Григорий Шугаев: Тот ли человек сидит на скамье подсудимых? (12.07.2016)

О процессе против Людмилы Есипенко, обвиняемой в порче богохульных линогравюр Вадима Сидура, выставленных в Манеже
7 июля Тверской суд города Москвы начал слушание дела Людмилы Есипенко по существу. Напомним, летом 2015 года в Манеже проходила выставка «Скульптуры, которых мы не видим». 14 августа лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный как Энтео, со своими единоверцами, среди которых была Людмила Есипенко, посетили экспозицию. Представленные работы православные зрители расценили как «богохульные». Энтео разбил тарелку, на которой находилось кощунственное изображение главы величайшего святого Иоанна Крестителя. Людмила Есипенко сбросила на пол линогравюры Вадима Сидура: возмутила глумливая фиксация автора на половых органах Спасителя.

«Я не понимаю, в чем меня обвиняют, — говорит в своей речи на судебном заседании Людмила Есипенко, реализуя свое процессуальное право выразить отношение к обвинению. — То, что я делала на выставке, — это было всего лишь пресечением длящегося преступления, которое происходило на моих глазах. Я не прошла мимо, а как сознательный гражданин и христианин попыталась воспрепятствовать преступной деятельности, оскорбившей мои чувства как верующей православной христианки. Я защитила святыню от поругания. Это самое правильное, что я до сих пор сделала в моей жизни. Тогда в Манеже я ощутила оскорбление самого дорогого для меня и до сих пор не представляю, как могла бы поступить иначе. Во время трехнедельной экспертизы в больнице имени Алексеева врачи много раз просили вспомнить увиденные мною кощунства на Господа Иисуса Христа, на Пресвятую Богородицу, Иоанна Крестителя. Спустя месяцы эти воспоминания каждый раз заставляли меня рыдать снова и снова».

«Я готова к любому отношению к моему поступку, — обращает особое внимание суда Людмила Есипенко, описывая мотивы своего деяния. — Но я не понимаю и не принимаю того, как можно спокойно пройти мимо недопустимого и непереносимого. Можно ли сделать вид, что ничего не происходит, если рядом с вами убивают ребенка, насилуют женщину или издеваются над беспомощным? Надругательство над тем, что свято, что освящало жизнь поколений людей веками, — это хуже. Безразличие к кощунству — знак солидарности с издевательством над изображением Христа».

Против Энтео было возбуждено только административное дело. А вот Людмила Есипенко попала как под уголовное преследование, так и под гражданский иск. Прокуратурой было выявлено нарушение по ст. 243 УК РФ, которая карает за «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Кроме того, мэрия Москвы направила Людмиле Есипенко иск об уплате 1 млн 169 тыс. 802 рублей 82 копеек за реставрацию кощунственных линогравюр. И если приговору по уголовному делу Есипенко готова подчиниться, то заранее отказывается оплачивать иск, если он будет признан судом.

Людмила Есипенко
Людмила Есипенко. Фото: личная страница «ВКонтакте»
Уникальность ситуации состоит в том, что обвиняемой придется выбирать: смириться с возможным удовлетворением гражданского иска и заплатить за реставрацию богохульных работ либо отказаться это делать, поскольку в таком случае она совершит грех хулы на Бога и сделает то, против чего сознательно действовала. В своей речи на суде 7 июня Людмила Есипенко отметила: «Для христианки тяжкий грех оплачивать реставрацию богохульства даже одной символической копейкой. Даже если бы богохульные изображения были повреждены, оплачивать восстановление кощунственных изображений в их первозданном виде для меня бы значило перестать быть христианкой. Я никогда не сделаю этого. Если суд хотя бы частично удовлетворит гражданский иск правительства Москвы, у меня не будет иного выбора, кроме как оказать гражданское неповиновение. Так мне повелевают поступить Основы социальной доктрины Русской православной Церкви».

Напомним, в главе IV «Основ социальной концепции Русской православной церкви» ясно и однозначно написано: «Неповиновение светским законам и формально законным решениям судов обязательно для православных христиан в соответствии с Основами социальной концепции Церкви для всех случаев, когда послушание угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога».
 
Вообще многие опрошенные нами эксперты недоумевают, почему совсем не был принят во внимание аспект вины организаторов выставки. Ведь есть четкая норма, которая, правда, совсем не работает в стране, а именно часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок». Посему Есипенко вообще должна находиться на воле, так как грубо нарушен один из главных принципов права — принцип правовой определенности. То есть гражданка Есипенко должна знать, что ей делать можно, что ей делать нельзя и что ей за это будет, а руководство Манежа и организаторы выставки по какой-то причине даже думать о статье 148 УК РФ не должны? За все это время ни разу им никто из правоохранительных органов и не напомнил об этом. Не странно ли это? А это уже можно расценить как дискриминацию по религиозному признаку и направить встречный иск.

Еще во время работы выставки и сразу после ее скандального закрытия не одна тысяча православных христиан со всей России направили в прокуратуру или Следственный комитет жалобы о том, что выставка оскорбляет их религиозные чувства, и требовали проверить экспозицию на наличие состава преступления, предусмотренного статьей 148 УК РФ. Были обращения к правоохранителям и позже. А в только что минувшем июне группа православных активистов собрала множество подписей под письмом мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой отозвать иск правительства столицы. Тем более что Людмила Есипенко готова заплатить штраф городу вообще, а не за реставрацию конкретного богохульства. Ни на одно из этих обращений не было ни одного ответа от компетентных органов. Получается так, что сами власти выталкивают верующих Русской православной церкви в маргинальное поле. Правда, заметим, представители московской мэрии не явились в Тверской суд на заседание 7 июля, но также без каких-либо объяснений. Может, наконец-то совесть проснулась?

«Следственный комитет России ТРИЖДЫ отказал в возбуждении уголовного дела против Манежа! – подчеркивает в своей речи Людмила Есипенко. —Трижды демонстрация кощунственных изображений Господа Иисуса Христа с открытыми половыми органами, уродливой маской вместо Лика и выпотрошенным телом Следственным комитетом не была признана оскорблением наших религиозных чувств. Мне вменяют в вину то, что я повредила рисунки на кусках линолеума, воспринимая — цитирую обвинительный акт — "указанные экспонаты как демонстративно неуважительное изображение фигуры Иисуса Христа, оскорбляющее мои религиозные чувства". Именно так выставленное в день начала Успенского поста в Манеже воспринимают все христиане, и, чтобы в этом убедиться, достаточно задать этот вопрос в церкви любому прихожанину».

Интересно то, что защитники полной культурной свободы без всяких границ любят ссылаться на зарубежный опыт. Но, как это часто бывает, для внутреннего западного употребления этот опыт оказывается одним, а для России совершенно иным. «И не надо разговоров о том, что Россия-де "светское государство", в котором все верующие должны стоически выносить "творческие поиски" тех, кто возомнил себя вправе издеваться над святым для окружающих их людей, — обличает Людмила Есипенко. — Сегодня мы живем в условиях мифа о том, что свобода творчества безгранична. Однако совсем иную позицию занял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) своим решением по делу "Отто Премингер против Австрии", когда так называемые свободные художники жаловались на то, что арест богохульного фильма "Любовный собор" якобы нарушает их права». Тогда ЕСПЧ признал, что, арестовывая фильм, «австрийские власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок».

Людмила Есипенко сказала несколько слов и о художнике Вадиме Сидуре, в повреждении чьих работ она обвиняется. Действительно, много писалось о том, как же можно было поднять руку на творения участника и инвалида Великой Отечественной войны, известного художника, чьи работы оценены широкой аудиторией. «С войны пришли десятки миллионов людей, — говорит Людмила Есипенко. — От тяжелых ран, увечий не страдали только те, кто с войны вообще не вернулся. Мой дед, кубанский казак Есипенко Иван Кузьмич, кавалер ордена Великой Отечественной войны II степени, пришел с фронта одноногим. Я не судья Сидуру. Но не может Троица Андрея Рублева защищаться законом наравне с изображением выпотрошенного Христа авторства Сидура. Это немыслимо. Уважаемые участники процесса, подумайте о том, что произведения Сидура, среди которых есть композиции, состоящие практически только из половых органов, будут изучать в школе ваши дети и внуки. Изучать как сокровища русской культуры».

Суд над собой Людмила Есипенко считает несправедливым и в соответствии с формальным юридическим правом. По Конституции нельзя два раза судить за одно и то же. А она по административному решению этого же, обратим внимание, Тверского суда уже выплатила в сентябре прошлого года штраф за уничтожение имущества в Манеже. Органы дознания признали именно то судебное решение правильным, не найдя при этом за последующие девять месяцев ни одного другого якобы уничтоженного или поврежденного ею предмета, кроме тех кусков линолеума, в порче которых ее, получается, обвиняют снова.

«Впрочем, каким бы несправедливым ни было решение судебной системы, принять его для меня не грех, — завершает мысль Людмила Есипенко. —Государство не смогло защитить меня и других православных христиан от издевательства над нашим достоинством верующих людей. Я защитила себя сама и готова заплатить за свое право поступать по совести. Быть может, не все в Следственном комитете прочитали Закон о защите чувств верующих, № 136-ФЗ. И в Министерстве культуры, вероятно, есть еще люди, которые, признавая подобные изображения "культурной ценностью", полностью потеряли связь с собственным народом, почитающим святыню. Меня судят за протест против экспозиции, которая стала возможной только в результате именно такого издевательского и вызывающе презрительного отношения ряда государственных органов к религиозным ценностям нашего народа. При другом отношении никто бы и не осмелился устраивать такие выставки, а я бы не сидела сегодня на скамье подсудимых»— таков вывод обвиняемой Людмилы Есипенко.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
12.07.2016

Григорий Шугаев
Источник: http://rusplt.ru/society/esipenko-sud-porcha-linogravyur-27230.html

ПО ТЕМЕ: 
Московские власти вчинили иск более чем на 1 млн. православной активистке за порчу экспонатов на выставке в "Манеже" (28.06.2016)
Людмила Есипенко - жертва провокации


 





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта