Павел Шипилин: Талибы договариваются с Москвой (12.11.2018)
Встреча представителей Талибана с представителям официального Кабула, которая прошла в Москве — очередная наша попытка продемонстрировать миру, как следует улаживать гражданские конфликты внутри отдельно взятой страны. То есть, как из государство-зомби, в котором не действуют институты власти или действуют не на всей территории, сделать полноценную державу.
Причем, полноценное — вовсе не значит богатое и комфортное для проживания. Экономика — другая история; инвестиции, создание или возрождение отраслей народного хозяйства возможны лишь там, где установлен гарантированный мир. Поэтому сначала — прекращение конфликта на долгие годы, и лишь затем можно подумать о том, как помочь афганцам наладить промышленность. И ту мы опять сталкиваемся с известной проблемой однополярного и многополярного подхода к улаживанию гражданских конфликтов.
Запад во главе со своим гегемоном занимается только войной, на мир он вообще не заточен. Достаточно вспомнить Ирак, Ливию, Югославию, Афганистан и Украину. Ни в одной из перечисленных стран либо нет мира, либо страна вообще прекратила существование. И никому из тех, кто провоцировал «цветные революции» или свергал лидера, объявленного исчадием ада, нет дела до того, чтобы заняться восстановлением мирной жизни.
Но действовать лишь с позиции силы, уничтожать непокорных — не самый лучший способ реанимировать разрушенное государство. Так американцы поступили в Ираке и Афганистане, где привели к власти марионеточное правительство и стараются оказывать ему поддержку. Ничего не получается, ибо в таких случаях обязательно появляются недовольные, которые берутся за оружие, чтобы отстоять свои ущемленные права.
Надо сказать, в Афганистане СССР совершил ту же ошибку, что сегодня совершают США. Мы тоже пытались подавить сопротивление силой, и в результате возник организованный и мощный Талибан.
Однако современная Россия — не СССР, прежних ошибок мы не повторяем. Любая война должна заканчиваться миром и никак иначе — этот урок мы усвоили.
Даже Башару Асаду, к которому, как считается, мы благоволим, должен будет пройти через процедуру выборов, после того как у Сирии появится новая конституция, написанная всеми сторонами гражданского конфликта и одобренная всем населением на референдуме. Только в этом случае появляется гарантия, что в стране воцарится мир.
Поэтому встреча в Москве представителей Талибана (пока, но, видимо, уже ненадолго запрещенная в РФ организация) чрезвычайно важна как первый шаг к всеафганскому примирению. На ней ничего не решили, да этого никто и не ждал. Но контакт, пусть даже через стол, двух противоборствующих сторон состоялся.
Разумеется, мне тут же вспомнился сочинский Конгресс общесирийского диалога 31 января, где договорились только о создании конституционной комиссии, в которую войдут представители официального Дамаска, политической оппозиции, а также этнических и религиозных меньшинств. Комиссия до конца до сих пор не сформирована — дело это кропотливое. Ни одна из кандидатур не может вызывать отторжения ни у одной из участвующих сил.
Мы явно намерены применить ту же формулу мирного урегулирования в Афганистане.
Разумеется, будет непросто, с учетом того, что официальный Кабул ориентирован на американцев, которые не заинтересованы в мирном Афганистане, расположенном в нашем подбрюшье. Вашингтон постарается помешать процессу. Ну, ничего поделаешь, гегемон отчаянно сопротивляется, цепляясь за однополярный мир, — к этому мы уже привыкли.
У меня нет иллюзий, скорее всего, пройдут годы, прежде чем непримиримый Талибан — хозяин сельских предместий и деревень, но категорический противник США и ИГИЛ, приступит к обсуждению насущных проблем с «городом» — официальным афганским правительством. Вряд ли можно ускорить этот процесс. Но начинать надо.
Собственно, этот первый шаг и сделан в рамках Московского формата.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://cont.ws/@pavel-shipilin/1123747