Странные последствия дела Салтычихи (18.07.2019)

В 1768 году помещица вдова Дарья Салтыкова за доказанное изощрённое убийство 38 человек (своих крепостных крестьян и дворовых) была приговорена судом к пожизненному заключению. Подозревалась же она в садистических убийствах более чем сотни человек. Спустя 33 года Салтычиха, как её прозвали, умерла в заточении.

Процесс над «людоедкой» привёл к неожиданным последствиям.
Резонансное дело

Дело Салтычихи приобрело большой общественный резонанс. Пытки и убийства крепостных не были редкостью в России, но впервые за это привлекали к судебной ответственности: уж больно обширным был масштаб злодеяний. Сегодня Салтыкову прозвали бы маньячкой и серийной убийцей.

Суд стал возможен благодаря тому, что двое крепостных Салтычихи, у которых она раньше убила их жён, сумели во время коронационных торжеств Екатерины II в Москве в сентябре 1762 года подать челобитную Государыне в руки. Ранее крепостные писали жалобы в соответствующие инстанции, но они всякий раз возвращались к помещице, и та свирепо мстила жалобщикам.

Казалось бы, такие обстоятельства должны были убедить Императрицу в том, что она является для своих подданных высшей защитницей. Как же отреагировала Екатерина? Она дала старт следствию и судебному процессу над Салтыковой. Но, видимо, не без оснований испугавшись прецедента, запретила впредь, под страхом сурового наказания, крепостным крестьянам жаловаться на своих господ лично Монарху.



Запрет челобитных

Определение Правительствующего Сената, конфирмованное Екатериной II 19 января 1765 года, предписывало: «Когда кто не из Дворян и не имеющих чинов осмелится Высочайшую Её Величества особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск».



Попытки крепостных найти управу на своих господ продолжались, так как, в продолжение всё того же судебного процесса, 22 августа 1767 года Екатерина II издала указ Сенату, ужесточающий предписанное ранее наказание. Теперь битьё кнутом и пожизненная каторга в Нерчинске полагались уже за первую попытку подачи челобитной. Этот указ, грозивший тяжёлыми карами тем, кто «в должном у своих помещиков послушании не останутся», человеколюбивая Императрица повелела читать во всех сельских церквах в течение месяца.

Показная встряска чиновников

Но ведь Екатерина знала о продажности российских судей и о том, что запрещая челобитные, она отнимает у крепостных последнюю возможность добиться справедливости? История с Салтычихой, которая несколько лет оставалась безнаказанной из-за своих связей в судах, должна была научить Императрицу, что нижестоящие власти в России не выполняют своих обязанностей. Что же, Екатерина обратила внимание и на эту сторону.

В отношении московского губернского правления было начато следствие. За получение взяток от Салтыковой и покрытие её вины были отстранены от должностей и привлечены к ответственности шестеро чиновников, среди них прокурор Хвощинский и начальник канцелярии полицмейстера Молчанов. Этим дело и ограничилось. К более широкой «антикоррупционной» кампании власть прибегать не стала.

Как дед поэта Тютчева ушёл от мести Салтычихи

Сколько ещё было Салтычих, ушедших от ответственности благодаря указу Екатерины от 22 августа 1767 года, мы не знаем. Да и сама Салтычиха вряд ли была бы осуждена, если бы не покусилась, среди прочего, на жизнь дворян. Одно время любовником Салтычихи был Николай Тютчев – дед знаменитого поэта. Причём один из вариантов предания говорит, что Салтычиха насильно держала его у себя. Но потом Тютчев посватался к соседке Салтыковой по имению – Пелагее Панютиной – и спешно обвенчался с ней.


Салтычиха велела своим людям поджечь дом Панютиной, чтобы оба молодожёна сгорели в нём, но дворовые отказались выполнить приказ. Тютчев, узнав про подосланных Салтыковой убийц, которые должны были ждать его с женой на дороге, обратился в полицию. Это было летом 1762 года. Не будь этого случая, Екатерина могла бы и не дать хода жалобе крепостных на Салтычиху.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
18.07.2019







Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта