Светлана Гомзикова: В Киеве созрел новый план по возвращению Донецка и Луганска (01.09.2018)
События в Донбассе говорят о том, что ситуация на Украине обостряется. После убийства главы ДНР Александра Захарченко и его телохранителя, с которыми расправились в кафе во время поминок по Иосифу Кобзону, заложив бомбу в люстре, пошла информация, что ВСУ нанесут по республикам сокрушительные удары, и что уже войска «незалежной» подняты по боевой подготовке. В свою очередь, Донбасс готовится к ответу. Ополчение самопровозглашенной ДНР также переведено в высшую боевую готовность. Об этом сообщил замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
Он заявил также:— Мы считаем, что эта цепь, которая планировалась спецслужбами как Украины, так и США по дестабилизации обстановки как по линии соприкосновения вплоть до перехода в наступление на одном из участков фронта, так и в общем ситуации в республики.
Исполняющий обязанности главы самопровозглашённой Луганской народной республики Леонид Пасечник также заявил о введении режима повышенной боевой готовности для силовых структур республики.
Не смог не отреагировать на происходящее в Донбассе президент Путин. Он назвал убийство подлым и заметил, что тот, кто задумал поставить народ Донбасса на колени, должен знать, что у него ничего не выйдет.
Как будут развиваться события и что нужно делать, чтобы не допустить обострения?
Накануне «отец» украинской незалежности, экс-президент страны Леонид Кравчук, решил в очередной раз примерить на себя роль «миротворца» и призвал Петра Порошенко сесть за стол переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Только так, по его мнению, нужно искать способы урегулирования конфликта в Донбассе.
«Я уже не раз говорил, и меня за это всегда критикуют, что, чтобы прекратить войну, главное — это сесть за стол переговоров с Кремлем. Должны сесть за один стол Порошенко и Путин. Если Путин не хочет, то надо тогда, чтобы Порошенко об этом заявил, мол, я вот предлагаю, а Путин не хочет. Но я знаю, что без участия России найти дорогу к миру на Донбассе будет очень непросто», — цитируют Кравчука украинские СМИ.
Нельзя не отметить определенную эволюцию примирительной концепции экс-президента. Поскольку раньше он убежденно заявлял, что без «влияния Запада» конфликт в Донбассе разрешить не получится. Теперь о таком посредничестве он даже не упоминает.
Зато предлагает выдвинуть десять, как он выразился, «авторитетов моральных» с обеих сторон, не задействованных никогда в политике, которые должны будут заняться выработкой некой «дорожной карты» для «сближения» позиций России и Украины по данной проблеме.
«А затем, — размышляет Кравчук, — подать эту карту Порошенко и Путину, чтобы они сели и со своими уже политиками доработали и подумали, что из этой карты можно взять».
Таким, по мнению политика, должен быть первый шаг к миру. Сделав его, можно будет уже начать затем «процесс примирения» и «залечивать душевные раны». Что «не быстро» и «непросто», признает он.
Но есть, как минимум, две проблемы, которых Леонид Макарович не учел, или намеренно не взял во внимание…
Зачем президенту России тратить время на Порошенко, который вообще недоговороспособный, что показали эти три с половиной года, прошедшие с момента подписания в феврале 2015-го Минских соглашений? Да и будет ли Петр Алексеевич выбран на новый срок, это тоже бабушка надвое сказала…
Главное: как Донбассу примириться с этой обезумевшей в националистическом угаре Украиной? Забыть и простить гибель тысяч женщин, детей, стариков, у которых киевская власть отняла право на жизнь? Предать память отцов и дедов своих, проливавших кровь за эту землю, и стать идейными приемниками «героев» Волынской резни, расстрелов в «Бабьем Яру» и дивизии СС Галичина?
Никогда такого не будет. Это два абсолютно разных, параллельных мира…
— По большому счету, Кравчук не сказал еще одной важной, на мой взгляд, вещи — что это внутриукраинский конфликт, — комментирует ситуацию директор фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Да, можно, наверное, в ходе переговоров рассматривать различные моменты. Скажем, что Россия оказывает помощь донбасским повстанцам. Хотя точно так же тогда и Соединенные Штаты нужно усаживать за стол переговоров, куда они категорически усаживаться не хотят, мотивируя это тем, что конфликт этот внутриукраинский, и США к этому не имеет никакого отношения.
Так вот, Кравчук и ему подобные киевские «миротворцы» постоянно хотят решать судьбу Донбасса без Донбасса. Что категорически, с моей точки зрения, неправильно.
Поскольку если бы Россия, таким образом, допустим, решала бы судьбу Крыма, то зачем тогда было проводить референдум? Ну, что там: ввели войска, установили генерал-губернаторство — вот вам, пожалуйста, и получили территорию. Но почему-то был проведен референдум, были выполнены все нормы демократического международного права… и т. д. и т. п.
А тут предлагается вариант, когда судьбы, по сути дела, нескольких миллионов людей предлагается решить какими-то «моральными авторитетами». Но, с моей точки зрения, это, если не наивность, граничащая с глупостью, то некий такой хитрый план.
«СП»: — Какой же?
— На самом деле, проблемы-то, в первую очередь, у Киева. Киев не может найти взаимопонимание с той частью Украины, которая не хочет жить по тем законам, диктуемым сейчас из киевского центра.
Да, в этом случае легче всего сказать, что это все «происки» России. Что это вообще как бы никакие не жители Донбасса, это приехавшие откуда-то — я не знаю, из Тюмени, из Сыктывкара, из Лабытнанги — люди, которые якобы воюют против Украины.
Так вот, никто против Украины не воюет. Украина замечательно жила с Донбассом. И в 1991 году именно донецкие шахтеры стучали касками на Крещатике и требовали выхода Украины из Союзного договора. Такой факт тоже имел место.
Но то, что произошло в последующие двадцать пять лет, многих этих людей убедило в том, что их позиция тогда была в корне неправильной. И в 2014 году именно эти люди взяли в руки оружие и отстояли свой цивилизационный выбор.
Вот на этой неделе Украина отмечала очередную годовщину Иловайского котла, когда украинская армия потерпела самое серьезное поражение от защитников Донбасса. И ничего не смогла сделать.
Да, сейчас они придумывают мифы о том, что все это сдала «стотысячная российская воинская группировка». Но, в первую очередь, тогда подразделения украинской армии не смогли дойти до Донецка, и под Иловайском, в общем-то, нашли свой бесславный конец.
Хотя, опять-таки, можно вспомнить, как более четырехсот украинских военных тогда попросили убежища в России и их приняли, после чего спокойно отправили в Киев.
«СП»: — Отмыли, накормили, подлечили, и отправили… Кого-то, правда, потом судили за дезертирство…
— Именно так. Поэтому надо понимать абсолютную бесперспективность и тупиковость того «урегулирования», которое на словах Киев предлагает для Донбасса — сдать оружие, сдать собственную независимость и свои цивилизационные ценности в обмен, по большому счету, ни на что. А на некие пустые обещания провести выборы, под каким-то там внешним контролем. Полностью по украинским законам, со всеми партиями, включая и те, представители которых воевали в карательных батальонах и уничтожали жителей Донбасса. Причем, мирных жителей.
Знаете, в Киеве постоянно говорят, что ДНР и ЛНР якобы «террористические организации», но здесь стоит привести данные отчета ООН, согласно которым 60% всех жертв конфликта в Донбассе среди мирного населения, это жертвы неизбирательного оружия. То есть, это артиллерия, мины, бомбардировки, а отнюдь не стрелковое оружие.
Если бы Киев боролся с некими «террористами», как он говорит, то было бы логично, чтобы в них стреляли из стрелкового оружия. А так, получается, что Киев утюжит артиллерийским огнем свои собственные города с неугодным ему населением.
«СП»: — Бывший президент Кравчук этого не знает?
— Кравчук здесь в очередной раз исполняет роль политического «крокодила», который плачет по своим собственным жертвам. И ничего хорошего из этого не выйдет.
Пока не будет сдвинут политический процесс с мертвой точки, говорить о том, что может возникнуть какой-то моральный авторитет, бессмысленно. Эти люди были когда-то в Киеве — например, Олесь Бузина, но сегодня все моральные авторитеты на Украине либо убиты, как Захарченко, либо покинули страну.
И нет там моральных авторитетов, которые могут быть значимыми для жителей Донбасса.
Это основополагающий момент, от которого Кравчук никуда не денется. И ему придется в той или иной степени это признать. А если он этого не сделает, то за него это сделает история.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Светлана Гомзикова
Источник: https://svpressa.ru/politic/article/209545/