София Сачивко: Сможет ли прокуратура вывести на чистую воду коррупционеров, имеющих счета в зарубежных банках (26.10.2018)
Похоже, борьба с коррупцией в России в ближайшее время выйдет на новый уровень. Президент Владимир Путинвнес в Государственную Думу законопроект, в котором предлагает наделить Генеральную прокуратуру полномочиями по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения чиновниками антикоррупционных запретов. В частности, речь идет о запрете иметь вклады и счета в иностранных банках. Сознательности самих чиновников здесь явно недостаточно.
«В случае невозможности получения информации органами прокуратуры Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации направляет запрос в Центральный банк Российской Федерации, который обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.Законопроектом предлагается внести изменения в законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», «О противодействии коррупции».
Закон вступает в силу через 180 дней после опубликования.
Банк России уже рассмотрел законопроект и сообщил об отсутствии замечаний и предложений по нему, отмечается в отзыве ЦБ, входящем в пакет документов.
Главный вопрос тут в том, зачем президенту вдруг понадобилось вносить это законопроект. Ведь Закон о запрете иметь счета в зарубежных банках, а также пользоваться иностранными финансовыми инструментами был принят еще в 2013 году. Он как раз касается лиц, занимающих государственные должности РФ, а также субъектов РФ, ряд других категорий служащих, в частности, глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций. Закон касается также близких родственников чиновников. Несоблюдение запрета влечет досрочное освобождение от должности или увольнение в связи с утратой доверия.
Значит, существующий закон просто не действует, а чиновники продолжают иметь счета за рубежом и выводить туда свои деньги, нажитые не всегда честным путем, раз их приходится скрывать.
По словам члена президиума Национального антикоррупционного комитета Павла Зайцева, внесение законопроекта связано с необходимостью контроля за выполнением запрета государственным служащим иметь счета в зарубежных банках.
— Они ведь могут предоставлять сведения, что там (в иностранных банках — ред.) счетов нет, а там могут быть счета. Как это проверить? Только таким способом.
Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заявивший, что законопроект является частью работы по совершенствованию антикоррупционной деятельности:
— Антикоррупционная система находится в процессе постоянного совершенствования. По мере этой деятельности, скажем так, продвижении антикоррупционной деятельности, всплывают какие-то недочеты, те моменты, которые нужно развивать и совершенствовать. Вот это и проходит в рамках этой деятельности, — сказал он.
При этом Песков уточнил, что речь идет лишь о тех, кому запрещено иметь счета в иностранных банках из-за занимаемой должности.
Адвокат Дмитрий Аграновский уверен, что Генпрокуратура нуждается в расширении полномочий для борьбы с коррупцией.
— Сложно сказать, приведет ли это к чему-то на практике, потому что мы видим, что борьба с коррупцией особо ни к чему не приводит. Никаких изменений не видно.
Расширение полномочий Генпрокуратуры в этом плане, наверное, вызвано жизнью, потому что основные ограничения — это запрет иностранной недвижимости и иностранных счетов. Разумеется, Генпрокуратура в этом плане нуждается в расширении полномочий по проверке.
Я особо в борьбу с коррупцией не верю. Может быть, даже будут какие-то показательные чистки, у кого-то из депутатов или чиновников прекратят полномочия. Но в целом, положение с коррупцией остается без изменений, потому что, как в свое время сказал ушедший от нас Станислав Говорухин, когда обсуждали коррупцию: «У нас цивилизованная коррупция».
То есть коррупция — это неотъемлемая часть нынешнего государства. Это не значит, что с ней не надо бороться, но результатов особых не ждешь.
Советник руководителя фракции «Единая Россия», в прошлом член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов отметил, что, к сожалению, среди чиновников встречаются отдельные лица, которые не соблюдают запреты и ограничения.
— Одна из обязанностей прокуратуры, других правоохранительных органов выявлять такие случаи. Законопроект позволит усовершенствовать средства по поиску зарубежных счетов чиновников. И если речь идет об административно-дисциплинарном этапе, то взаимодействие по линии Центробанка может оказаться очень эффективным.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
София Сачивко
Источник: https://svpressa.ru/society/article/214193/