Владимир Семенко: В Москве состоялось собрание православных мирян (06.11.2020)
31 октября в Москве, в гостинице «Салют» состоялось объявленное ранее Собрание православных мирян: «Эпопея Ковид-19: проблемы Церкви, общества, государства».
Поскольку собранию предшествовал ряд информационных провокаций, домыслов и передергиваний в информационном пространстве, необходимо сделать некоторые пояснения. Собрание подготовлено оргкомитетом в составе: председателя «Народного собора» Санкт-Петербурга Анатолия Артюха, руководителя движения «Царский крест» Александра Порожнякова, главного редактора издательства «Благословение» Юрия Самусенко, политолога и публициста Игоря Друзя и главного редактора информационно-аналитического портала о религии «Аминь. SU», зам. сопредседателя Союза православных братств Владимира Семенко.На собрании выступили: диакон Илья Маслов, Владимир Семенко, Олег Штейнер (Тверская митрополия), юрист Эдуард Кобяков, Александр Махотин, Александр Порожняков, Анатолий Артюх, профессор Игорь Гундаров, психологи Ирина Медведева и Вячеслав Боровских, доцент Ольга Четверикова, Игорь Друзь, главный редактор РИА «Катюша» Андрей Цыганов, Александр Литвин, Елена Жердева. В зале присутствовало около 400 человек.
Собрание, разумеется, не было задумано как какое-то действие церковно-канонического характера, как можно понять из уже опубликованных информационных сообщений некоторых блогеров и интернет-ресурсов. Изначальная цель состояла в том, чтобы инициировать начало создания общественной организации – собрания (или собора) православных мирян, главной задачей которой организаторы мыслят защиту своих пастырей, порой подвергаемых несправедливым преследованиям, что может включать обращения к священноначалию и в церковные суды, юридическую, информационную, общественную поддержку и т.д. Уже поэтому обвинения в том, что состоялось какое-то «самочинное сборище» и т.д. следует признать канонически несостоятельными и безответственными. Нельзя передергивать и применять богословско-канонический термин, имеющий точный смысл, к простому собранию общественности. Что же касается проблематики собрания, то она была обозначена в наших предыдущих информационных сообщениях, носивших, вопреки скоропалительным умозаключениям некоторых авторов, отнюдь не абстрактный, а как раз вполне конкретный характер.
Сегодняшняя ситуация в стране и в мире наложила свой отпечаток на ход собрания и прозвучавшие на нем выступления, в которых чисто церковная проблематика перемежалась весьма интересными экспертно-аналитическими докладами на тему «вокруг коронавируса». Выступившие эксперты убедительно показали: так называемый коронавирус – это не вчера спланированный глобалистский проект, чьи цели далеко выходят за пределы медицины. Видео докладов с краткими аннотациями будет публиковаться постепенно, по мере готовности.
Если сама конференция, по общему мнению, прошла довольно гладко и в целом успешно, то после нее (что, видимо, неизбежно) произошло несколько накладок. Так, в одной из публикаций мне было приписано выражение «митрополит содомский» в применении к митрополиту Никодиму (Ротову). Если в первичной публикации после моих резонных возражений эта странная вставка была убрана, то на других ресурсах она, к сожалению, осталась. Разумеется, ничего подобного я никогда не говорил и говорить не мог. Подобных выражений вообще нет в моем лексиконе. Я выступаю с жесткой и принципиальной критикой мировоззрения митр. Никодима и его политики, но, разумеется, крайне далек от совершения такого смертного греха, как бездоказательное обвинение давно усопшего архиерея в содомии.
Помимо этого, были и другие накладки. Так, один вполне дружественный блогер буквально на следующий день после конференции опубликовал сообщение, в котором назвал собрание «первой объединительной конференцией церковной полноты (!), не согласной с COVID-пропагандой». Эта формулировка – исключительное творчество данного блогера. А антицерковный раскольничий сайт «Кредо пресс» (в недавнем прошлом «Кредо.ру», в просторечии «Кредо. вру»), со ссылкой на блогера, радостно процитировал данный пассаж, приписав формулировку самим организаторам. Поскольку богословский термин «церковная полнота» обозначает Церковь как таковую, во всей совокупности клира и мирян, то понятно, что ни в каком дополнительном объединении она не нуждается, будучи уже объединенной вокруг православной веры, закона Божия (то есть вероучения), священноначалия и таинств. Если же вести речь о некоем дополнительном объединении «церковной полноты» по принципу отношения к «ковид-пропаганде», то это выглядит как классический раскол, что, разумеется, в планы организаторов никак не входило и не входит. Поскольку речь шла не об «объединении церковной полноты», а всего лишь о собрании православной общественности, ставящей острые, актуальные вопросы церковной и общественной жизни и предлагающей определенные пути их решения, а во вступительном слове организаторов было особо подчеркнуто, что все мы – верные чада канонической Церкви, как раз решительно противостоящие тенденции к расколу.
В публикации «Кредо» также утверждается, что якобы «в итоговую резолюцию вошли предложения, представленные добровольными общественными объединениями "Московский славянский крестный ход" и "Дивеевский крестный ход"». В то время как о таких общественных движениях нам конкретно ничего не известно. И т.д. и т.п.
В заключение еще раз скажем: никаких «резолюций» по итогам собрания не принималось. Готовятся три обращения: «Ко всем верным чадам Русской Православной Церкви», к Архиерейскому собору и к органам государственной власти, проекты которых были одобрены участниками собрания. Два последних будут сначала отосланы по адресу, а затем опубликованы. Сейчас же предлагаем вниманию читателей первое из них, содержащее конкретные предложения по практической работе создаваемого движения.
Владимир Семенко
31 октября 2020
СОБРАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ МИРЯН
«ЭПОПЕЯ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»
Обращение Собрания православных мирян ко всем верным чадам Русской Православной Церкви.
История с «Covid-19» ярко высветила целый комплекс острейших проблем в Русской Православной Церкви. Жесткие ограничения на участие прихожан в богослужениях под предлогом «опасности заражения» по требованию отнюдь не первых лиц федеральной или хотя бы муниципальной власти, а чиновников среднего звена (зам. главы Роспотребнадзора) выявило, что РПЦ вовсе не играет в современной России той глобально-важной и независимой роли, на какую претендует ее высшее руководство; кощунственные манипуляции со Святыми Тайнами стали огромной проблемой для многих искренних и ревностных православных людей, начавших испытывать серьезные сомнения в вере своего священноначалия. Безгласная покорность, с какой большинство представителей последнего вписалось в новую реальность, наглядно продемонстрировала настоящую систему приоритетов многих иерархов, в которой чисто религиозная мотивация явно уступает покорности властям предержащим, в свою очередь, по мнению многих авторитетных людей, транслирующим в данном случае волю закулисной мировой власти.
Жесткие ограничения на участие прихожан в богослужениях и откровенное глумление над Таинствами (в результате чего целый ряд ревностных в вере людей просто ушел из РПЦ) усилило глубинную тенденцию к расколу (пока еще в основном латентному), давно уже порожденную целым рядом факторов.
Среди последних:
· модернистские тенденции в повседневной церковной жизни, в том числе в архитектуре, в богослужении и т.д.;
· доктрина «новой миссии», предусматривающая необходимость и неизбежность для Церкви приспособления к мiру, в результате чего не воцерковляется мiр, а обмiрщляется Церковь;
· реформа пастырского образования в соответствующем духе;
· усиление, не взирая ни на какие привходящие обстоятельства, экуменического сближения с инославными еретиками;
· кадровая политика, приводящая к вымыванию с руководящих должностей в церковной институции и вообще из состава клира и даже из числа активных прихожан людей искренних и ревностных;
· тотальная бюрократизация церковной жизни, жесткое подавление малейших ростков соборности.
Все вышеизложенное, усиленное «ковидным» богословием и соответствующей ему церковной практикой, порождает протесты, которые в перспективе грозят серьезными проблемами для целостности нашей земной Церкви.
Сохранение вышеуказанных тенденций в конечном итоге достаточно быстро может привести к серьезному ослаблению, а затем и к разрушению основных церковных институтов. В последних сегодня усиливается отчуждение рядовых клириков и мирян от высшей иерархии, угасание духовной жизни.
В этих условиях назрела необходимость создания движения православных мирян, которое, с одной стороны, объединив наиболее ревностных церковных людей, препятствовало бы маргинализации и дискредитации вменяемого протеста, с самого начала засвидетельствовав свою принципиальную верность канонической Церкви, ее канонам и догматам, а с другой стороны, могло бы грамотно и аргументировано, оставаясь строго в рамках святых канонов, ставить перед священноначалием насущные проблемы церковной жизни, не стесняясь остро и бескомпромиссно указывать на эти проблемы с целью их разрешения. Необходимо убедительно продемонстрировать правящей церковной бюрократии наличие в РПЦ серьезных и многочисленных, здоровых и компетентных сил, убежденно противостоящих как всякого рода раскольническим тенденциям, так и бюрократизации церковной жизни, каноническому нигилизму и размыванию догматических основ Церкви.
С этой целью, понимая, что возрождение соборности – отнюдь не одномоментный процесс, и что эта цель достигается каждодневным духовным и жизненно-практическим усилием, мы полагаем необходимым предпринимать конкретные шаги, направленные к ее достижению:
· На уровне приходов, благочиний, епархий, а также монашеских общин инициировать обсуждение конкретных проблем, существующих на местном церковном уровне, а также проблем общецерковных (если имеет место грубое нарушение канонического права и общегражданских законов представителями вышестоящей иерархии) и в случае необходимости – официально обращаться к священноначалию от имени канонических единиц Церкви с требованием канонически законного и справедливого их разрешения.
· В случае отсутствия должной реакции обращаться в церковный суд вышестоящей инстанции, вплоть до Архиерейского собора.
· В случае, если такие обращения остаются без справедливого и обоснованного ответа, а речь идет о несправедливом и необоснованном преследовании достойных и ревностных пастырей и имеют место имущественные и прочие споры, в принципе могущие быть разрешенными в светском суде, обращаться с исковыми заявлениями в гражданские суды разных инстанций.
· Усилить информационную активность с целью обнародования случаев несправедливого преследования тех клириков, которые проявляют ревность о вере, неформальную активность в окормлении церковного народа.
· Инициировать создание (вначале на местном уровне) неформальных общественных объединений православных мирян, прежде всего с целью защиты несправедливо преследуемых и притесняемых пастырей.
· Присылать на объявленный электронный адрес оргкомитета конкретные предложения по направлениям и развитию работы создаваемого движения.
С целью координации работы на местах предлагается учреждение неформального постоянно действующего органа – Оргкомитета по созданию общественного движения православных христиан. Название изменено по совету некоторых священников, дабы не противопоставлять мирян и клириков.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Владимир Семенко