Турция становится окном Китая в Средиземноморье (03.01.2021)
В заочном споре за региональное лидерство Анкара приписала себе победу над Москвой. Турецкое провластное издание Takvim буквально дало понять, что Турция более не является «больным человеком Европы», судьбу которого решают другие, а сама превратилась в могущественную державу. Самое неприятное, что последние достижения Эрдогана случились за счёт России и её национальных интересов.
К таковым Takvim отнесло обнаружение турками на континентальном шельфе собственных месторождений газа, объем которых оценивается в 320 млрд. куб.м, а также успех применения ударных БПЛА Bayraktar TB2 в Нагорном Карабахе. Логика понятна: турецкое оружие в руках союзников-азербайджанцев победило российское оружие, которым располагали армяне, а обретение большой ресурсной базы в перспективе прекратит зависимость Анкары от Кремля в вопросе поставок сырья и топлива, и даже позволит ей конкурировать с «Газпромом» на рынке Юго-Восточной Европы.
Третья победа –Турция забирает у России часть её транзитных грузопотоков из Азии в Европу.
Географически именно наша страна является лучшим транспортным коридором между двумя частями Евразии. Железнодорожное сообщение по маршруту Сиань-Гамбург и Сиань-Нойс соединяет Китай и Германию через Казахстан, Россию, Белоруссию, Литву и Польшу. Омрачает эту картину только низкая пропускная способность отечественных железнодорожных магистралей, что прибавляет ко времени транзита лишние 3-5 дней. Неприятно, и эти инфраструктурные проблемы давно необходимо было решить. Но теперь в дело вклинилась Анкара с идеей «логистической сверхдержавы», и расклад начал стремительно меняться.
Турция на полном серьёзе намерена стать окном Пекина в Средиземноморье, а Китай активно вкладывается в инфраструктуру этой страны: ему принадлежат 65% стамбульского контейнерного терминала Kumport, а также 51% моста Султана Селима Явуза через Босфор. К слову, следующую турецкую атомную станцию может построить уже КНР.
В рамках данного взаимовыгодного сотрудничества была создана железнодорожная магистраль «Железный шёлковый путь / Средний коридор», которая соединяет Стамбул и китайский город Сиань. В этом Транскаспийском транспортном консорциуме также участвуют азербайджанская, грузинская и казахстанская компании. Срок доставки грузов составляет 12 дней против 18 через Россию. Накануне этот срок удалось сократить до 10 дней, что упомянутое издание Takvim отнесло к очередной турецкой победе.
С учетом того, что в обход нашего Транссиба можно доставлять до 1 млн. пассажиров в год и 6,5 млн. т грузов, это не очень хорошие новости. К 2023 году объем грузопотока должен достичь 17 млн. т и становится совсем грустно. Правда, у турок есть серьёзная проблема – транзит через Каспий. Для увеличения пропускной способности придётся задействовать больше судов и кардинально расширить портовые мощности с обеих сторон. Нетрудно догадаться, что стратегическим инвестором тут может выступить Китай.
Со своей стороны, Турция сделала мощный геополитический ход, поддержав Азербайджан в его войне с Арменией за Карабах. Баку смог восстановить контроль над большей частью непризнанной республики, а также де-факто пробил транспортный коридор через территорию Армении, добившись связности Азербайджана с Нахичеванью, что граничит с Турцией.
В результате, Анкара получила прямую дорогу между Средиземным морем и Каспийским, которую и сможет предложить Пекину. При этом логистическое плечо даже прилично сократится, если магистраль пройдёт по возвращённой территории Нагорного Карабаха.
Для соседней Грузии это в перспективе означает исключение из международного консорциума. Ничего личного, только бизнес.
https://t.me/vpanalytics/680
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /