Василий Колташов: Торг здесь неуместен (07.07.2015)

Греки ответили «нет» требованиям кредиторов и сказали «да» политике уступок своего правительства. Теперь оно спешит увидеть кредиторов и говорить с ними, надеясь, что волнение пошло им на пользу.Голосили греческие избиратели неуверенно. Явка едва превысила 60%, что мало для столь важного референдума. Означает ли это голосование окончание эпохи «жесткой экономии» или усиление такой политики? Пока нет. Об этом вопрос не ставился, за что СИРИЗУ справедливо упрекали.Где выбор, спрашивали многие избиратели, ранее желавшие пойти на референдум? Греческая компартия даже призвала ответить «нет» как кредиторам, так и кабинету министров.


Почему? Потому что СИРИЗА выдала свою позицию уступок и компромиссов за счет греческого общества за сопротивление еврократии. Однако это не так. Она сохранила лояльность ЕС, включая ЕЦБ как его воплощение и МВФ. С этой «тройкой» кредиторов правительство Алексиса Ципраса спешит возобновить диалог.Что будет теперь? Как писал и говорил раньше, все зависит от кредиторов. Если они решат, что негативные последствия для элиты ЕС от серьезного наказания Греции вероятны, то диалог возобновится.Если оценка будет иной, то ЕС подтвердит свою позицию. А именно: помощь Греции прекращена. Следом вероятны дальнейшие шаги по выдворению страны из еврозоны, что и станет настоящим наказанием для ее населения. Долг при этом никто не станет списывать.

Греческий долг – это 318 с лишним миллиардов евро. Он стерилизован более чем на 2/3. Иными словами, облигации контролируются ЕС и правительствами стран еврозоны. Все это сделано давно, чтобы не допустить мощного удара по банкам в случае греческого дефолта.

А многие говорят, что он начался с просрочки платежа МВФ в 1,5 млрд евро. Но это еще не дефолт. Однако то, что МВФ не стал переносить дату платежа из-за референдума в Элладе, показательно и говорит не в пользу мягкого сценария.

Левые критики ЕС в Элладе не раз призывали списать долг и выйти из этого объединения. Это означало и отказ от евро. Но главное было – отказаться от убийства своей экономики, разорения населения по рецептам Евросоюза и МВФ. Это означало поиск новых долговременных торговых и политических партнеров. Найти их можно лишь на Востоке.

Финансовые круги ЕС не позволили бы грекам уйти, хлопнув дверью и списав долг. Последовали бы международные санкции. Вдруг обнаружилось бы, что страна якобы идет к тоталитаризму, там не соблюдаются права человека и создан ужасный режим.

Такой выбор означал бы борьбу. А главное, он требовал ломки системы. Но греческое общество все последние годы жило надеждами на саморазрешение кризиса, на приход времени экономического подъема. Люди откровенно боятся выхода страны из еврозоны и ЕС.

Правительства же одно за другим обещали людям скорый приход нового экономического бума. Кризис же тянулся без конца. И когда в 2014 году ситуация немного стабилизировалось, то стало казаться, что уже приехал в нужном количестве тот самый немецкий турист, что должен вскоре вытянуть Элладу из экономического болота.

Появились даже уверенные заявления о том, что страна уже начала выползать из кризиса. Правда, выразилось это лишь в стабилизации жуткой депрессии. Безработица не достигла 30%, и это казалось удивительным. И тогда избиратели отдали голоса партии СИРИЗА. Она клялась, что подарит надежду, и дала ее миллионам греков. Но выбить из кредиторов уступки правительству Эллады не удалось. Зато ему пришлось самому уступать им.Первым не выдержал Янис Варуфакис (Ален Делон экономики, как шутливо говорят о нем греки). Он решил не совершать политическое самоубийство и отказался подписывать все подряд. Переговоры стали вестись без министра финансов.Потом Ципрас обнаружил, что кредиторы унижают его и страну, не желая идти ни на какие уступки. Он тоже понял, что совершать политическое самоубийство нельзя. И предложил избирателям решить за него. Еврократы назвали это трусостью и вспомнили других первых министров, что как «ответственные люди» подписывали любые соглашения о «жесткой экономии» не глядя.

Референдум окончен к внешней выгоде правительства Греции. Оно жаждет переговоров. И здесь все зависит уже не от него. Судьбу страны решат кредиторы. Наивны те избиратели, которые полагали, будто они делают выбор. Кредиторы демонстрировали презрение к ним все дни с момента объявления референдума. Теперь они думают, если уже не решили, как поступить с Грецией.

Правительство Ципраса теперь не может отступать. Теперь смягчить требования (пусть самую малость) должны кредиторы, что демонстрировали нарастающую жесткость в отношении давно надорвавшейся страны, чей долг резко увеличился после начала борьбы с ним по рецептам «тройки».

Сделают они это сейчас, им придется идти на уступки в других случаях и с другими странами, учитывая мнение каких-то избирателей, каких-то народов. Кажется, еврократии и МВФ более выгодно проявить суровость. Сказать «торг здесь неуместен!» и начать процедуру вывода Эллады из еврозоны.

Не только в России, но с еще большим вниманием в ЕС и еврозоне люди следят за развитием греческого кризиса. Имей кредиторы добрую волю, они уже давно списали бы часть неподъемного греческого долга и мягко отнеслись бы к референдуму, который вовсе не уводит от них Грецию. А если они уже готовы проявить злую волю? Тогда Эллада входит в эпоху самых больших потрясений, и это после пяти лет бессмысленных мучений от «жесткой экономии».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
07.07.2015

Василий Колташов
Источник: http://vz.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта