Татьяна Улитина: Советский куратор Манхэттенского проекта (История) (07.06.2019)
Гриф «Секретно» с биографии Александра Феклисова давно снят. Но многие ее страницы остаются неизвестными. В этом году отмечается 105 лет со дня рождения Героя Российской Федерации Александра Семеновича Феклисова, сотрудника Первого главного управления КГБ СССР, советского разведчика, внесшего заметный вклад в лишение США монополии на ядерное оружие и урегулирование Карибского кризиса.
Судьба человека порой вплетается в историю страны самым невероятным способом. Александр Феклисов родился в Москве у Рогожской заставы на Рабочей улице в семье железнодорожника.Вначале все традиционно. Железнодорожная школа-семилетка, затем ФЗУ при заводе имени Войтовича с прицелом стать слесарем по ремонту железнодорожных вагонов.
После училища Александр пошел работать помощником машиниста на паровоз. Но радость была недолгой. Вскрылась подделка в документах. Хитрость-то была невелика. В копии метрического свидетельства Феклисов исправил дату рождения с 1914-го на 1912-й, чтобы иметь полных 18 лет. Только совершеннолетнему могли доверить должность помощника машиниста.
Открыть истину постарался один из друзей-завистников. Первый опыт предательства. Пришлось уйти из депо и расстаться с мечтой жизни – стать машинистом, водить скорые поезда. Пошел работать на завод.
Неизвестно, как сложилась бы судьба старшего из пяти детей в семье Феклисовых, если бы не чрезвычайное событие. Сгорел дом. Погорельцев расселили кого куда. Александр несколько ночей провел в местной библиотеке.
После института – в школу НКВД
Всегда интересовавшийся физикой, химией и математикой, любознательный юноша взял с полки задачник с уравнениями Смирнова. Попытался решить – не получилось. И он обратился к заводскому инженеру, который объяснил, что это высшая математика, для решения таких задач необходимы институтские знания.
Желание грызть гранит науки привело Феклисова в Московский институт инженеров связи. Амбициозный, способный к точным наукам Александр к четвертому курсу стал отличником. Активное участие в комсомольской жизни вывело его в лидеры не только на курсе, но и в институте. Вместе с дипломом Феклисов получил предложение развить уникальные способности в Школе особого назначения НКВД.
Это было не просто доверие. Предчувствие войны витало в воздухе, и молодые люди понимали, что защищать Родину придется всеми возможными способами.
Дочь Феклисова Наталья Александровна Асатур рассказывает о начале работы отца за границей: «В первую командировку, которая пришлась на 1941–1946 годы, он поехал стажером под прикрытием работы в консульском отделе в Нью-Йорке. Нужно сказать, что это был уникальный случай, когда за рубеж направлялся неженатый сотрудник. В Москве на представлении министру иностранных дел Вячеславу Молотову отсутствие у разведчика жены отмечалось как единственный недостаток. Молотов сказал: «Александр, как же вы так! На «холостом ходу» опасно ехать в такую серьезную командировку. Там вам быстро подведут какую-нибудь красавицу». На что сопровождавший парировал: «В Нью-Йорке много наших девушек». Так и вышло. Мама окончила иняз. Сразу же с группой девушек была направлена в Америку для практики в языке, изучения делопроизводства и стенографии. Отец принимал у стажерок экзамены. Мама получила самый высокий балл. Красавица и умница сразу понравилась экзаменатору. Судьбы сошлись».
Наталья Александровна знает из воспоминаний отца, как он переживал, что в тяжелые военные годы не защищал страну с оружием в руках. Но работа с американскими антифашистами была не менее опасна, а главное – продуктивна. Чего стоили контакты с Юлиусом Розенбергом. Антифашисты приносили информацию по электронике, радиолокации, авиационной технике.
Феклисову удавалось добывать уникальные сведения о разработках во многих областях науки и техники. И не только в Америке. Потом была Англия, где немецкий физик-ядерщик участник Манхэттенского проекта Клаус Фукс добровольно начал передавать секреты по атомной бомбе.
Наталья Александровна, вспоминая разговоры в семье и делясь собственными впечатлениями, считает, что физическое здоровье и сила духа в такой профессии значат очень много. Феклисов был настоящим русским богатырем. К тому же у него было хорошее техническое образование и цепкий ум. Заурядных в разведке не держали.
И еще важная деталь. Большинство иностранных ученых работали с советской разведкой не за деньги, а по убеждениям. Например, Клаус Фукс считал, что во избежание войны атомное оружие должно быть не только у одного государства.
Американские горки
Вторая командировка Александра Феклисова в Америку началась, когда холодная война переходила в стадию горячей. Карибский кризис 1962 года. Наталья Александровна говорит о том периоде так: «У отца сложились хорошие отношения с Джоном Скали, политическим обозревателем Эй-би-си. Он был также неофициальным уполномоченным президента США Джона Кеннеди. Как только американцы обнаружили на Кубе советские ракетные установки с ядерными боеголовками, Джон сразу связался с отцом, в ту пору официальным работником советского посольства. 22 октября позвонил и сказал: «Что же это вы так себя ведете? Вы считаете, что Кеннеди – молодой президент и поддастся на провокацию?». Оба понимали, что очередная мировая война на пороге. Затем была вторая встреча, на которой Скали без обиняков сообщил, что по поручению высшей власти предлагаются следующие условия урегулирования конфликта: СССР убирает ракетные установки с Кубы, а США прекращают планировать вторжение на остров. Отец пошел в посольство, составил телеграмму в Москву. Хотел подписать ее у посла СССР в США Анатолия Добрынина, но тот отказался. И причина была веская – отец не был официально уполномочен вести такие переговоры. Однако времени на формальности не оставалось. Тогда отец по своим каналам отправил телеграмму в Центр.
28 октября рано утром пришел ответ от Хрущева – и все вздохнули с облегчением. Конфликт был разрешен».
Советский и американский лидеры, конечно, имели и другие неофициальные каналы обмена информацией («Связник Хрущева и Кеннеди»). Для урегулирования кризиса использовались все возможности.
Сладости воспитания
Самое счастливое время для семьи Феклисовых – спокойные 50-е, перед второй командировкой в Америку. Александр Семенович работал заместителем главного советника по разведке при МВД Чехословакии.
«Ваш папа – самый смелый человек на свете, – говорила своим детям жена Феклисова Зинаида Васильевна. – Учите английский, выйдите замуж за разведчиков и тоже начнете помогать мужьям в их работе».
Сама она была идеальной женой резидента, а по-английски, пожалуй, говорила лучше мужа. Наталья Александровна вспоминает о том, как отец воспитывал ее: «У нас с сестрой был диатез. Шоколад под запретом, но я знала все тайники. Как-то мама с сестрой уехали отдыхать в Карловы Вары. Я осталась с отцом. Он сказал: «Наташа, мы с тобой будем вырабатывать характер. Я на стол кладу шоколад «Золотой ярлык» и «Серебряный ярлык». Ты должна проявить волю и не трогать их до приезда мамы». Что я делала? Я вскрывала шоколад, с изнаночной стороны аккуратно стесывала плитки и возвращала обертку в изначальный вид. Папа каждый день убеждался, что обе шоколадки закрыты. В день приезда мамы к нам в гости пришли чехи. Отец решил похвастаться своими педагогическими способностями и рассказал об эксперименте. Мама тут же бросилась к столу, попыталась взять плитки, но обертка обмякла. Там были только крошки! Чехи рассмеялись и сказали: «Друг Александр, ты растишь себе достойную смену».
После миссии в Вашингтоне Феклисов так и остался полковником. Звание Героя России ему было присвоено только в 1996-м за секретные материалы по атомной бомбе. С 1964 года работал в руководстве Первого главного управлении КГБ СССР. В 1968-м стал заместителем начальника, затем начальником Краснознаменного института КГБ при Совете министров СССР. В отставку ушел в 1974-м. Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Красной Звезды (тоже дважды), «Знак Почета», знаком «Почетный сотрудник Службы внешней разведки». Ушел из жизни в 93 года.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Татьяна Улитина