Деградация Госдепа
После распада СССР, когда США остались единственной сверхдержавой, дипломатия Вашингтона начала постепенно деградировать. В отсутствие сильных противников, которые не боялись бы открыто обвинять, Штаты решили, что отныне не обязательно быть дипломатичными. Тогдашняя госсекретарь Кондолиза Райс сказала свою знаменитую фразу: «США ни перед кем в мире не обязаны отчитываться в своих действиях». Дипломатия оказалась лишней.
Однако несмотря на начало грубой игры со стороны Штатов, когда они перестали соблюдать правила приличия, квалифицированных специалистов по международным отношениям и в Госдепартаменте, и в Совете безопасности тогда хватало. США зачастую просто не хотели быть изощрёнными, тонкими и изворотливыми, но при этом при необходимости вполне могли быть такими. И в те годы время от времени такие случае возникали. Например, та же операция по обоснованию среди международного сообщества нападения на Ирак и даже создание международной коалиции. Над легитимацией этой процедуры потрудилось много классных специалистов, в том числе и Колин Пауэлл, и та же Кондолиза Райс, которая в Стэнфорде специализировалась на Восточной Европе (в том числе, по истории СССР) и на Ближнем Востоке.
С тех пор прошло всего чуть больше 10 лет, и Госдепартамент полностью изменился. Одиозная Дженнифер Псаки стала не досадным исключением, не случайной фигурой, а точным отражением новой политики и дипломатии США, во что многие долго не могли поверить. Лишь когда на её место пришёл Джон Кирби, а тональность комментариев не изменилась, стало понятно: Псаки не была ни случайностью, ни исключением – она была новым истинным лицом американской дипломатии. Если это признать и осознать, тогда ситуация вокруг группировки «Нур ад-Дин аз-Зинки» станет понятнее.
Умеренные маньяки
Кадры будто из дурного сна: пресловутая «умеренная оппозиция» вежливо представилась, потом объявила, что 12-летний мальчик, затравленно озирающийся на камеру, - это боец Асада, и после этого ее представители хладнокровно отрезали ему голову. Даже на фоне уже ставших привычными зверств «умеренной оппозиции» такое демонстративное преступление стало для многих шоком. Представителю Госдепартамента Марку Тонеру пришлось отвечать на вопросы, как повлияет этот жуткий поступок группировки «Нур ад-Дин аз-Зинки» на отношение к ним Соединённых Штатов? Продолжится ли поддержка? Тогда Тонер в привычной за последние годы манере ответил:
"Если мы установим, что это на самом деле произошло и в этом участвовали члены данной группы, то это определённо заставит нас задуматься".
Вслед за первым чудовищным убийством последовал уже настоящий теракт - группировка «Нур ад-Дин аз-Зинки», называемая «умеренной оппозицией», применила оружие с хлором против мирного населения Алеппо: 7 человек погибли, 23 пострадавших с признаками удушья и ожогов дыхательных путей эвакуированы в госпитали.
Поначалу США поспешили свалить вину на Башара Асада. То, что пострадали, как
"Мы уверены, что существуют доказательства использования Асадом хлор-газа. У Соединенных Штатов также есть несколько вопросов о других веществах. Сейчас ведется расследование, были ли им (Асадом) и в этом случае нарушены положения конвенции".
Но суровая жизнь повернула всё иначе: оказалось, что доказательства и вправду существуют, только они доказывают, что хлор применила та самая группировка «Нур ад-Дин аз-Зинки».Начальник российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии Сергей Чварков сообщил:
"2 августа 2016 года в 19 часов 5 минут в восточной части города Алеппо из района Суккари, контролируемого боевиками группировки «Харакят Нур ад-Дин аз-Зинки», которую США относят к так называемой умеренной оппозиции, по жилому кварталу были применены отравляющие вещества".
"Один, два инцидента не обязательно сразу превращают организацию в террористическую группировку... Один из признаков террористической группировки – организация подготовки терактов в Сирии и Западных странах".
Насилие и запугивание, политически мотивированное и имеющее целью изменение текущей политики, – определяющие признаки теракта, которые наблюдались как в казнях ИГ, так и в казни «Нур ад-Дин аз-Зинки». А уж применение химического отравляющего вещества хлора против мирных граждан Алеппо иначе как терактом не назовёшь.
Почуяв, что пора вставить свои «пять копеек», взяла слово и сама группировка «Нур ад-Дин аз-Зинки». Оказывается, причина, по которой поддерживаемые США «умеренные повстанцы» обезглавили невинного ребенка в Сирии, оказалась ошибочной: они убили его по ошибке, приняв за боевика. 12-летнего мальчика (его звали Абдулла Исса) забрали из больницы в Алеппо. Его отец действительно сражается за Асада, но сын в момент похищения был тяжело болен, практически беспомощен.
Отрезать голову ребёнку, отравить мирных жителей хлором, а потом сказать, что это единичные случаи и защита прав человека - даже больше, чем цинизм. Но Вашингтон такая белиберда устраивает.

Американо-британский эксперт по Ближнему Востоку Чарльз Листер более откровенен в своём

"Обезглавливание на 100% предосудительно. Очевидно. Но для сторонников Асада вдруг становиться моралистами – это лицемерие".
Пусть господа Листер и Форд посмотрят, как представители той самой группировки, «поддерживающей идеалы сирийской революции и права человека», ходят по трупам мирных жителей, расстрелянных накануне:
США потеряли чувство реальности
Фактически то, как ведёт себя Госдепартамент – это вообще не дипломатия, а обычная наглость, где говорящие откровенно издеваются над здравым смыслом. Помноженное на общее непонимание того, зачем вообще надо кому-то что-то объяснять, убеждать и поддерживать имидж, потому что ведь США сказали же, что они за демократию, так кто смеет в этом сомневаться? Если они назвали группу нелюдей «умеренной оппозицией» и заявили, что это не террористы, то кто смеет это оспаривать? И зачем вообще с кем-то говорить и доказывать: ведь это США решают, что есть чёрное, а что – белое, где терроризм, а где «защита прав человека».
В принципе, это уже настолько выходит за границы здравого смысла, что убивает сам интерес к тому, что скажет Госдепартамент. И так заранее известно, что они «своих» не бросят, от поддержки врагов Асада, будь это хоть черти, не откажутся, и будут их покрывать всеми силами. И уже даже не очень интересно, как именно будет выкручиваться в очередной раз представитель Госдепартамента. Это не дипломатия, а банальная игра на правах сильного. Мол, кто рискнёт мне открыто возразить?
Такая позиция опасна, потому что страна, полностью теряющая связь с внешним миром, не слушающая никого и полностью погружённая в себя и своё мнение, способна на любые, самые дикие и непредсказуемые поступки. Похоже, что слова Обамы «Америка – исключительная нация» – это не дешёвый популизм, а искреннее убеждение вашингтонских элит.
Когда-то при помощи своего авторитета и искусства дипломатии США доказывали всему миру, что чёрное – это белое, что действия Пентагона или ЦРУ правильные, а Вашингтон по-прежнему оплот международного права и демократических свобод. Сегодня же комментарии Госдепартамента и его политика сводятся к принципу «сила есть, ума не надо». Вашингтон пренебрежительно даёт такие ответы на вопросы, которые можно трактовать только одним образом: «Нам плевать, что натворили наши подопечные и что вы об этом думаете. Мы будем делать то, что хотим».
Страна, которая окончательно отказалась поддерживать даже минимальные признаки хорошего тона, представляет явную опасность, особенно при условии, что она отказывается вести диалог. Но с другой стороны, такая страна неизбежно и быстро растеряет международный авторитет, после чего ей придётся принуждать союзников к лояльности при помощи экономического и военного насилия.