Священномученик Фаддей (Успенский): Слово в день Пятидесятницы, слова в день Святого Духа (19.06.2016)
Произнесены великим святым Русской Церкви ХХ века священномучеником Фаддеем в 1902, 1906 и 1908 гг.
Слово в день Пятидесятницы 197
И будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. 2, 28; Деян. 2, 17).
В прошлый раз мы, братие, говорили, что вступить в жизнь вечную может только тот, кто познает Бога и посланного Им для спасения мира Господа Иисуса Христа, и что познать Бога может только тот, кто будет любить Его и чрез молитву часто вспоминать о Нем и пребывать в общении с Ним. Теперь же мы должны сказать еще то, что если человек сам только, одними своими силами будет стараться угодить Богу, то он никогда не научится любить Бога от всего сердца.
Для этого нужно, чтобы в сердце вселился Дух Святой и очистил его от всякой скверны. Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей, долго не орошаемой дождем. Вчера мы слышали в одной из паремий, что однажды в земле Иудейской была сильная засуха и голод, но пророк Иоиль говорил в утешение жителям этой земли, что пошлет Господь снова дождь на землю, если они будут каяться и обратятся к Богу с молитвой, в посте и плаче и рыдании, а в последние дни изольет на всех Духа Своего, чтобы как земля снова стала приносить плод после дождя, так и душа каждого человека сделалась плодоносною от излияния на нее Святого Духа. Плод же этот Духа Святого, по словам святого апостола Павла, есть добродетели христианские: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22. 23).
До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, . все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое и дух новый» (Иез. 36, 26) . человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может. Вот когда человек бывает таким, тогда и исполняются над ним слова пророка Иоиля: Излию от Духа Моего на всякую плоть в последние дни (Иоил. 2, 28).
Эти слова начали исполняться со дня сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и продолжают исполняться доселе на всех нас. Ибо как некогда, во дни столпотворения вавилонского, люди вследствие нечестия и ненависти друг ко другу разделились между собой и Господь смешал языки их, так и ныне, когда сошел Дух Святой в виде огненных языков, Он «в соединение вся призва», так что люди, говорившие на разных языках, стали понимать апостолов, а у верующих в Господа Иисуса Христа было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).
Но, братие, чтобы Дух Святой, излившийся на нас, не оставил нас вскоре, будем стараться сделать душу свою достойным обиталищем для Него. Мы, по словам одной церковной песни, вчера нами слышанной, «плавающие в молве житейских попечений, с кораблем потопляемые грехами и к душепагубному зверю, то есть диаволу, низвергаемые», будем чаще из этой смертоносной глубины своих грехов и всяких суетных забот житейских обращать взор свой ко Христу, Спасителю нашему, и Он, как Иону из чрева китова, будет всегда изводить нас из этой глубины. Постоянная молитва ко Христу, Спасителю нашему, и к подателю жизни Духу Святому научит нас путям Господним, и мы, очищаемые «огнедохновенного Духа росою», будем всегда ходить во свете закона Господня.
Аминь.
197 Произнесено в церкви мужского Духовного училища. (УЕВ. 1902. № 13. С. 817.819.)
81. Слово в день Святого Духа 198
В честь Святого Духа Церковь установила праздник столь же светлый и радостный, как и в честь Рождества Христова и Богоявления. Как бы опасаясь не воздать достодолжного чествования Святому Духу, Церковь, кроме вчерашнего праздника в честь сошествия Святого Духа на апостолов, установила для особого чествования Святого Духа еще особый день ныне. Этим она хочет внушить верующим, сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа.И подлинно, вспомним, какою радостью исполнились сердца апостолов, когда они услышали от Христа обетование послать им Утешителя иного, сколь велики были плоды сошествия на них Святого Духа. Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос, так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами, исполненными мудрости и красноречия, проповедовали о Христе всем народам и их царям и правителям (Ин. 14, 26; Лк. 21, 11.15). При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли «глубины Духа»199, сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3) из священных писаний пророческих, ключ к уразумению которых открыл им еще Христос после воскресения (Лк. 24, 45). Дух Святой возвестил апостолам и грядущие судьбы Церкви (Ин. 16, 13), так что они проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо уверены, что дело их не может погибнуть, несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира (Деян. 5, 38.39). Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их проповедь, так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной (Рим. 15, 18.21; 10, 18). Духом Святым они «ежедневно умирали» (1 Кор. 15, 31; 2 Кор. 4, 11) для страстей плотских (Гал. 5, 16.26), так что постоянно в духовной жизни своей преображались в тот же (Христов) образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 17.18). Наконец, хотя сокровища духовные они носили в немощных, скудельных сосудах (2 Кор. 4, 7), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего неба, восхищаемы были в самый рай (2 Кор. 12, 1.9).
Что же? Неужели только в дни апостолов совершались подобные действия Духа, неужели в наши дни утратило уже силу обетование Христово о Святом Духе? Мы, христиане нынешнего времени, также празднуем ныне исполнение этого великого обетования Христова о Святом Духе. Но как празднуем? Не более ли одними устами, чем сердцем?
Правда, верующие в простоте сердца и ныне не только устами, а и сердцем празднуют в честь Духа Святого, но не празднуют ли большей частью лишь совершенно бессознательно, совсем не зная о действиях Духа? Те же, кому дано знание, большей частью склонны бывают верить лишь тому, что они могут видеть своими глазами, осязать своими руками; поэтому напоминание о Святом Духе проходит обыкновенно лишь в уме их, совсем не затрагивая сердца, не возбуждая в последнем живой радости. И доселе, таким образом, едва ли не к большинству христиан остаются приложимы слова, сказанные Господом о Святом Духе, что мир не может принять (Его), потому что не видит Его и не знает Его (Ин. 14, 17). А некоторые, чтобы оправдать свое неверие в обетование Господа, решаются даже возводить хулы на Духа Святого, говоря вместе с лжеучителем Л. Толстым, будто догмат о Духе Святом выдумала Церковь, чтобы отвлечь людей от труда над нравственным самоусовершенствованием. Это говорят люди, не хотящие знать, что Дух Святой созидает сердце чистое в людях (Пс. 50, 12), обновляет, следовательно, самые «исходища жизни» (Притч. 4, 23; Иез. 37, 26.27), . не для того, чтобы прекратить труд человека над самим собою, а для того лишь, чтобы облегчить трудность подвигов духовной жизни, «немощное врачуя и оскудевающее восполняя»200.
Современные люди постоянно говорят о духе века и о великом влиянии его на всех членов общества. Почему же столь недоверчиво относятся они к действиям Духа на сердца людей? Ведь сказанное Господом о Духе Святом: Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (Ин. 3, 8) . не имеет ли полного приложения и к духу века, влияние которого на нас бывает вполне ощутимо, хотя пути этого влияния нередко остаются совершенно вне нашего сознания? Большей частью мы сознаем, что дух века оказывает на нас влияние чрез общение с какими-нибудь более известными обществу людьми, чрез знакомство с их писаниями. Отчего же невероятным кажется, . если трудно нам ощутить непосредственное действие Святого Духа на наш дух, . что это действие может проявиться хотя бы чрез общение наше с исполненными Духа святыми и чрез чтение писаний Духа, оставленных нам святыми апостолами?
Ибо ведь как чрез Духа Святого «во пророцех возвестил еси нам (Бог) путь спасения, и во апостолех возсия... благодать Духа», как «собирал Он собор церковный»201, так и поныне немало есть людей, исполненных Духа, особенно среди духовных подвижников, обогащающихся непрестанно «плодами Духа» (Гал. 5, 22).
Неужели, наконец, и у нас самих не бывает совершенно минут священного вдохновения, хотя бы здесь в храме, при слышании вдохновенных песнопений Церкви, невольно вселяющих в душу «радость и мир о Дусе Святе» (Рим. 14, 17)? Разве, быть может, сами мы отталкиваем от себя эти порывы духа нашего к общению с Источником святыни. Но тогда мы сами повинны в своей нечувствительности к действиям Духа; тогда к нам приложимы слова апостола: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9).
Напечатлеем же, братие, ныне в своем уме и сердце слова апостола, слышанные нами сегодня: Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5, 18.19), чтобы, начав с этой начальной ступени «хождения во свете», соделаться способными и к дальнейшим, изображаемым апостолам (Еф. 5, 8 и далее)! Не будем пренебрегать толцаниями благодати в наши сердца, чтобы не оттолкнуть от себя Высокого «Блюстителя душ наших» (Откр. 3, 20; 1 Пет. 2, 25;); не будем ожесточать сердец наших при слышании гласа Духа Святого, как бывает с некоторыми! Пусть вместе с песнопениями церковными слова благодати проникают в самое существо наше, чтобы, одушевляемые Духом Христовым, исполнялись мы решимостью и в жизни творить дела Христовы! Почерпая здесь воду из источников жизни для утоления духовной жажды, будем пить из них не для мгновенного, мимолетного услаждения души; но как утоляющая жажду вода источника, услаждая чувства, укрепляет и силы наши, так и пиемая нами вода жизни пусть живительно действует на силы нашего духа, пусть укрепляет нас на мужественную борьбу с умерщвляющими дух страстями плотскими, как воздействовала она на самарянку, оставившую страсти прежней жизни; пусть она возвращает в нас силы для подвига жизни . пастырского ли, или иного, какой кому предстоит по воле Божией, . и таким образом сделается для нас воистину источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Аминь.
198 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 22 мая 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 12. С. 465.467.)
199 Тропарь святителю Григорию Богослову.
200 Молитва из чинопоследования хиротонии.
201 Стихиры праздника.
Слово в день Святого Духа 202
Светло и торжественно в эти два дня святая Церковь празднует Пятидесятницу и «Духа пришествие»; ее песнопения в честь Духа Святого исполнены не менее высокого духовного торжества, чем в великие праздники Рождества Христова и Богоявления.И подлинно, весьма великим было то дело, за которое прославляет сегодня Церковь Святого Духа: немощных, слабых, все еще не чуждых земных, плотских пристрастий апостолов Дух Святой преобразил настолько, что они сделались как бы огненными по чистоте своей жизни и пламенной ревности о совершении дела Христова, на какое были посланы. Много великих дел и преобразований совершаемо было людьми на земле от начала мира, но эти дела и преобразования не могли никогда охватить наиболее глубоких движений человеческого существа, имели значение на время и не повсюду. Духовное же возрождение людей, совершенное и доселе совершаемое Духом Святым, не ограничивается веками и совершается среди народов, обитающих во всей вселенной.
Сколько бы ни гордились люди успехами своей так называемой культуры, однако высшие стремления духа человеческого доселе совершенно не достигнуты, даже как будто все более и более становятся недостижимыми. Много отдельных истин открыто в течение веков философами и учеными, но важнейшие вопросы, которые волнуют человека, поныне остаются неразрешимыми, и все более люди, отчаявшиеся в возможности найти истину, утверждают за этими вопросами название (правда, неразумное) «проклятых». Но те, которые получили помазание от Святого Духа, «знают все» (1 Ин. 2, 20) и свободны от мучительных исканий гордого ума, в которые напрасно ввергают себя люди. Или, сколько дел совершено для так называемого «блага человечества» культурой, но люди сами лучше не становятся, напротив, явно исполняется на них пророчество Господа: По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Дух же Святой в среде растленного пред пришествием Христовым на землю человечества создал повсюду общины святых, как бы цветущие оазисы в пустыне. Столько трудились люди в течение веков над созиданием всеобщего счастья на земле, и вот видим мы, что по мере того, как блага культуры становятся доступными всем, счастье для людей становится как бы все менее доступным и умножаются, напротив, ненависть, озлобление, отчаяние, дышащие духом убийства и самоубийства. Дух же Святой совершил то, что не могли совершить люди: он и апостолов, лишившихся, по-видимому, последних радостей и надежд с вознесением возлюбленного их Учителя на небо, исполнил радостью совершенною (Ин. 17, 13), и в мучеников Христовых, видевших пред собою близкую смерть или терпевших жесточайшие муки, вселял высшую неизреченную радость, вдохновлял славить Христа и молиться за мучителей.
Но как мало отзываются чада Церкви на торжество ее в честь Святого Духа, как мало говорит им призыв ее: «Огнедохновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная!»203 Сравните собрания их в честь Духа Святого в эти дни и собрания в местах веселья, гуляний, зрелищ и т. п. Где людей видим мы более? К какого рода собраниям люди более прилагают сердца? Или, если даже собираются они иногда для молитвы в количестве более или менее значительном, чувствуют в некоторые моменты известное одушевление и подъем духа, то как подобные моменты бывают редки, как редко случается, чтобы песнопения и молитвы Церкви потрясли все существо человека и оставили в душе его более или менее прочный след! Как много христиан, которые о Духе Святом почти никогда и не вспоминают и ничем как бы не отличаются от людей, Духа Святого «не видящих и не знающих (Ин. 14, 17), по словам Господа, или от учеников ефесских, сказавших апостолу Павлу: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян. 19, 2).
Между тем у апостолов благодать Духа Святого проникала все их слова и дела, была неотделима от всей их жизни столь же, сколь неотделимо от проявлений жизни телесной дыхание. Свидетельство самого начала жизни христианской в людях святые апостолы полагали в том, что эти люди принимали Духа Святого уверовавши.
Да как, впрочем, многим из современных христиан и вспомнить о Духе Святом, когда они редко входят в душу свою, столь мало наблюдают то, что происходит в ней, когда внимание их рассеяно бывает постоянно по стогнам мира? Они совсем не знают и не видят нередко страстей своих, не знают и подвига борьбы с ними, не чувствуют немощи и бессилия своего в этой борьбе, а потому не чувствуют никогда и живой потребности взывать от глубины сердца: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины... прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!» Мысли их более сосредоточены на украшении своей плоти, например одеждами (когда даже приходят они и сюда для молитвы), чем на том, чтобы очистить и украсить обитель души для вселения в нее Святого Духа.
Мало того, как много теперь христиан (не отрекающихся от этого имени), которые как бы хотят разрушить дело, совершенное на земле Духом Святым. Для того послал Христос от Отца Своего на землю Святого Духа, чтобы научились верующие в Него «жить не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 1; Гал. 5, 16.25). Но вот теперь постоянно слышим мы странные речи различных писателей о «святой плоти» . речи, в которых скрыта затаенная попытка как бы освятить и вожделения плоти слишком земные и низменные.
Начинают говорить все усиленнее о попранных будто бы христианством и Церковью правах плоти, о необходимости их восстановления (реабилитации), о том, что настала пора проповедовать возрождение, оживление плоти, а не духа, который налагает на плоть будто бы ничем не оправданные узы. Жалкие! Они хотят причислить себя к искателям истины, которую как будто не открыло христианство и намеренно скрывает Церковь, но на самом деле нередко они сами исполнены или в учеников своих вселяют лишь самые низменные вожделения плоти, прививают склонность к пьянству, разжигают дух блуда с его всевозможными проявлениями, столь в наши дни усиливающимися, до содомских включительно.
Но, братие, если когда, то особенно в день сей, день, назначенный для преимущественного прославления и призывания Духа Святого, вспомним слова Господа, сказавшего: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть (Быт. 6, 3). Все более проникаясь стремлением «восстановлять права плоти», . хотя и без того порабощен ею дух столь многих, быть может большинства, людей, . не хотят ли современные люди возвратить на землю настроение современников Ноя, соделавшихся «плотью» и истребленных потопом, и претерпеть судьбу их? Могут ли они сказать о себе, что не приложимы к ним пророческие слова Господа, сказавшего: Как было в дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех (Лк. 17, 26.27)?
Не дадим же душе своей обратиться в «соляной столп», подобно жене Лотовой, чрез свое бесчувствие к влияниям Духа Святого в душе нашей и неспособность к пониманию чего-либо иного, кроме того, что будит и питает вожделения плоти! Воздадим должную честь Духу Святому и, познав из явленного нам во Христе образца духовного совершенства, как мы духовно слабы, как велики наши немощи и как порабощают себе наш дух плотские страсти, будем чаще призывать Духа Святого на помощь в нашей борьбе со страстями и немощами плоти!
Как ученики Христовы, будем более искать радостей не плоти, а духа, изберем себе не царствие земное, как это свойственно было язычникам, говорившим: «Будем есть, пить и веселиться, пока не умрем!», а Царствие Христово, которое есть не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17)! Аминь.
202 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 2 июня 1908 года. (ОЕВ. 1908. № 12. С. 263.266.)
203 Канон праздника 2-й, ирмос 5-й песни .
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Священномученик Фаддей (Успенский)
Источник: fond.ru