Ольга Шелкова: Транзитная война, или Маниловщина по-киевски (11.01.2016)

Отказ Киева и Брюсселя учесть российские интересы в связи с вступлением в силу Соглашения об ассоциации Украины с ЕС привел, как и следовало ожидать, к отмене для Украины льгот в соответствии с Договором о свободной торговле СНГ. Ограничительные меры России, помимо возобновления пошлин на украинские товары и продуктового эмбарго, включают в себя ограничение транзита украинской продукции по территории РФ.
Президент РФ В.Путин подписал указ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации». С 1 января 2016 г. международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Казахстана через территорию РФ осуществляются только из Белоруссии и при условии наличия пломб, в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих автомобильные перевозки, учетных талонов. Наложение пломб производится при въезде на территорию России в стационарных или передвижных контрольных пунктах. Водители также обязаны при въезде на территорию РФ получить учетные талоны и сдать их при выезде. Лучше всего ситуацию с украинским транзитом характеризует просторечное выражение «допрыгались».

Тю, а нас за шо?


Если вспомнить «транзитные войны» между Украиной и РФ, начавшиеся после февральского государственного переворота, становится очевидным, что спровоцировала их именно Украина. Все началось с введения штрафов против российских авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты в Крым. Из-за антироссийских санкций была ликвидирована авиакомпания-лоукостер «Добролет», осуществлявшая бюджетные рейсы в Крым. С 27 декабря 2014 г. Украина полностью прекратила железнодорожное сообщение с Крымом. Кроме того, были введены конвенции о запрете перевозок железнодорожным транспортом любых грузов между материковой частью Украины и Крымом.

Новая волна транспортной войны началась в 2015 г. Небо Украины было закрыто для самолета вице-премьера России Д.Рогозина, позднее – для пролета российской делегации во главе с министром культуры России В.Мединским. 16 сентября 2015 г. П.Порошенко утвердил решение СНБО Украины о введении санкций против 27 российских авиакомпаний. С 25 октября прямое авиасообщение между Украиной и РФ полностью прекратилось.

24 сентября 2015 г. «Укрзалізниця» приняла решение о запрете использования на Украине вагонов российской Первой грузовой компании и ее дочернего предприятия на Украине. Как сообщил бывший заместитель министра инфраструктуры Украины А. Кава, Украина вообще намерена  прекратить железнодорожное и всякое иное транспортное сообщение с Россией. Подобное распоряжение секретарь СНБО Украины А.Турчинов отдал еще в феврале 2015 г.

Что касается автомобильного сообщения, враждебные шаги Киева коснулись пока лишь Крыма, где незаконный крымско-татарский меджлис вместе с неонацистскими боевиками и международными исламскими террористами осуществляет «блокаду Крыма». Помимо грабежа автотранспорта «блокада» обернулась терактами по взрыву ЛЭП и обесточиванием Крыма. Необходимо вспомнить и о недавнем одностороннем решении украинской стороны о повышении стоимости транзита российского газа через территорию Украины  на 12,5 доллара за 1000 кубометров.

Как водится, любые ответные меры России тут же вызывали традиционную истерику официального Киева в стиле «тю, а нас за шо?». Так же произошло и на этот раз. Украинский премьер А.Яценюк пригрозил «безотлагательно нотифицировать членов ВТО относительно неправомерных действий Российской Федерации по транзиту украинских товаров, а также применить механизмы организации для устранения Российской Федерацией таких нарушений». В свою очередь, торговый представитель Украины Н. Микольская намерена пожаловаться на обиды «европейским партнерам»: «Ведь в случае введения нами каких-либо ограничений по транзиту с РФ, могут пострадать, прежде всего, наши европейские торговые партнеры. Поскольку, прежде чем прибегать к каким-либо действиям, нам необходимо провести совместную оценку любых возможных мер и проконсультироваться с нашими партнерами по ЗСТ с ЕС». Почему из внимания украинских чиновников в качестве последней инстанции для жалоб выпало «Спортлото», остается загадкой.

Добро пожаловаться


Жаловаться, впрочем, можно сколько угодно. Европа даже, может быть, жилетку подставит. В частности, спикер представительства ЕС на Украине Ю.Вилчинскас уже констатировал, что «ответные меры России теперь выходят далеко за рамки приостановления определенных предпочтений в рамках ЗСТ СНГ и продовольственного эмбарго, а также связаны с другими украинскими действиями. Россия ввела жесткие ограничения на поставку украинских товаров в Казахстан транзитом через РФ». Правда, оказывать реальную помощь Европа не спешит, что ранее четко дал понять еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Й.Хан.

На самом же деле действия РФ полностью отвечают положениям Договора о свободной торговле СНГ и требованиям ВТО. Так, согласно ч. 2 ст. 7 договора «в случаях, когда это не противоречит условиям настоящего Договора, Сторона может в соответствии со своим законодательством устанавливать перечни отдельных видов товаров, транзит которых запрещен, а также перечни отдельных видов товаров, для транзита которых требуется получение специальных разрешений уполномоченных органов Сторон». Статья же 8 договора говорит о том, что «ничто в настоящем Договоре не ограничивает право Стороны применять специальные защитные меры. Такие меры в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров должны применяться только в соответствии со Статьей XIX ГАТТ 1994 года, Соглашением ВТО по защитным мерам и настоящим Договором».

В свою очередь, статья V ГАТТ гласит, что «любая  договаривающаяся  сторона может требовать, чтобы транзитные перевозки через ее территорию совершались через соответствующую входную таможню», а в соответствии со ст. XIX «если в результате… выполнения взятых на себя какой-либо договаривающейся стороной обязательств по настоящему Соглашению какой-либо товар импортируется на территории такой договаривающейся  стороны  в  таких  увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям на этой территории аналогичных или непосредственно конкурирующих с ним товаров,  договаривающаяся сторона  должна  иметь  право  по отношению к подобному товару и в такой степени и на такой срок,  которые могут быть необходимы для предотвращения или устранения подобного ущерба, приостановить обязательство полностью или частично или аннулировать уступки, или внести в нее изменения».

Именно таким образом и поступила РФ, введя ограничения на транзит, специальные защитные меры и определив пункты пропуска для транзита украинских товаров через свою территорию. Говоря о полном запрете транзита, украинская сторона, как всегда, несколько лукавит. Истинной причиной остановки транзита является несогласование Киевом квоты на разрешение грузоперевозок с «государством-агрессором».

Куля в лоб


Совершенно безумная транзитная война Украины против РФ равносильна контрольному выстрелу в голову и так уже находящейся в коме украинской экономике.

Украинские предприятия транзитом через Россию поставляют свои товары в Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Монголию и Китай. Согласно данным Госстата, за 10 месяцев 2015 г. транзитом через Россию экспортировали товаров на 1,6  млрд. долл. Экспорт в Казахстан составил 605 млн. долл., или 380 тыс. тонн грузов. Значительным является украинский экспорт в Китай – 6,78 % общего экспорта. В Азербайджан Украина доставила 240 тыс. тонн грузов.

Украинский бизнес уже бьет тревогу. По заявлению представителей Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, «они полностью обрубили транзит в Центральную Азию. Прорабатываем альтернативные пути, но, понятно, перевозки сильно подорожают». Глава профильной ассоциации «Укркондпром» А.Балдинюк отмечает, что «блокирование Россией транзита может свести к минимуму наличие украинских товаров в странах Центральной Азии, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР) и Монголии». Глава же Совета федерации металлургов Украины С.Беленький назвал информацию о закрытии прямого транзита «очень негативной новостью», вследствие чего украинские металлурги могут уменьшить производство.

На данный момент подсчитать размер потерь украинской экономики невозможно. Как отмечает украинский политолог-международник А.Кучухидзе, «эти цифры, которые приводит министерство экономики, не до конца просчитаны. Они подсчитали согласно постановлению, которым РФ ввела эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. Но там не учтена ставка в отношении повышения тарифов, после того как была прекращена ЗСТ с РФ. И второе - там не подсчитано, что если украинский товар будет идти через таможню Белоруссии — это две таможни! Поэтому какая будет цена украинской продукции для казахстанских потребителей — это большой вопрос».

Потерю рынка стран СНГ и Китая заменить нечем. Киевская власть лукаво умалчивает о том, что рынки восточных соседей уже в значительной степени утрачены благодаря антироссийской истерии и бездумному «пробиванию окна в Европу». За два года Украина потеряла почти 30 млрд. долл. экспортных доходов, что в несколько раз больше, чем кредиты МВФ, в угоду которым правительство Яценюка разрушило почти до основания национальную экономику. Как считает экс-министр экономики Украины В.Суслов, «катастрофа у нас по готовой продукции. При ориентации на европейские рынки нужно соответствовать техническим регламентам и стандартам ЕС. У нас эта работа продекларирована, но не завершена, а по большинству отраслей и не начата. Чтобы перевести наше производство на европейские регламенты и стандарты нужно потратить десятки миллиардов евро, но таких денег у Украины нет». Не лучше ситуация и в пищевой промышленности, предприятия которой с нового года будут вынуждены искать новые рынки сбыта или массово банкротиться.  По оценке экономического эксперта В.Степанюка, при введении эмбарго около 750 тыс. человек лишится работы, а с учетом мультипликатора отрасли, который дает занятость 4-5 человек на каждое рабочее место в смежных отраслях, то в целом у 2 млн. человек ухудшится материальное положение.

Более того, украинское правительство сознательно добивает последние торговые отношения. С 20 января 2016 г. планируется ввести на часть белорусского импорта спецпошлину в размере 39,2%, что неминуемо приведет к ответным мерам со стороны Белоруссии.

Маниловщина по-киевски


Вместо отмены антироссийских санкций украинская «ликвидационная комиссия» занимается маниловщиной. Министерство инфраструктуры Украины с помпой представило транзитный маршрут в Китай в обход России, который должен пройти по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай, включая две паромные переправы Ильичевск-Батуми и Алят-Актау-Порт. Первый демонстрационный рейс в составе 20 вагонов должен отправиться 15 января из Ильичевска.  Глава ассоциации «Укркондпром» А. Балдинюк уверен, что маршрут через Кавказ обойдется вдвое дороже.

Впрочем, киевским банкротам не привыкать втридорога покупать южноафриканский уголь и российский реверсный газ, хоронить отечественный экспорт и транзит, убивать промышленность и создавать безработицу. «Чем хуже, тем лучше», - говорит украинское правительство, готовясь ввести новые антироссийские ограничительные меры в ответ на отмену льгот в рамках ЗСТ СНГ. Успокоится киевский режим лишь тогда, когда торговать будет не с кем и нечем. Вот это будет главный «успех», после которого, введя последнюю санкцию против России, Яценюк отрапортует, что Украине терять больше нечего.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
11.01.2016

Ольга Шелкова
Источник: http://odnarodyna.org




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта