Кирилл Бенедиктов: Точка бифуркации в Севастополе: «варяги» для управления Городом не годятся (Россия: Крым) (14.07.2019)
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, говорил древнегреческий философ Гераклит.
Когда 14 апреля 2014 г. Алексей Михайлович Чалый заявил о том, что слагает с себя полномочия и.о. губернатора Севастополя, это решение выглядело необратимым. Много раз после этого в разговорах о судьбах Севастополя мне приходилось слышать фразу: «В России от власти не отказываются». Получить власть трудно – но если уж она на тебя свалилась, то эту ношу надо нести, пока её не отнимут.
Уже в августе 2014 г. Чалый признал, что совершил ошибку, но было поздно: бразды правления цепко держал в своих руках «варяг» Сергей Меняйло, которого сам Чалый и рекомендовал президенту России Владимиру Путину на пост губернатора.
И не только по причине личных качеств – дело ещё и в том, что вместе с «варягом» приходит и его команда, для Города тоже чужая. И начинает наводить на подведомственной ей территории свои порядки, что воспринимается жителями в лучшем случае как некомпетентность, а в худшем случае – как оккупация.
Так было с Меняйло, который ушёл «по собственному желанию» после того, как в Городе начался сбор подписей за его отставку и за проведение референдума по вопросу о выборах главы Севастополя (июль 2016 г.). Так было и с Овсянниковым, который поначалу демонстрировал желание взаимодействовать с Заксобранием и лично с Алексеем Михайловичем Чалым, но вскоре потерял правильный фарватер и превратился в одиозного «Пупса» (или «Двуликого» Харви Дента, как, согласно ТГ-каналу Южный берег, называет его севастопольская молодежь).
И, наконец, 11 июля 2019 г. Дмитрий Овсянников тоже подал в отставку – и тоже по собственному желанию.
Конспирологии вокруг этого события уже накручено немало – пишут, что решение об отставке Овсянникова было принято президентом еще две недели назад по итогам неафишировавшегося визита Сергея Кириенко в Севастополь.
С другой стороны, о недовольстве губернатором в Москве писали еще год назад, так что удивляться стоит, скорее, тому, как долго просидел в губернаторском кресле некомпетентный и конфликтный Овсянников.
Говорят, что последней – и роковой – ошибкой Пупса стала его война с «Единой Россией».
«В регионе особого президентского внимания, где ещё устойчив вкус и запах Крымской весны, пойти в разнос и начать воевать со всеми - дикий фейл. Этого уж не прощают. Вместо того, чтобы договориться с Турчаком и получить поддержку ЕР, Овсянников ночами спиливал партийные плакаты, заигрывал с КПРФ и СР и играл роль обиженного мальчика» – пишет ТГ «Ворч».
Итак, президент удовлетворил просьбу Овсянникова об отставке, и назначил ВРИО губернатора Севастополя Михаила Развожаева, который до вчерашнего дня был руководителем исполкома ОНФ. Это будет уже третий «варяг» на посту главы Севастополя – Развожаев сибиряк, родился в Красноярске.
Впрочем, есть надежда, что на этот раз географический фактор не сыграет такой негативной роли, как в прошлом. И вот почему.
Развожаев – еще более «молодой технократ», чем Овсянников. Выпускник Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте, закончивший всего год назад Программу развития кадрового управленческого резерва, типичный «кризисный менеджер». Судя по всему, неплохой.
Напомню коротко события осени прошлого года. В Хакасии губернатор Владимир Зимин получил в первом туре выборов 32% голосов, в то время, как за кандидата-коммуниста Валентина Коновалова проголосовало 45% избирателей. Во втором туре это грозило единороссу разгромным поражением на уровне 5-10% голосов. И за два дня до второго тура Зимин снял свою кандидатуру с выборов, а после подал в отставку – официально по состоянию здоровья, но в действительности – по настоятельной просьбе Москвы, не желавшей допускать позора ЕР и окончательной дискредитации политики центра в регионах.
В этой ситуации президент России отправил в Хакасию Развожаева (на тот момент замминистра РФ по делам Северного Кавказа) с таким напутствием:
«Просьба заключается в том, чтобы Вы выехали в Хакасию, поработали там в течение месяца, взяли под контроль ситуацию в республике, в том числе и по социально-экономическим проблемам, помогли провести чистые, открытые и в полном смысле отвечающие нашим законам выборы. И потом я готов, обещаю, что сделаю это, верну Вас в Москву и, безусловно, найду Вам применение в соответствии с Вашими знанием, опытом и Вашими, в хорошем смысле этого слова, амбициями».
Развожаев с заданием президента справился на отлично: урегулировал личный конфликт двух кандидатов в губернаторы, а затем в эфире «России 1» попросил избирком республики отозвать иск из Верховного суда Хакасии об отмене регистрации кандидата в губернаторы от КПРФ Коновалова.
Понятно, что это и есть то самое пресловутое «ручное управление», которое справедливо критикуют сторонники эффективных демократических институтов, но, видимо, в той ситуации действовать иначе было сложно. Так или иначе, кризис в Хакасии был преодолен, на выборах победил «народный кандидат» Коновалов (который, правда, остался к этому моменту единственным кандидатом), «Единой России» удалось сохранить лицо.
Есть серьезные основания считать, что и в Севастополь Развожаева направили с аналогичной миссией – не дать ситуации сползти в неконтролируемый хаос, снять создавшееся в Городе напряжение, исправить по возможности ошибки и просчеты, допущенные Овсянниковым и его командой, обеспечить «Единой России» хорошие результаты на выборах в Заксобрание.
Севастополь – очень непростой город. Задачи, стоящие перед Развожаевым, значительно сложнее, чем те, с которыми он столкнулся в Хакасии. С другой стороны, сам масштаб допущенных Овсянниковым «косяков» может сыграть на руку ВРИО губернатора. Даже если он просто исправит несколько наиболее вопиющих просчетов своего предшественника, это уже принесет ему весьма ощутимые бонусы.
У Развожаева есть шансы добиться успеха на этом пути, если он, во-первых, наладит эффективное взаимодействие с «Единой Россией», а, во-вторых, лично с Алексеем Михайловичем Чалым. Судя по заявлению секретаря Севастопольского регионального отделения ЕР Дмитрия Саблина («Партия в Севастополе настроена исключительно на конструктивный диалог и взаимодействие с Михаилом Развожаевым. Работаем»), с первым пунктом этой программы проблем возникнуть не должно. Судя по тому, как грамотно повел себя Развожаев в Хакасии, как аккуратно снял остроту конфликта вокруг оппозиционного кандидата в губернаторы Коновалова – все может получиться и по второму пункту.
В статусе ВРИО Развожаев пробудет до выборов главы Севастополя, дату которых назначит уже новый состав Заксобрания (не ранее чем за 90 дней до голосования). А выборы в Заксобрание пройдут в Единый день голосования 8 сентября. Зампред Заксобрания Александр Кулагин считает, что в этом году провести выборы уже не удастся. Но и затягивать с ними тоже не стоит – хотя бы потому, что ВРИО губернатора гораздо более ограничен в своих действиях, чем избранный глава Севастополя.
Почему бы не назначить дату выборов губернатора на шестую годовщину Русской Весны?
И что, если свою кандидатуру на пост губернатора на этот раз выдвинет Алексей Михайлович Чалый?
Представляю, в какое бешенство придут многочисленные враги Чалого, как в самом Городе, так и в Москве. Все эти политтехнологи, распиливавшие миллионные бюджеты на «политические похороны» народного мэра, увлеченно поливавшие его грязью и оскорблявшие севастопольцев сравнениями со скачущими украинскими «майдаунами». Все эти участники коррупционных цепочек, заинтересованные в том, чтобы у власти в Севастополе находился бы кто-то вроде Овсянникова. Да мало ли их, считающих, что исполнительная вертикаль власти должна быть чем-то вроде армейской структуры с не подлежащими критике вышестоящими наверху и не рассуждающими исполнителями внизу.
Зато для сотен тысяч жителей Севастополя такой шаг Чалого будет означать надежду на перемены к лучшему. То окно возможностей, которое приоткрылось перед севастопольцами в 2014 и которое усилиями меняйл и овсянниковых почти закрылось к лету 2019 г., распахнется снова.
В одну реку нельзя войти дважды, но в истории существуют точки бифуркации, то есть раздвоения кажущегося непрерывным процесса.
В теории самоорганизации систем точка бифуркации – состояние, когда система приобретает неустойчивость по отношению к внешним возмущениям. В результате усиливается неопределенность: система может стать более упорядоченной, перейдя на другой уровень организации, а может свалиться в хаос.
В истории точка бифуркации – это ключевой момент напряжения всех исторических сил, когда даже небольшое воздействие может привести к самому большому изменению в системе. Примером могут служить события революции и гражданской войны в России: там точек бифуркации было столько, что у историка голова идет кругом. Если бы генерал Иванов в ночь с 1 на 2 марта 1917 г. не колебался и повел свой полк на Петроград, вместо того чтобы сидеть, как мышь под веником, на станции Сусанино. Если бы Северо-Западной армии Юденича удалось перерезать Николаевскую железную дорогу. Если бы группа Ковалевского не взломала бы шифры красных во время наступления Тухачевского на Варшаву…
Говорят, что история не знает сослагательного наклонения – и это, в общем, верно. Но из нашего «прекрасного далека» хорошо видно, как маленький камешек, брошенный на весы истории в такие моменты, мог бы направить развитие событий совсем по другому руслу.
Глубоко убежден: если Алексей Михайлович Чалый решит выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора Севастополя на предстоящих выборах – это будет действие, предпринятое в точке бифуркации.
И его последствия могут оказаться вполне судьбоносными – не только для Севастополя, но и для всей страны.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Кирилл Бенедиктов