Дмитрий Бавырин: «Убожество для детей» способно служить интересам России (Россия: культура) (08.09.2019)

Министр культуры Владимир Мединский заклеймил комиксы, нашествие которых сейчас переживает Россия, как «убожество для детей». Но идея приравнивать комиксы к книжкам с картинками для тех, кто читать не умеет, становится устаревшей. Комиксы - это полезное оружие пропаганды, и нашей стране в этой связи уже есть, чем похвастаться.
«Комикс – это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, как вам сказать, это не еда. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством», – сказал министр культуры Владимир Мединский на Московской международной книжной выставке-ярмарке.Зря он, конечно, это сказал. Именно потому, что министр.
Для начала необходимо пояснить, что такое комикс. Комикс - это способ организации художественного произведения, попытка рассказать определенную историю определенным способом. В числе таких способов картина, фильм, стихотворение, песня, проза, пьеса.
Если комикс имеет значительный объем, представляет собой законченный сюжет и создан одним коллективом авторов, его называют «графическим романом» - логичное определение для того, что создано через совмещение графики и текста, картины и пьесы.
И текст, и графика могут быть бездарными или гениальными - это целиком зависит от авторов. При этом нельзя говорить, что авторы ограничены какой-то определенной темой, например, приключениями супергероев.
Канадец Ги Делиль создал графический роман о путешествии по Северной Корее («Пхеньян»). Иранка Маржан Сатрапи о взрослении девочки в иcламском государстве («Персеполис»). Француз Давид Б. о борьбе с эпилепсией в отдельно взятой семье («Священная болезнь»). Американец Арт Шпигельман о спасении своего отца из нацистского концлагеря («Маус»). Все эти комиксы переведены на русский язык и достойны того, чтобы их прочитать. За «Мауса» Шпигельман получил ни много ни мало Пулитцеровскую премию.
Все это, конечно, не для детей. По крайней мере, не для семилетних.
Также не стоит думать, что комикс - это сугубо западная манера рассказывать истории. Пару лет назад в России был издан пухлый том «Русского комикса», где под одной обложкой собраны работы русских белоэмигрантов в Югославии, нарисованные и написанные в период 1935-1945 годов (напомним, кстати, что Бэтмен появился в 1939-м). Там есть как оригинальные истории, так и классические сюжеты, например, Пушкина и Гоголя. Что-то из этого подойдет для детей, что-то явно предназначено для их родителей.
Понимая под комиксами только примитивную развлекалочку с трах-бабахом, российский министр культуры сказал то, что можно трактовать следующим образом:
Стихи - это ерунда, незачем нормальному человеку говорить в рифму. Картины - это примитив для тех, кому лень посмотреть художественный фильм. Рок-н-ролл - в наших сердцах, а джаз - это убожество.
Возможно, не стоит делать столь категоричные высказывания о целом направлении в творчестве, в том числе - творчестве своих соотечественников. А это конкретное не только недальновидно, но и не соответствует действительности. Комикс это не «для детей» и не «для не умеющих читать» - все всегда зависит от таланта его автора или авторов (в крупных издательствах не принято совмещать роль художника и сценариста).
У России есть свои авторы, признанные в том числе и на Западе, где индустрия комиксов в сотни раз больше нашей: Аскольд Акишин, Константин Комардин, Игорь Баранько. То, что в самой России их фамилии малоизвестны, это проблема как раз Министерства культуры. Где она, как мы видим, не осознается в качестве проблемы, а это уже беда: исходя из функций Минкульта, ему необходимо поддерживать национальных «самородков», а не сбрасывать их с корабля современности.
При Мединском вверенное ему министерство сделало акцент на финансовой стороне того, что считается «поддержкой культуры». Так, в регулярных отчетах о положении дел в кинематографе особо подчеркивается прибыль, которую принесли те или иные фильмы. Этот тот критерий, который выбран в качестве определяющего для проектов с участием ведомства.
С этой - сугубо коммерческой точки зрения - комиксы для Минкульта интереса не представляют. Это на Западе их рынок оценивается в миллиард долларов, а графические романы занимают по 7-8 строчек списков самых продаваемых книг.
В России занятые в этой области скорее выживают, чем живут, несмотря на резкий рост интереса к «книжкам с картинками» в последние несколько лет, что выражено в издании и новых русских комиксов, и переводов заграничных хитов.
Но это же обстоятельство делает большинство российских графических романов не «коммерческим искусством», а искусством в чистом виде. В качестве примера можно вспомнить, например, «Анну Каренина» Кати Метелицы - классический текст Толстого не претерпел изменений, но действие перенесено в наши дни.
Но даже «традиционные» комиксы с супергероями и инопланетянами отнюдь не являются «развлечением для тупых», как их пытались представить американские радетели морали в период 1960-1980 годов. Субкультура гиков, неотъемлемой частью которой являются такие комиксы, характерна больше для тех, кого у нас называют «ботаниками». На рынке это специалисты в области IT и высоких технологий, чему и посвящен теперь уже культовый ситком «Теория большого взрыва». Его персонажи не дети, а ученые.
Изначально комиксы вообще рисовали только для взрослых, и это была либо газетная сатира, либо «низкий жанр» - приключения в джунглях, разборки мафии, роковые красотки в чьих-то щупальцах. На детей и подростков они переквалифицировались позднее, а к настоящему моменту существует немало издательств, ориентированных исключительно на совершеннолетних «умников». Темы в них поднимаются сколь угодно сложные - от философии до насилия, а результат всегда на совести автора. Но в том, что касается детей, а точнее - подростков Минкульт упускает очень важную составляющую комиксов - пропагандистскую, хотя вроде бы не должен именно как государственная контора.
В русском языке слово «пропаганда» имеет негативные коннотации, но этим термином допустимо называть и сугубо положительные явления - «пропаганда здорового образа жизни», например. В случае с комиксами и подрастающим поколением она означат то, что также можно назвать «патриотическим воспитанием».
В период Второй мировой войны Бэтмен сражался с японцами, Капитан Америка лично бил морду Гитлеру, а Супермен олицетворял собой величие Соединенных Штатов, несущих миру цивилизацию и справедливость (подробнее о пропаганде в комиксах газета ВЗГЛЯД писала в некрологе Стэну Ли). Это была отработка именно государственной повестки - и отработка эффективная. Другое дело, что политикой пропаганда не ограничивалось - комиксы воспитывали «идеальных американцев», исходя из представлений об идеале своего времени.
Сейчас все стало значительно сложнее, но ни воспитательной, ни образовательной, ни пропагандисткой функции с комиксов никто не снимал. Они один из возможных способов рассказать историю и вывести из нее мораль, легко усваиваемую теми, кто книжки без картинок недолюбливает - а они ведь тоже граждане.
В советское время этот способ пропаганды не тот чтобы презирали, скорее, не распробовали - в «Окнах РОСТА» Маяковского определенно есть что-то комиксовое. Произошло разделение - бескомпромиссное и несколько неуклюжее, как все в плановой экономике: комиксы - это либо для детей («Приключения Мурзилки и птички Чирик», «Веселые картинки»), либо творчество прогрессивных западных авторов, обличающих капитализм в сатирической форме (вспомним многочисленные переиздания Херлуфа Бидструпа).
Времена теперь другие, Минкульт гордится своим переходом на капиталистические рельсы, но подход демонстрирует тот же - «убожество для детей». И это в период, когда отрасль только-только встает на ноги, и на прилавках наконец-то появились российские бренды - полноценные серии с «самобытными» героями и злодеями.
Например, в серии «Майор Гром» в качестве негодяев выведены персонажи, сильно напоминающие российскую либеральную оппозицию. Политпросвет такого рода не стал чем-то безупречным с точки зрения вкуса, но с точки зрения интересов властей он явно небесполезен.
Не то, на чем можно сходу поставить крест, записав в убожество целое направление в искусстве.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Бавырин