Андрей Борцов: Свершилось: суды обрели суверенитет (07.12.2015)

Тема взаимоотношений международного права и суверенитета России поднималась на портале не раз, поскольку «формула о приоритете принципов международного права над национальным была включена в конституции государств, потерпевших поражение во Второй мировой войне, а в 1993 году к побежденным присоединилась и Россия».
Избавление от навязанного при Ельцине ярма развивалось последовательно: в начале года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил изъять из Конституции РФ положение «о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством», летом в Санкт-Петербурге прошел юридический форум, на котором вновь обсуждался этот важный вопрос:
«Постоянно нарушаются основополагающие принципы Устава Организации Объединенных Наций, размашисто применяются двойные стандарты. Для несогласных с такой политикой стран применяется внушительный набор мер: от принуждения до прямого военного вторжения. В связи с этим возникает вопрос: необходим ли нам безусловный приоритет международных правовых норм над национальными?».
И вот — свершилось! Госдума приняла закон, разрешающий Конституционному суду РФ «признавать неисполнимыми решения международных судов» в случае их противоречия российской Конституции. При этом понятно, что самой компетентной организацией по вопросу «что соответствует, а что противоречит Конституции РФ», является Конституционный суд Российской Федерации. Как сейчас модно говорить: тонкий троллинг. С толстым намёком:
«…по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора, Конституционный суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека».
Василий Лихачев (КПРФ), один из авторов поправок к закону, пояснил применение закона:

«Если подрывается юридический суверенитет страны и возникает такого рода коллизия, тогда КС принимает решение. Это решение сразу вступает в силу, оно не обжалуется. Запрос в Конституционный суд в такой ситуации может направлять президент, правительство или Минюст».
«[закон] идёт в тренде европейской и мировой практики взаимодействия Конституции и международных и исполнительных решений, которые суды принимают».

«Россия сейчас говорит миру: "Да, мы участвуем в международных соглашениях. Да, мы передаем часть суверенитета международным организациям, согласно нормам нашей Конституции. Но никакие решения зарубежных инстанций не могут быть выше главного российского закона"… Мы уважаем международные организации, однако в последнее время они приняли целый ряд сомнительных решений по РФ. Этим законопроектом мы показываем, что Россия — самостоятельная и независимая страна. Нам не стыдно говорить о том, что наш главный приоритет — защита национальных интересов. Сейчас мы досоздаем правовую систему, которая при уважении норм международного права позволяет принимать решения, руководствуясь верховенством Конституции».
Член Московской Хельсинкской Группы Валерий Борщев жалуется:

«…эта тенденция мне кажется очень тревожной. Для очень многих граждан России обращение в Европейский суд по правам человека было последней инстанцией, последней надеждой. …такая норма лишает граждан последней возможности защиты, обратиться в Европейский суд по правам человека».

«Если мы хотим прослыть международными хулиганами, а мы уже и так немало для этого сделали, то это очень хорошая мысль — игнорировать решения Европейского суда по правам человека, которые мы обязались исполнять, вступая в Совет Европы… Мы сами набиваемся, чтобы нас исключили из Совета Европы».

«…доживем и до того, что признают неконституционными Европейскую конвенцию, другие международные акты. В нынешнем ура-патриотическом угаре политика попирает право».

«…положение наше будет неприглядным. Кто же будет иметь дело со страной, которая не признает приоритета международных договоренностей? У нас будет очень “несимпатичное лицо” на международном уровне. С нами нельзя иметь дела, мы необязательные партнеры и т.д.».
Так что дело отнюдь не в каких-то там принципах права, суть — именно в обретении Россией державности, статуса самостоятельного геополитического полюса. Вот это и вызывает у правозащитников чуть ли не истерику.
Честно говоря, действующую Конституцию надо менять (и желательно взять за основу сталинскую), но понятно, что это неконструктивно осуществлять по отдельным пунктам, логично менять документ целиком, и «прямо сейчас» это бессмысленно. Так что пока — вот такой метод: «зато дёшево, надёжно и практично».
Почему не выйти из-под юрисдикции ЕСПЧ полностью? Всё просто: политика — это игра умолчаний и смыслов. В данном случае мы показываем, что не выходим из системы международного права юридически формально, что вызвало бы скандал — мы просто соблюдаем свой суверенитет.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Борцов
Источник: http://politrussia.com/