Александр Самсонов: Сгоревший собор Парижской Богоматери как символ гибели старой Европы (Закат Европы) (17.04.2019)
Собор Парижской Богоматери пережил сильный пожар. Разрушен один из главных символов христианского мира, Франции и Старого света. В этом событии есть грозная символика. Горящий Нотр-Дам де Пари – это умирающая Римско-католическая церковь, христианская цивилизация и старая Европа, включая Францию.
Старый мир уходит, ему на смену приходит новый, где христиане и белые европейцы – это стареющее и вымирающее меньшинство. Когда на смену белым французам, итальянцам, немцам, англичанам и шведам, которые погрязли в обществе потребления и саморазрушения, гедонизме, утратили традиционную семью и общество, приходят куда более жизнеспособные представители арабо-мусульманского мира, Чёрной Африки и Азии. Где христианскую (библейскую) цивилизацию сменила постхристианская, «мультикультурная». Местами даже «сатанинская» — человеконенавистническая, культура тьмы, замешанная на мистике и сатанизме. Одновременно наступает исламский мир, и на месте храмов возникают мечети. Очень даже возможно, что уже вполне видимое будущее Западной Европы – это «халифат». И на месте собора Нотр-Дам когда-нибудь построят мечеть, как когда-то ранние христиане построили здесь первую церковь на основе римского храма Юпитера.Из истории собора
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и знаменитый памятник ранней готики, которая открыла новую эпоху в западноевропейской архитектуре. Нотр-Дам многие столетия был историческим символом Парижа и французского искусства. Собор олицетворял собой французскую монархию, Римскую церковь. Строительство храма началось в 1163 году, при короле Людовике VII. А первый камень в фундамент собора заложил папа Александр III. Инициатива же в создании этого проекта принадлежала парижскому епископу Морису де Сюлли. Нотр-Дам стал символом французской королевской власти. Не зря много веков спустя, 2 декабря 1804 года, тоже в присутствии папы в Нотр-Дам Наполеон короновал себя французским императором.
Расположенный в восточной части острова Сите (старейшая часть города) на реке Сена, Нотр-Дам был возведен на месте церкви св. Стефана, также здесь была церковь в честь Святой Матери. А до господства христиан здесь располагался римский храм Юпитера – в древнеримской мифологии бог неба, громовержец (соответствует древнегреческому Зевсу). Это было делом обычным. Многие христианские храмы, святилища были возведены на фундаментах, обломках прежних религиозных, языческих сооружений. Население легче приучалось к новой религии. К XII столетию первые христианские церкви пришли в упадок и парижский епископ решил воздвигнуть новый храм. Так началась история Нотр-Дам де Пари.
Основное строительство было завершено ещё при жизни епископа де Сюлли (умер в 1196 году). В 1185 году католический патриарх Иерусалима Эраклий провёл службу в почти законченном соборе. Однако в дальнейшем собор продолжали изменять, возводили новые постройки. В итоге строительство продолжалось до середины XIV века. Поэтому памятник сооружали несколько поколений архитекторов, что привело к смешению романского и готического стилей.
По первоначальному замыслу, главный собор Парижа должен был вмещать всё население города. Тогда Париж был по современным меркам небольшим городом с населением около 10 тыс. человек. Поэтому собор Парижской Богоматери вмещает в себя около 9 тыс. человек. В средний неф собора (от латинского navis — «корабль», основное пространство храма, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн-столбов, отделяющих его от соседних нефов-помещений), он самый большой из пяти, можно поместить 12-этажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, как крест, на котором был распят Иисус Христос.
Пожар 15 апреля 2019 года показал, что здание очень возвышенное, хрупкое. По сути, в соборе нет стен, всё держится на столбах, соединенных арками. В проёмах арок – витражи. Много деревянных конструкций.
Три остроконечные арки являются входами. Их украшают статуи ангелов, пророков и святых. Скульптуры библейских царей украшают ниши карниза. В средние века, когда подавляющая часть населения Европы была безграмотной, включая высшее сословие – феодалов, такие соборы, как Нотр-Дам, были своего рода изобразительной книжкой для детей. Вся история Библии, от грехопадения Адама и Евы до Страшного суда, была представлена в многочисленных изображениях церкви. С другой стороны, храм обладал своей мистической историей. Страшные химеры и горгульи, которые «наблюдают» с крыши за бесконечным потоком прихожан и туристов, создали свою мифологию, оккультные теории. Не зря знаменитый французский писатель Виктор Гюго назвал собор Нотр-Дам де Пари «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма».
Собор Парижской Богоматери – это одно из самых великолепных и великих произведений человеческого искусства. Кроме того, по мнению католиков, в храме содержится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, этот венец был возложен на голову Иисуса Христа римскими легионерами во время суда. Сначала венец хранили на горе Сион в Иерусалиме, затем, в 1063 году, его перевезли во дворец византийских базилевсов-императоров в Константинополе. После разгрома столицы Византийской империи рыцарями-крестоносцами в 1204 году венец украли. В 1238 году французский король Людовик IX Святой приобрёл реликвию за огромную сумму у венецианцев. В свою очередь, святую реликвию в Венеции заложил последний латинский император Балдуин II де Куртене (Латинская империя – государство, созданное французскими рыцарями на месте Византии). В августе 1239 года французский короле передал великую реликвию христиан в парижский собор Нотр-Дам. Через несколько лет при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других христианских святынь – фрагментов Креста Господня, копья, которым пронзили Иисуса и др. Реликвия находилась в часовне до Французской революции. Позднее венец перенесли в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Нотр-Дам пережил немало великих событий. Здесь рыцари-крестоносцы готовили свои души перед отъездом на войну за Гроб Господень, французский монарх Филипп IV в 1302 году созвал Генеральные штаты – прообраз будущего парламента. Здесь 16 декабря 1431 года коронован королем Франции Генрих VI, единственный из всех английских монархов. Он был одновременно королем Англии и Франции. В разгар Французской революции собор сильно пострадал, так как был символом французской королевской власти. Толпа разрушила и разграбила многие сокровища. Были обезглавлены 28 статуй иудейских царей. Революционеры объявили Нотр-Дам Храмом Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году. В 1804 году Наполеон надел здесь корону императора Франции, в 1811 году – сына Наполеона провозгласили римским королем.
После этого собор Парижской Богоматери пришёл в упадок. Собор даже думали снести. Только в 1840-х годах началось его восстановление. Большую роль в этом событии сыграл писатель Виктор Гюго – в 1831 году опубликован его роман «Собор Парижской Богоматери». Во Франции и Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. В результате разбитые статуи заменили, к храму добавили высокий шпиль (архитектор Виолле-ле-Дюка), на крыше появилась галерея химер.
Очевидно, что Собор Парижской Богоматери восстановят и сейчас. Ведь этот одна из мировых достопримечательностей, символ Парижа и Франции. Однако теперь это будет фактически лишь тень былой славы и величия Старого света, форма без содержания. Нотр-Дам де Пари в огне — это уже символ агонии западноевропейской цивилизации.
Источник: https://topwar.ru/156900-sgorevshij-sobor-parizhskoj-bogomateri-kak-simvol-gibeli-staroj-evropy.html
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Самсонов