у Бориса Николаевича. Вопрос — в политическом процессе, когда администрация президента сказала, и вся вертикаль взяла под козырек. Это уже будет означать и конкурентную борьбу. А готова ли власть к этому? Либо нужны в такой ситуации нормальная политическая дискуссия, свободные выборы, потому что одной административной дубиной всех в стойло не загонишь. А это означает, что система должна будет перестраиваться.
Я думаю, наверное, когда говорилось о риске неорганизованной передачи власти, они имели в виду, что начнется брожение в элите и, как следствие, брожение в народе. Скажем так, может прийти к власти не та группировка, на которую бы они рассчитывали. Но пока есть «пылесос», средства из страны выкачиваются, элита обогащается, американцы недовольны, но, по крайней мере, стиснув зубы, соглашаются на Путина во власти. Хотя кипрские банки это уже не шибко такая гавань: там американцы, по сути дела, провели реквизицию всех вкладов.
Думаю, впереди нашу элиту ждет много интересного в этом плане, и вся надежда нашей офшорной аристократии, что они где-то перепрячут, призрачна. 22 триллиона — американский внешний долг. Примерно сопоставимая цифра — это богатеи не только России, и персидских монархов, и туземные, и африканские эти самые олигархи, вот примерно такая же сумма прячется в офшорах. Я думаю, что всё идет к тому, что как только там будет установлен мировой контроль, эти деньги будут реквизированы под различным предлогом для погашения американского внутреннего долга. Потому что иначе только война может списать этот заоблачный долг. А так, за счет офшоров, за счет туземных богачей, олигархов, Абрамовичей, Вексельбергов, Дерипасок, думаю, этот сценарий отрабатывается на Западе активно через международные институты.
«СП»: — В такой ситуации попытка режима передать власть, сохранив саму систему, нынешних бенефициаров, опасна для страны?
— Если произойдет всё в текущем режиме, как они предполагают, что все бенефициары сохранились, политика осталась неизменной, то, думаю, это в принципе невозможно. Передача власти от Ельцина к Путину не позволила сохранить былых бенефициаров. Мы помним, как под видом борьбы с олигархией разобрались, например, с капиталами Ходорковского, Березовского, Гусинского. На смену ельцинским олигархам пришли другие.
Конечно, нынешние, кто сейчас присосался к бюджету, к государственным потокам, хотят сохраниться, но вряд ли им это удастся при любом сценарии транзита. Я думаю, для страны это печально и плохо. Потому что есть пример 1998 года, когда господин Кириенко, ныне Герой РФ, довел страну до дефолта. Тогда, собственно говоря, собрались национально-ответственные силы и, по сути, объединившись в правительстве Примакова и Маслюкова, с помощью компартии оттащили страну от края пропасти. Все увидели, за 9 месяцев Примакова у власти возможен и был промышленный рост, и государственный контроль был восстановлен, и заработали отрасли, и появилась надежда на лучшую жизнь. А тогда было государственных резервов только $ 6 миллиардов — не 200, не 300, не 400, как сейчас, то есть, и в тех условиях страну могли оттащить от края пропасти.
Поэтому я думаю, конечно, оптимальный вариант, за который мы боремся — это национально ориентированная политика, смена курса и возвращение идеи справедливости в социальную практику. Потому что иначе тотальный обман, коррупция, неэффективность, погребут страну под развалинами.
Важно, поведется ли народ на «пряники», обещания лучшей жизни в недалеком будущем. Манипуляции со статистикой будут продолжаться всегда. Власть продолжит закручивать гайки. Это очевидно: Госдума в третьем чтении приняла закон, который будет карать россиян за «неуважение власти». А что такое неуважение к власти, что такое неуважение власти? Падение рейтинга не поднимешь репрессивными методами. Крышечка у котла сносится, если он перегревается.
«СП»: — Как КПРФ, патриотические силы реагируют на сложившуюся ситуацию в стране, и что предлагается для обновления правящего политического класса?
— Есть конкретные наши предложения, но ни по одному из них, которые предлагает Зюганов, или предлагал во время президентской избирательной кампании Грудинин, отклика власти нет. Вся повестка остается актуальной, начиная, с ключевого вопроса: нужна национализация ключевых отраслей военно-промышленного, сырьевого комплекса. Национализация, то есть прекращение этой кормушки и установление государственного контроля, банковского над вывозом капитала, потому что пока лазейки кормушки не перекрыть, страну будут разорять, этот «пылесос» работать. Восстановление принципов социальной справедливости. Говорят, денег нет, но когда мы посчитали, сколько возможно взять на прогрессивной шкале подоходного налога — они же, как черт ладана, боятся прогрессивной шкалы, прогрессивного налога, она им не нужна. Это дает колоссальный ресурс, а говорят, денег нет. Да вообще, это брехня, что денег нет. Сколько они там, 500 миллиардов пенсионного грабежа собирались сэкономить? Так вот, оказалось, что по итогам года у нас больше 2 триллионов профицит, то есть назакручивали гайки, крантики подкрутили, залезли в карманы россиян, набрав денег в бюджет. Сейчас будут раскидывать по офшорам, уверяя, что денег нет.
Знаете, как я бы охарактеризовал ситуацию? Бессилие всесилия. Есть всесильный президент, которому всё-всё подчиняется, он всех назначает, всё может отнять, всё может дать, значит, и всех контролирует. И вот мы слушаем его послание, оказывается, чтобы разобраться с мусорной свалкой и с мусорным контейнером, президент должен лично заниматься какой-то одной мусорной свалкой. Парни, вы до чего доуправлялись страной, если Верховный главнокомандующий занимается мусорным контейнером в течение нескольких дней? Это где пресловутая вертикаль? Где способность к управлению?
Вроде бы, систему выстроили, репрессивный аппарат выстроили, все рапортуют, что всё хорошо. У «Единой России» всюду 146% поддержки. Народ счастлив, осталось только индекс счастья, как Матвиенко предлагает ввести, и всё. А тут президент занимается лично мусорной свалкой. Ему нужно искать выходы укрепления страной в переориентации с олигархии на средний класс, на трудящийся класс, обеспечение развития страны, потому что другого способа выживания нет. Сможет провести переориентацию системы, ее пересмотр, будет хорошо и для него, и для страны. В конце концов, все революции, все преобразования в России всегда проводились сверху.
Понятно, что 20 лет у власти бесследно не проходят, человек бронзовеет, не имеет каналов альтернативной информации, всё более закукливается. Кстати, блестящий показатель: если раньше хотя бы раз в квартал, в полгода он совещался с Геннадием Андреевичем Зюгановым, после чего мы видели перемены, то сейчас у него каналов оперативного получения информации вне кокона, в котором он окружен, всё меньше и меньше.
Но протестная активность растет. Власть боится улицы. Любая очередная глупость власти, необдуманный шаг электризует народ. В хрущевках живут не быдло, качество питания детей в школе — забота государства. В обещанный прорыв народ не верит, живет сам по себе. У власти был шанс повернуть развитие России в позитивное русло. Посмотрим, как она и история распорядятся.
Источник: https://svpressa.ru/politic/article/226940/
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Майя Мамедова