Дмитрий Скворцов: Униатская служба в Софии Киевской (22.02.2019)
Сопредельные государства бывшего СССР: Украина. Церковь
Министр украинской культуры униат Ныщук удовлетворил прошение своего единоверца, главы «Украинской грекокатолической церкви» (УГКЦ) Шэвчука о проведении службы в святыне русского православия Софии Киевской.
«Мы сможем отправить Божественную Литургию в соборе Святой Софии в Киеве,заявил униатский «патриярх». – Поэтому я торжественно провозглашаю паломничество всей нашей церкви в собор Святой Софии в Киеве в этом году 7 апреля».
Объявление паломничества в Киев здесь не менее важно, чем сам факт еретической богопротивной службы (известно кому) у православного престола. Этим униаты Ныщук, Шэвчук и проч. (имя им легион) напоминают: «София – наша святыня и Киевские горы – наши святые места».Министр украинской культуры униат Ныщук удовлетворил прошение своего единоверца, главы «Украинской грекокатолической церкви» (УГКЦ) Шэвчука о проведении службы в святыне русского православия Софии Киевской.
«Мы сможем отправить Божественную Литургию в соборе Святой Софии в Киеве,заявил униатский «патриярх». – Поэтому я торжественно провозглашаю паломничество всей нашей церкви в собор Святой Софии в Киеве в этом году 7 апреля».
«Что значит “напоминают”?!! – воскликнет читатель. – С каких это пор русский православный Собор XI века – униатский, если сама уния стряслась на Юго-Западной Руси лишь в XVI в., а в Киев униаты пролезли вообще спустя полтысячи лет после строительства Софии?»
Однако, чтобы задать такой вопрос, нужно знать историю своей родины. У униатов же история – иезуитская. Называется она «История Киевской цэрквы». И умещается в одно предложение: поскольку, дескать, Владимирово Крещение состоялось за полвека до «великого раскола» 1054 г., «Киевская цэрква» находилась в двойном подчинении – у Константинополя как Церкви-Матери и у папы Римского как верховного правителя над всеми поместными церквами. Отсюда вывод – уния является той самой «Киевской цэрквой Володымырового крещения», поскольку сохранила и прямое подчинение «наместнику Бога на земле» (папе), и византийскую обрядность.
Пургу эту мы развеяли. Только многим ли сейчас в Киеве нужна правда? Объявляя паломничество к местам «изгнания униатов со своей святой земли московскими оккупантами после Переяславской рады», униатская информслужба напоминает о словах Шэвчука: «Киевская София по сей день является красноречивым символом первичной целостности единой и неделимой Киевской цэрквы».
Освежим память униатов. Напомним им об их рассеянии с «исконной земли обетованной». Случилось это отнюдь не после воссоединения части Малороссии с Великороссией, а при польском королевиче Владиславе IV. Запорожское казачество в полном составе записалось в киевское православное братство и тем показало королевичу, что святыни на поругание не отдаст. 1 ноября 1632 г. Владислав был вынужден подписать «Пункты умиротворения обывателей греческой веры».
Специально для украинствующих приведём соответствующие пункты в изложении Грушевского (3-й раздел 8-го тома «Истории Украины-Руси»):
«[Православный] Митрополит киевский будет выбираться по старым правам духовенством и светскими людьми Короны и в. кн. Литовского, а не униатами… Митрополит получает Софиевскую кафедру с ее землями».
Униаты, правда, пытались сопротивляться на том основании, что папа отказался подтвердить «пункты умиротворения». Однако киевляне не питали пиетета к папиным буллам. Тот же Грушевский описывал события в Киеве в июле 1633 г.:
«Его (Петра Могилы) люди тем временем занялись оккупацией Софиевской кафедры. Мужиловский, Косов и Почаский, собрав мещан, бояр, казаков и крестьян монастырских, с разным оружием приехали к Софиевской церкви… Без сомнения, столь решительное наступление нового митрополита не могло не создать достаточно хорошее настроение в Киеве даже и среди неблагосклонно к нему настроенных элементов (многие тогда подозревали Могилу в криптокатоличестве и даже готовы были сжечь его знаменитую коллегию, структурно устроенную по западному образцу. – Д.С.)».
«Это, – пишет Грушевский в другой работе, – только увеличило славу Могилы как человека, который умеет сильно постоять за добро для православной церкви… Киевляне, духовенство, окрестная шляхта украинская (sic) радостно приветствовала Могилу торжественными встречами, речами, стихами и школярскими овациями. В его лице праздновали свою первую национальную победу по стольким годам уныния, неволи и принижения».
14 марта 1635 г. (за 9 лет до Переяслава) польский сейм принял постановление, по которому униаты освобождали ещё и Выдубичский монастырь, «и это имело для них [киевлян] ту приятную сторону, что униатская иерархия совсем выходила из Киева».
Об особой любви киевлян ко «своим исконным пан-отцям от Владимирового крещения» свидетельствовал в 1618 г. и униатский «митрополит Киевский», поясняя, почему он не суётся в «свой престольный город»: «Большим препятствием унии в Киев является новое братство, основанное схизматиками три года назад в Киеве без привелея его милости короля… Следствием этого с самого начала было то, что утопили митрополичьего официала, потом выкрали его слугу с деньгами, который собирал двойной побор, вывели его в дикое поле и приковали к пушке; также теперь похитили и неведомо куда дели единственного попа-униата».
Вот она – вся уния в Киеве. При этом София, занятая униатами спустя пять лет после брестского лжесобора, вскоре была киевлянами отбита и лишь в 1610 г. «окончательно» – аж на 23 года – закрепилась за унией (за это время униаты привели монастырь в запустение, ставшее для святителя Петра пожизненной головной болью, равно как униатское разорение Выдубичского для свт. Феодосия Черниговского).
«Это насилие (захват униатам Софии в 1610 г. – Д.С.) возбудило в Киеве всеобщее негодование…а козаки в 1618 г. пустили даже Грековича (того самого официала «митрополита Иосифа Рутского» –Д.С.) под лёд», – читаем в журналах исторического Общества Нестора Летописца при киевском университете Святого Владимира.
Таким образом, до «повернення патріяршого осідку» Гузаром в 2005 г. униаты находились в Киеве менее 30 лет из 1030 лет христианской истории Матери городов русских. Территорию Софиевского монастыря вытаптывали они и того меньше – лет двадцать пять.
Пару лет, правда, униаты отсвечивали в Киеве при гитлеровской оккупации. При гитлеровцах у будущего кардинала Слипого и возникла мечта, изложенная его «завіщанні»: «Похороните меня в нашем Патриаршем Соборе Святой Софии… Сложите мою могилу в подземельях обновленного собора Святой Софии».
«Обновлённого», это, очевидно, очищенного от исконных «наслоений»
С приходом же незалежности впервые заговорили об «исконной униатскости» Софии накануне визита на Украину папы Войтылы в 2001 г. Униаты из числа парламентариев подготовили законопроект «О реабилитации УГКЦ», которым предусматривалось «возвратить» униатам основанные за столетия до Брестской унии Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Софию Киевскую и все другие «национальные святыни, построенные или принадлежавшие УГКЦ».
Госкомрелигии (куда глава парламентского комитета по культуре и духовности Л. Танюк направил законопроект) посчитал такую законодательную инициативу… несвоевременной.
«Своевременной» инициативу по «возвращению Софии» сочли с приходом к власти Ющенко. В ноябре 2005 г. униатская общественная организация «Христианская Украина» провела на Софийской площади молебен «за объединение украинских христиан». Главным условием «объединения» посчитали… передачу собора униатам. «С чего взяли, что Софию строили православные? – заявили организаторы. – На самом деле тогда была единая церковь, которая подчинялась престолу папы римского. То есть исконно мы крещены как католическая держава».
А через пару месяцев в Софию попытались пролезть уже первые парохи, как прихожане-униаты называют своих настоятелей. Сначала никому не известная общественная организация объявила, что привезёт в Софию копию Туринской плащаницы, а потом оказалось, что парохи откроют выставку «общей молитвой представителей разных конфессий».
«Свои планы они держали в тайне, надеясь, что православная общественность будет поставлена перед свершившимся фактом надругательства над своей святыней», – сообщила пресс-служба УПЦ (МП).
Сразу же с заявлением «по поводу попытки грекокатолической церкви нарушить общественный покой путем проведения экуменического “богослужения” в соборе Святой Софии» выступил Союз православных братств, возглавляемый Валентином Лукияником:
«Святая София с княжеских времен является кафедральным собором киевских митрополитов и великой святыней православного народа Украины. В алтарной абсиде собора находится древнейший чудотворный образ Покровительницы нашего народа – Пресвятой Богородицы Нерушимой Стены – Оранты. Именно с изгнания из Святой Софии униатов, которые забелили на её древних мозаиках православные греческие надписи, началась национально-освободительная борьба нашего народа против польско-католических поработителей. Сегодня грекокатолики, которых в Киеве и тысячи не наберется…, решили создать прецедент для последующих претензий на Святую Софию. Потому что, как известно, именно в этом храме завещал себя похоронить униатский “патриарх” Иосиф Слипый… Особенно смущает то, что в качестве троянского коня они решили использовать изображение плащаницы Господа и Бога нашего Иисуса Христа – оставляем это на совести папы Бенедикта XVI и кардинала Любомира Гузара. Мы терпели и молились, когда наша власть отдала грекокатоликам православные храмы на Подоле и на Аскольдовой могиле, но в Святую Софию киевляне этих пришлых не пустят!»
В итоге Гузар отказался от проведения выставки и молебна.
Увы, к середине ющенковского правления УПЦ (МП) в лице сервильных представителей её священноначалия отстранилась от православных братств, оттеснила их в маргинальное положение, и теперь защищать интересы Церкви в общественном поле практически некому. В феврале 2017 г., через четыре сотни лет после того, как святитель Пётр Могила вымел униатов из Софии, последние осквернили-таки святыню своим присутствием. Некое Общество украинских студентов-католиков «Обнова-Киев» провели в монастыре, где расположены могилы киевских митрополитов, включая мучеников, «украинские вечерницы». «Молодежь продолжила вечерницы громкими колядками, народными песнями, и танцами, – сообщает сайт «киевской архиепархии УГКЦ». – Во время вечера проходили различные конкурсы, мастер-классы народных танцев, театральные постановки игры и забавы. Особыми гостями вечеринок стали: группа “Божичи” и “Громыця”(судя по названиям, языческого культа. – Д.С.)».
Всё это было пробными камешками.
Вскоре после проведения в Софии молебна, посвящённого обретению «томоса», участвовавший в нём Шэвчук дал понять, что «пока первоначального единства ныне разделенной Киевской Церкви нет… ни одна из Церквей-наследников этой церкви не может единолично занимать древний собор Премудрости Божией Софии Киевской».
Теперь же, после того как в нарушение конституционной нормы об отделении Церкви от государства Порошенко провёл в Софии «Объединительный собор Святейшей церкви Украины», а минкульт позволил этой «СЦУ» провести там свой «синод», униаты громко заявили о своих претензиях на святыню. Ведь украинское государство в лице униата Порошенко и его униатской камарильи именно унию признаёт самой украинской и единственно канонической церковью.
И понятно, кого из «наследников Киевской цэрквы» съедят на этом пути к «восстановлению единства». Одно можно сказать точно – пока существует самостийная Украина, каноническая церковь в свою обитель не вернётся. Да и нельзя теперь без переосвящения.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /