Ольга Соловьева: Социологи фиксируют резкий скачок пессимистичных настроений в России (09.09.2018)

«Нынешнее ухудшение социального самочувствия – это реакция общества на экономическую политику, когда проблемы общества в целом решаются за счет отдельного частного человека: это повышение налогов, цен и т.д. Естественно, что человек, сталкивающийся с такой экономической политикой, становится социальным пессимистом – он ждет, что и новые проблемы снова будут решаться за его счет: тут и рост безработицы, и повышение цен и т.д. И пенсионная реформа (вынужденная и неизбежная) воспринимается населением как дополнительное доказательство этого».
Рост цен, безработица и угроза обнищания давно входят в тройку главных проблем населения. Новый опрос Левада-Центра зафиксировал качественное изменение в настроениях. Доля обеспокоенных безработицей и слишком высокими ценами подскочила впервые за год больше чем на 10%. Растет и готовность к протестной активности под экономическими лозунгами.

Исследователи Левада-Центра опросили 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ о наиболее тревожащих их проблемах. В результате выяснилось, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась частота выбора практически всех проблем.


К примеру, сегодня проблема роста цен беспокоит большую часть населения РФ – 72%. Год назад озабоченность этой проблемой высказывали 60% граждан. Свыше половины населения взволнованы проблемой бедности и обнищанием широких слоев населения. В 2017 году это волновало меньшее количество россиян – 45%. При этом практически каждого третьего жителя страны беспокоит существующее в стране расслоение на богатых и бедных. И за год эта тревога также усилилась: в 2017 году указанная проблема беспокоила каждого четвертого опрошенного.

Заметно за тот же период поднялась в списке тревог и безработица – ее рост волнует 48% опрошенных, тогда как год назад это беспокоило лишь треть населения. Фактически каждого третьего и каждого пятого беспокоит недоступность медицины и образования, и за год уровень тревожности населения этими проблемами также подрос.



Вместе с тем ряд проблем либо стал меньше волновать россиян, либо мало изменился за год. Например, коррупция так же, как и в 2017 году, волнует каждого третьего жителя РФ. Угроза же террористических актов волнует лишь 7% респондентов, тогда как годом ранее это тревожило 12% населения.

«То есть респонденты стали чаще, чем в 2017-м году, выказывать озабоченность в первую очередь проблемами, связанными с благосостоянием и доходами граждан: ростом цен и безработицы, бедностью, расслоением на богатых и бедных, ростом платности и недоступности образования», – указывают в Левада-Центре.

Обеспокоенность населения угрозой безработицы резко выросла, продолжают социологи.

Опасения россиян остаться без работы выглядят особенно удивительно, если учесть, что в России уровень безработицы держится на низком уровне. Согласно данным Росстата, в июле она составила 4,7%. На эту же особенность обращает внимание и директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов в своем Telegram-канале MMI. По его мнению, проблема не в данных Росстата, а в качестве рабочих мест. «Респонденты, которые озабочены проблемой безработицы, скорее всего имеют в виду отсутствие рабочих мест с привычной для себя оплатой труда. Если в нулевых во многих отраслях был рынок работника, то сейчас в подавляющем числе секторов рынок работодателя (за исключением, может быть, IT). Это отчасти следствие усиливающейся монополизации и огосударствления экономики, а также деградации малого и среднего бизнеса», – говорит он.

Косвенно такие выводы подтверждают и чиновники, делавшие ранее удивительные выводы о рынке труда в России. К примеру, в пресс-службе Роструда ранее рассказывали, что для оценки соотношения спроса и предложения на рынке труда они используют в первую очередь общероссийскую базу вакансий «Работа в России» (trudvsem.ru). Расхваливала портал и вице-премьер Ольга Голодец. То есть получалось, что одно только наличие вакансии решало проблему рабочих мест. Довольно простая арифметика, главный показатель которой – соотношение вакансий к работникам. Между тем к некоторым предложениям в этой базе были вопросы. Ведь там попадались вакансии, в которых специалистам с ученой степенью и знанием английского предлагали зарплату ниже прожиточного минимума.

По мнению экспертов, результаты опроса Левада-Центра дают важное понимание происходящего в российском обществе. «Граждан снова стали тревожить проблемы. Вырос «рейтинг» почти всех проблем, которые вообще кого-то волнуют», – замечает в своем Facebook профессор Высшей школы экономики Элла Панеях.

Заметим, помимо роста тревожности социологи фиксируют и рост протестных настроений. Левада-Центр месяц назад опросил россиян на предмет вероятности массовых протестов с экономическими требованиями в стране. В результате впервые с 2009 года возможность таких протестов в России в представлениях населения превысила 40-процентный порог, констатировали социологи. 

«Готовность принимать участие в таких протестах в настоящее время составляет 28%, что является максимальным значением в «посткрымский» период. С начала 2000-х годов аналогичная готовность принимать личное участие в подобных протестах отмечалась дважды: в марте 2009 года на фоне экономического кризиса и реального падения доходов населения и в январе 2005 года на фоне недовольства реформой по монетизации льгот», – сообщали исследователи, подчеркивая, что 37% россиян сказали, что готовы лично участвовать в протестных акциях против пенсионной реформы. Кроме того, отмечали социологи, треть россиян не исключали и возможности начала протестов с политическими требованиями, и практически каждый четвертый россиянин готов был принимать участие в подобных протестах.

О высоких протестных настроениях сообщает и близкий к властям Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Исходя из данных ВЦИОМа, не исключали массовые акции протеста против повышения пенсионного возраста почти 40% россиян. А каждый третий россиянин не исключал для себя возможности участия в акции протеста против повышения пенсионного возраста, отмечали во ВЦИОМе. Некоторые эксперты такой рост протестной активности связывали с размыванием провластного большинства.

Социальное самочувствие все-таки субъективная категория, продолжает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев«Это не то, как люди живут, а как они воспринимают свою жизнь. Но это субъективное восприятие происходит из объективных обстоятельств. Нынешнее ухудшение социального самочувствия – это реакция общества на экономическую политику, когда проблемы общества в целом решаются за счет отдельного частного человека: это повышение налогов, цен и т.д. Естественно, что человек, сталкивающийся с такой экономической политикой, становится социальным пессимистом – он ждет, что и новые проблемы снова будут решаться за его счет: тут и рост безработицы, и повышение цен и т.д. И пенсионная реформа (вынужденная и неизбежная) воспринимается населением как дополнительное доказательство этого», – подчеркивает он.  
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
09.09.2018

Ольга Соловьева
Источник: https://cont.ws/@krestianin/1058053




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта