Сергей Кольцов: Украинский ВПК довели до ручки (02.10.2015)
Украина занимает девятое место в мире по продажам оружия, ведет боевые действия и резко увеличивает военный бюджет. В таких условиях ВПК страны должен процветать, но происходит ровно наоборот – индустрия приходит в упадок и производит «неликвид». Причины – в крайне неэффективных управленцах, прекрасно умеющих «втирать очки» руководству страны.
Чем плачевнее состояние дел в ВПК Украины, тем громче победные реляции по поводу небывалых темпов роста его могущества. И речь тут идет не о некой военной хитрости, направленной на дезинформацию противника, а о дремучей некомпетентности руководства страны и ведомств, отвечающих за ее обороноспособность.
Херсонский самородок
Еще на прошлой неделе президент Петр Порошенко подписал новую военную доктрину страны. Согласно этому документу, на среднесрочную перспективу главным врагом Украины назначена Россия. Соответственно, борьба с ней становится основной целью в сфере военной политики, осуществлять которую планируется в том числе за счет реализации государственного оборонного заказа и выполнения целевых программ по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса.
О том, каким способом в свете новой доктрины будет происходить дальнейшая милитаризация Украины, рассказал журналистам Сергей Пинькас, первый заместитель гендиректора государственного концерна «Укроборонпром», объединяющего главные оборонные предприятия страны. Это интервью, призванное вселить в украинцев веру в неминуемую победу над восточным супостатом и несокрушимую мощь отечественных вооруженных сил, немало позабавило людей, лишенных фантазии и придирчивых к конкретике.
К примеру, известный украинский специалист в области бронетехники Андрей Тарасенко не смог пройти мимо откровений господина Пинькаса по поводу того, что танк Т-72 натовского стандарта в Польше отличается от своего украинского «собрата» калибром пушки. «Поляки, выходит, не в курсе, впрочем, как и чехи, и словаки, и болгары, что их натовские Т-72 вооружены все той же советской 125-мм пушкой или же ее словацкой модификацией 2A46MS», – недоумевает Тарасенко в своем блоге. И тут же ставит диагноз: «Складывается ощущение, что человек мало понимает, о чем говорит, ему перед тем, как что-то рассказывать, стоит серьезно консультироваться со специалистами, надеюсь, их из госконцерна еще не разогнали?»
Одно дело, если бы в компетентности топ-менеджера «Укроборонпрома» сомневался какой-нибудь «ватник». Так ведь нет: настоящий патриот Андрей Тарасенко еще с домайданного времени отличался тем, что яростно и бескомпромиссно отстаивал преимущество украинских производителей перед их российскими коллегами.
А вот что касается 34-летнего Сергея Пинькаса, то этот персонаж, по всей вероятности, и впрямь «мало понимает, о чем говорит». Несмотря на три диплома о высшем образовании, Пинькас не особо преуспел и на мирном поприще. Из начальников управления жилищного хозяйства Херсонского горсовета его в 2010 году выгнали за срыв сроков подготовки жилфонда к отопительному периоду. После этого пришлось перебиваться замом городского головы тихого райцентра Цюрупинск. И только «революция достоинства» позволила этому видному экономисту расправить крылья.
В августе 2014 года Сергей Пинькас был назначен заместителем гендиректора по коммерческим вопросам ГК «Укроборонпром», который на тот момент уже возглавил его земляк, бывший владелец автосалона (а в еще более глубоком прошлом – учитель физики) Роман Романов. И, по всей видимости, так успешно эти самые вопросы решал, что уже через два месяца занял кресло первого зама. А поскольку универсальная успешность является семейной чертой, то в конце нынешнего лета Владимир Пинькас (папа херсонского самородка), тридцать лет оттрубивший в пенитенциарной системе, победил в конкурсе соискателей на должность руководителя Херсонского судостроительного завода «Паллада», входящего в «Укроборонпром».К сожалению, путь отставного тюремщика в корабелы оказался короток. Спустя всего несколько дней Пинькас-папа отказался от тернового венца директора верфи из-за поднявшейся шумихи в прессе. После этого Пинькас-сын смог наконец сосредоточиться на государственных делах, став главным ньюсмейкером своей оборонительной конторы.
Так, в уже упомянутом интервью, рассказывая о существующих на сегодняшний день двух опытных образцах бронемашины «Дозор-Б», собранных на Львовском бронетанковом заводе (даром что еще в марте тот же Пинькас обещал серийные поставки сотен «Дозоров»), главным аргументом в их пользу он назвал тот факт, что оба экземплярасвоим ходом добрались до полигона. Заодно была воспета некая ракета «Стугна», которой еще год назад в помине не было. А теперь этому скороспелому детищу украинской инженерной мысли по всем техническим характеристикам в подметки не годятся даже хваленые американские «Джавелины», которые совсем недавно так настойчиво выпрашивал Порошенко для своей самой сильной армии на континенте.
Броня слаба...
Если чудо-менеджер Пинькас раскритиковал даже инженерную мысль старших американских товарищей, то главному геополитическому недругу пощады точно ждать не стоит. Особенно после того, как в мае глава кабмина Арсений Яценюк торжественно объявил о разрыве соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Российской Федерацией. «Уже сегодня мы имеем управляемые ракеты или комплексы ракетные, которые производятся из украинского сырья с использованием частично нерусских комплектующих, и они стоят в 6–7 раз дешевле американских аналогов. Абсолютно нет конкуренции в этом случае перед нашими предприятиями. И сейчас мы этим обеспечиваем армию, в дальнейшем это будет подаваться на экспорт», – заявил вскоре после этого Сергей Пинькас.
Контрольный выстрел в сторону российского ВПК произвел еще один видный военспец – бывший завотделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола, а нынче глава Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Во время посещения Киевского бронетанкового завода он заявил, что при сборке БТР-3 теперь не используется «ни одной детали российского производства, все производится в Украине, начиная от корпуса, который сваривается прямо на бронетанковом заводе, и завершая мелкими деталями». По словам Турчинова, из-за этого украинский вариант боевой машины априори превосходит все российские разработки вместе взятые и обещает совсем скоро стать новой сенсацией на мировом рынке вооружений.
Скептики при этом не преминули заметить, что при создании «сенсации» активно используются детали (а точнее – дно корпуса) от советских БТР-70, производившихся на территории бывшей РСФСР. Это, наверное, даже к лучшему, если вспомнить скандалы международного уровня (на который так мечтает выйти глава СНБО Турчинов), связанные с попытками украинских умельцев обойтись без продукции уральских металлургов, занявшись самостоятельным производством брони. Одним из последних случаев стал возврат в 2013 году Ираком 42 БТР-4, произведенных на Харьковском заводе им. Малышева – по причине обнаруженных приемщиками трещин в корпусах. Это была третья партия бронетранспортеров, поставлявшихся в рамках контракта между «Укрспецэкспортом» и Ираком, который был заключен в 2009 году и являлся крупнейшей оружейной сделкой в истории независимой Украины.
«Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет», – заявил представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха. По его словам, в ходе расследования было установлено, что все поставленные БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Кстати, в предыдущих двух партиях также были обнаружены изъяны (конструктивные недостатки в вооружении), а из-за срыва срока поставок техника не попала на военный парад в Багдаде. Как наивно пояснил и. о. гендиректора завода им. Малышева Владимир Мазин: «Оно, как говорится, «с коленки» – чертеж, рабочее место, изделие. Поэтому недоработки были. Но мы сумели организоваться».
Умение работать «с коленки» не помогло: Ирак предпочел больше не рисковать, решив, что ему вполне хватит 88 уже поставленных машин вместо изначально планировавшихся 420. «Следует помнить, что это не первый случай, когда Украина оказалась в эпицентре такого скандала. Еще в 2005 году президент Грузии Саакашвили уволил своего бригадного генерала Вахтанга Капанадзе за то, что тот способствовал поставке около 40 танков с Украины, которые также были с серьезными техническими повреждениями», – высказался по этому поводу член Комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности Сергей Каплин.
Уже во время гражданской войны в Донбассе эксперты отметили аномально высокое число подбитых украинских танков и сопутствовавшие данному «феномену» нехарактерные повреждения. «Корпуса танков Т-64 сплошь и рядом разорваны, из них вырваны целые бронеплиты, причем видно, что разрыв шел по шву корпуса, а оставшиеся бронеплиты оказались необычно пластичными и согнулись. Самая очевидная версия, объясняющая характерные повреждения украинской бронетехники, касается качества изготовления машин», – написали латвийские журналисты, обратившие внимание на то, что основные потери понесли танки, произведенные в Харькове. По их предположению, причиной могла стать замена брони обычной сталью (для упрощения производства и снижения веса, непосильного для слабых двигателей Т-64), а также нарушение технологии сварки, из-за чего корпус при попадании зачастую просто разрывало по сварным швам.
...И танки еле дышат
Как значится в отчете Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), опубликованном в марте нынешнего года, Украина занимает девятое место в рейтинге стран – экспортеров оружия. Эта новость вдохновила Петра Порошенко на громкие заявления. «Мы должны утверждать высокий уровень украинского вооружения в мире, и меня совершенно не смущает, что «Укроборонпром» вошел в десятку экспортеров оружия. Стратегическая задача – войти в пятерку экспортеров оружия», – сообщил глава государства во время посещения учебного центра Сухопутных войск ВСУ «Десна».В свою очередь президентский советник Юрий Бирюков вразрез с наполеоновскими планами шефа простодушно разболтал природу происхождения столь впечатливших Порошенко результатов. «Украина входит в десятку стран – экспортеров вооружения в основном за счет распродажи старого имущества. Старые танки Т-72, Т-80, Т-64 распродавались в колоссальных количествах в Африку, Восточную Азию, и за счет этого удалось заработать большие деньги», –объяснил он.Как следует из доклада SIPRI, основными покупателями украинской военной продукции в последние годы были Китай (22%), Россия (10%) и Таиланд (9%). Россия по понятным причинам из этого списка уже выпала. В отношениях с Китаем, с учетом скандалов с «треснутыми» БТРами для Ирака и общей ситуацией в стране, тоже все непросто. Таиланд же, получивший всего 10 танков «Оплот» вместо 49 по контракту, заключенному во все том же злополучном 2009 году, вряд ли в обозримом будущем еще раз решится проверять на себе деловую порядочность украинских партнеров. Придется подождать до лучших времен и непривередливой Африке: более трети танков, переданных в декабре-январе в АТО, предназначались для экспортных поставок в Конго и Нигерию.
Вообще, колоссальные потери бронетехники ВСУ в Донбассе (не менее полутысячи одних танков) обнаружили отсутствие реальных ресурсов для их компенсации. Хотя на складах еще со времен распада Союза техники остается предостаточно, большей частью она представляет собой корпуса, раскуроченные для доукомплектования машин, отправлявшихся на экспорт. И хотя, помимо структуры «Укроборонпрома», в украинском ВПК сегодня задействованы не менее 30 частных предприятий, потянуть в полном объеме даже ремонт в случае очередного обострения в зоне конфликта (не говоря уже о полномасштабной войне) они не в состоянии.
А вот в желающих прильнуть к военному бюджету, который в 2015 году составил рекордные для Украины 86 млрд гривен (около 4 млрд долларов), недостатка не наблюдается. Причем, в полном соответствии с уже сложившимися традициями, за контракты хватаются, даже не задумываясь над такой «мелочью», как наличие необходимого кадрового состава и производственных мощностей. При этом в «Укроборонпроме» и министерстве обороны с избытком хватает специалистов по пиару, готовых создать нужную картинку на фоне любого бардака и преподнести халтуру вроде вышеупомянутой бронемашины «Дозор-Б» (которую сами же военные после первых тестов окрестили «Позором») как венец военно-технического прогресса.
В конце декабря 2014 года на сайте «Укроборонпрома» появилось сообщение: «Президент Украины вручил личному составу ВСУ военную технику, которая уже в ближайшее время отправится в зону боевых действий... Отличился «Львовский бронетанковый завод», отдав в этот раз в АТО 28 единиц тяжелой бронетехники...». А немного позже выяснилось, что 22 танка Т-64 из этой партии были переданы в небоеготовном состоянии. По этому факту в мае военная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины (присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением).А вот что рассказала журналистам волонтер Ольга Кобылинская: «Мы как-то для 93-й бригады на Николаевском бронетанковом заводе ремонтировали БТР, он был практически готов после капремонта. Мне звонят с завода и говорят, что приехал генерал из Генштаба, они ищут в срочном порядке 25 рабочих БТР, потому что приезжает президент, ему надо парад устроить. И нас попросили – спрячьте, потому что после парада непонятно, кому президент пообещает технику, которую увидит. И мы маскировали БТР, отогнали в какой-то гараж, чтобы он не попался на глаза президенту, нам надо было технику отдать на «передок».
Меж тем, пока одни слизывают пенки с многомиллионных контрактов и втирают очки патриотической общественности перетаскиванием остатков боеспособной бронетехники по местам съемок, награды находят настоящих героев. Мариупольским танкистам в день их профессионального праздника руководство минобороны с генеральского плеча подарилоогнеупорные комбинезоны. После таких щедрот «железным рыцарям» (как окрестили танкистов в пресс-релизе МО) теперь даже желать от судьбы особо нечего. Ну, разве что получить из рук верховного главнокомандующего бронебойные жилеты, смастеренные на принадлежащем ему заводе «Ленинская кузня», который хлебает из котла военного госзаказа едва ли не самой большой ложкой. В конце концов, чем они хуже безногого инвалида с его мячиком?
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Кольцов