Священномученик Андроник Никольский: В Неделю Православия Святая Церковь анафематствует всех отступников от Нее (19.03.2016)

...мно­гие уш­ли от Свя­той Цер­кви в пап­скую поль­скую ве­ру, ко­торая есть злей­шая всех ере­сей — ла­тын­ская ересь. По­забы­ли сии нес­час­тные и дос­той­ные жа­лос­ти лю­ди за­веты пред­ков на­ших, из­древ­ле не при­нимав­ших ла­тын­щи­ны и из­бе­гав­ших об­ще­ния с нею, как с па­губ­ной для ду­ши за­разой; по­забы­ли, что из­древ­ле весь наш Рус­ский край Холм­ский ис­по­ведо­вал еди­ную со всем ве­ликим Рус­ским на­родом пра­вос­лавную ве­ру — ту ве­ру, ко­торую при­нял и пе­редал все­му сво­ему на­роду Свя­той Князь Вла­димир...
Един Гос­подь, еди­на ве­ра, еди­но кре­щение: един Бог и Отец всех, Иже над все­ми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4, 5–6). Та­ково твер­дое и неп­ре­лож­ное сло­во Свя­того Апос­то­ла Пав­ла. Как Бог и Гос­подь наш И­исус Хрис­тос Един и ино­го быть не мо­жет, так и ве­ра на­ша в Не­го мо­жет быть толь­ко еди­на, — ни­каких кри­вотол­ков, ис­ка­жений и но­вых уче­ний быть не дол­жно. Ве­ра эта и уче­ние о ней — эта та ве­ра и то уче­ние, ко­торые вна­чале воз­ве­щены от Са­мого Хрис­та Жиз­но­дав­ца, про­пове­даны че­рез Его Свя­тых Апос­то­лов, ко­торым Сам Гос­подь Свя­тым Сво­им Ду­хом от­верз умы пра­виль­но по­нимать Пи­сание (Лк. 24, 45; Де­ян. 2, 33), разъ­яс­не­ны их пре­ем­ни­ками Свя­тыми и ду­хонос­ны­ми От­ца­ми и Учи­теля­ми Цер­кви и, на­конец, со­дер­жатся всею пов­сю­ду Свя­тою Все­лен­скою Хрис­то­вою Цер­ковью. Этою ве­рою спа­сались все свя­тые му­жи и же­ны в Цер­кви Хрис­то­вой и у Гре­ков, и Рим­лян, и у Си­рий­цев, и у Егип­тян, и сре­ди И­уде­ев, при­нимав­ших хрис­ти­анс­тво, и, на­конец, в на­шей Рус­ской Зем­ле, на­чиная со Свя­того Рав­но­апос­толь­но­го Кня­зя Вла­дими­ра, хрис­ти­ан­ское бла­гос­ло­вение ко­торо­го име­ем мы на го­ре Холм­ской, — это бла­годат­ная Холм­ская ико­на Пре­чис­той Бо­горо­дицы в Холм­ском Ка­фед­раль­ном Со­боре. Ико­на сия поч­ти в це­лое ты­сяче­летие ми­лос­тию Бо­га к нам греш­ным сох­ра­нилась да­же до­селе как вер­ней­ший сви­детель то­го, что от лет древ­них в Хол­мщи­не и Под­ляшье рус­ские лю­ди со­дер­жа­ли чис­тую не­пороч­ную цер­ковную ве­ру, а не по­гибель­ную ересь ла­тын­скую, как это хо­чет­ся до­казать по­лякам, зна­ющим не Хрис­та, а па­пу рим­ско­го. По­это­му-то в толь­ко что ми­нув­шую смут­ную по­ру и при­ходи­лось да­же на­рочи­то обе­регать сию Свя­тыню, ибо хо­дили слу­хи, что ла­тын­щи­ки хо­тят по­хитить ее, как сви­детель­ство про­тив них за пра­вос­лавную ве­ру. Так, мы со­дер­жим то же хрис­ти­ан­ское упо­вание, ко­торым спа­сались, по при­меру древ­них свя­тых, и в Рус­ской Зем­ле все угод­ни­ки Бо­жии: Ан­то­ний и Фе­одо­сий Пе­чер­ские, И­ов По­ча­ев­ский, этот по­бор­ник пра­вос­лавной ве­ры про­тив ла­тын­ской ере­си, столь не­навис­тный для ка­толи­ков, что, зах­ва­тив­ши в бы­лое вре­мя се­бе Свя­тую Лав­ру По­ча­ев­скую, они за­муро­вали в пе­щере нет­ленные мо­щи всег­дашне­го сви­дете­ля про­тив их заб­лужде­ний за пра­вую ве­ру, Сер­гий Ра­донеж­ский, Се­рафим Са­ров­ский, Петр, Алек­сий, И­она и Фи­липп Мос­ков­ские, Мит­ро­фан и Ти­хон Во­ронеж­ские, Ин­но­кен­тий Ир­кут­ский, Фе­одо­сий Чер­ни­гов­ский и все про­чее ве­ликое мно­жес­тво свя­тых на­шей Зем­ли, мо­щи ко­торых нет­ленно по­чива­ют в гроб­ни­цах и ис­то­ча­ют ис­це­ления всем с ве­рою к ним при­ходя­щим. По­сему и мы — ча­да Свя­той Ка­фоли­чес­кой, или Все­лен­ской, Цер­кви Хрис­то­вой — мо­жем дер­зно­вен­но ве­щать оное вы­сокое сло­во Свя­того Апос­то­ла Пав­ла: тем­же убо кто­му нес­те стран­ни и при­шел­цы, но со­жите­ле свя­тым и прис­нии Бо­гу, наз­да­ни быв­ше на ос­но­вании апос­тол и про­рок, су­щу кра­еугол­ну Са­мому И­ису­су Хрис­ту(Еф. 2, 19–20). По­чему? по­тому что мы прис­ту­пихом к Си­он­стей го­ре и ко гра­ду Бо­га жи­ваго, И­еру­сали­му не­бес­но­му и тмам Ан­ге­лов, тор­жес­тву и цер­кви пер­во­род­ных на не­бесех на­писан­ных, и Су­дии всех Бо­гу и ду­хом пра­вед­ник со­вер­шенных, и к Хо­датаю за­вета но­ваго И­ису­су и кро­ви кроп­ле­ния, луч­ше гла­голю­щей, не­жели Аве­лева (Евр. 12, 22–24). Так мы еди­но со Хрис­том, еди­но с Его Апос­то­лами, и му­чени­ками, и пре­подоб­ны­ми, и свя­тите­лями, и со всем мно­жес­твом пра­вед­ных, ве­рою в Спа­са Хрис­та во­див­шихся в зем­ной жиз­ни и в Царс­твие Бо­жие вос­шедших по смер­ти. Мы, при­над­ле­жащие к Свя­той Пра­вос­лавной Цер­кви, все это мо­жем до­казать всею на­шею цер­ковною ис­то­ри­ею, всем единс­твом цер­ковно­го пре­дания и цер­ковной жиз­ни. Ме­нялись од­ни дру­гими на­роды, ме­нялись лю­ди од­ни за дру­гими, но ве­ра, уче­ние, строй цер­ковной жиз­ни ос­та­вались не­из­менны­ми по су­щес­тву, не­ис­порчен­ны­ми пе­реда­ва­ясь от од­них к дру­гим из лет древ­них, все раз­личные на­роды ми­ра объ­еди­няя в од­но цер­ковное те­ло, воз­глав­ля­емое не кем иным, не че­лове­ком, а Са­мим Хрис­том. Нель­зя ука­зать ни­како­го ино­го вре­мени и сро­ка, что от их пре­делов на­чалась пра­вос­лавная Ка­фоли­чес­кая Свя­тая Цер­ковь, как во вре­мени на­чалась, нап­ри­мер, ла­тын­ская ересь, как и про­чие ере­си, со­ветом ди­аволь­ским вы­делив­ши­еся от Цер­кви, през­ревши со­вет Свя­того Апос­то­ла Пав­ла дос­той­но хо­дити зва­ния… тща­щеся блюс­ти еди­нение ду­ха в со­юзе ми­ра (Еф. 4, 1, 3).

Это свое ос­новное и пов­сюдное ве­рова­ние Свя­тая Цер­ковь и ис­по­веду­ет сво­им чи­ном Пра­вос­ла­вия в вос­кре­сенье пер­вой не­дели Ве­лико­го Пос­та, со­вер­ша­емым во всех ка­фед­раль­ных со­борах епис­ко­пами. Ис­по­ведав­ши Свя­тую не­пороч­ную ве­ру, Все­лен­ски­ми Со­бора­ми пе­редан­ную нам в сим­во­лах ве­ры, Хрис­то­ва Цер­ковь от­ри­ца­ет­ся от всех быв­ших и до­селе еще су­щес­тву­ющих соб­лазни­тель­ных для не­мощ­ных и па­губ­ных ере­сей, от­ри­ца­ет­ся от всех, ко­торые ее от­ри­ца­ют­ся, от­па­ли от нее в ересь или гор­де­ливый рас­кол. Ибо мы име­ем твер­дое и пря­мое сло­во Са­мого Гос­по­да, что тот, кто по двук­ратном уве­щании и Цер­ковь прес­лу­ша­ет, бу­ди те­бе яко­же языч­ник и мы­тарь (Мф. 18,17), на ка­ковом ос­но­вании Свя­той Апос­тол Па­вел стро­го и за­веща­ет сво­ему уче­нику Ти­ту, ос­тавлен­но­му им епис­ко­пом на ос­тро­ве Кри­те: Ере­тика че­лове­ка по пер­вем и вто­рем на­каза­нии от­ри­цай­ся, ве-дый, яко раз­вра­тися та­ковый, и сог­ре­ша­ет, и есть са­мо­осуж­ден (Тит. 3, 10–11); а в 1-м пос­ла­нии к Ко­рин­фя­нам, в ко­тором он от­лу­чил от Цер­кви тяж­ко­го греш­ни­ка (1 Кор. 5, 3–5), в зак­лю­чение пос­ла­ния го­ворит ре­шитель­но: Аще кто не лю­бит Гос­по­да И­ису­са Хрис­та, да бу­дет прок­лят, ма­ран афа, то есть да бу­дет от­лу­чен до при­шес­твия Гос­по­да (1 Кор. 16, 22). Итак, свя­той за­вет Цер­кви от Гос­по­да и Его Свя­тых Апос­то­лов, неп­ре­мен­ный и пос­то­ян­ный долг ее — всег­да и стро­го оп­ре­делен­но объ­яв­лять всем сво­им ча­дам, ка­кие уче­ния и кри­вотол­ки суть па­губ­ная для спа­сения ересь, как ис­ка­жа­ющие на­шу не­пороч­ную ве­ру, кто не в Цер­кви и не с нею, как от­павшие от еди­нос­ти цер­ковной ве­ры и жиз­ни в ересь или рас­кол не­пос­лу­шания и про­тив­ле­ния. Всех та­ковых — ере­сена­чаль­ни­ков по­имен­но, а про­чих ере­тиков и пос­ле­дова­телей их бе­зымен­но — Свя­тая Цер­ковь сво­им чи­ном Пра­вос­ла­вия ве­лег­ласно и объ­яв­ля­ет и от­лу­ча­ет от об­ще­ния с со­бою, как от­павших от нее, как от­се­ка­ют за­сох­шие или под­гнив­шие вет­ви с де­рева. А все ча­да ее свя­то и бла­гого­вей­но дол­жны со­дер­жать свое хрис­ти­ан­ское упо­вание, от­гре­ба­ясь от вся­кого вет­ра про­тив­но­го его не­пороч­ности, от­ря­хая вся­кий сор ере­тичес­тва, а тем бо­лее пол­но­го от­ступ­ле­ния от Хрис­та и Цер­кви Его. Итак, кто не со­дер­жит во всей це­лос­ти и не­пов­режден­ности уче­ния Хрис­та и Его Цер­кви, кто впал в ересь, тот от­пал от Хрис­та и Цер­кви, тот не име­ет ни­чего об­ще­го с нею, тот ли­шен на­деж­ды на веч­ное спа­сение, ко­торо­го спо­доби­лись все угод­ни­ки Хрис­то­вы и оби­та­ют ны­не до скон­ча­ния ве­ка в Царс­твии Бо­жи­ем. Та­кой чужд той бла­года­ти Свя­того Ду­ха Уте­шите­ля на­шего, ко­торою обо­гаща­лись и ук­репля­лись в сво­ем спа­ситель­ном под­ви­ге Свя­тые Цер­кви. Та­кой не мо­жет унас­ле­довать ду­шев­ное спа­сение вмес­те со все­ми ча­дами Цер­кви, как не мо­жет ды­шать пов­сю­ду раз­ли­тым чис­тым воз­ду­хом или поль­зо­вать­ся всем дан­ным све­том сол­нечным тот, кто си­дит в под­зе­мелье.

По­пуще­ни­ем Бо­жи­им, ра­ди не­мощей на­ших, лу­кавс­твом диаволь­ским за пос­ледние два го­да мно­гие рус­ские лю­ди на­шего Холм­ско­го края по на­вету ль­сте­цов и по сво­ей ду­хов­ной сле­поте или прис­трас­тию к мир­ской су­ете и бла­гопо­лучию, а иног­да и по сла­бос­ти ду­ха пе­ред го­ните­лями не­пороч­ной на­шей ве­ры, не стес­нявши­мися в са­мых гряз­ных средс­твах, — мно­гие уш­ли от Свя­той Цер­кви в пап­скую поль­скую ве­ру, ко­торая есть злей­шая всех ере­сей — ла­тын­ская ересь. По­забы­ли сии нес­час­тные и дос­той­ные жа­лос­ти лю­ди за­веты пред­ков на­ших, из­древ­ле не при­нимав­ших ла­тын­щи­ны и из­бе­гав­ших об­ще­ния с нею, как с па­губ­ной для ду­ши за­разой; по­забы­ли, что из­древ­ле весь наш Рус­ский край Холм­ский ис­по­ведо­вал еди­ную со всем ве­ликим Рус­ским на­родом пра­вос­лавную ве­ру — ту ве­ру, ко­торую при­нял и пе­редал все­му сво­ему на­роду Свя­той Князь Вла­димир, бла­гос­ло­вив­ший и на­шу Хол­мщи­ну Свя­тою Холм­скою ико­ною Бо­гома­тери; по­забы­ли и все мно­жес­тво свя­тых в зем­ле на­шей, к мо­лит­вам и силь­но­му зас­тупни­чес­тву ко­торых при­бега­ли и при­бега­ют все рус­ские на­бож­ные лю­ди. По­забы­ли все это, и од­ни по не­пони­манию то­го, что ль­сти­вые соб­лазни­тели не ино­го че­го ищут, как преж­де все­го че­рез ка­толиц­кую ла­тын­скую ве­ру сде­лать их по­ляка­ми, а дру­гие, и са­ми же­лая быть по­ляка­ми и от­ре­ка­ясь от сво­ей рус­ской на­род­ности и рус­ско­го про­ис­хожде­ния, — ос­тавля­ют Свя­тую Цер­ковь и идут в поль­ский кос­тел, вмес­то Хрис­та ве­руя в рим­ско­го па­пу, ко­торо­го ла­тын­щи­ки объ­яви­ли не­пог­ре­шимым, по­забыв­ши сло­во Пи­сания, что нет без­греш­ных (1 Ин. 1, 8–10). Ос­ле­пил им Гос­подь очи, — не хо­тят они ви­деть и то­го, что об­ма­ном, лу­кавс­твом, на­сили­ем, нас­мешка­ми и прес­ле­дова­ни­ем вле­кут их от Цер­кви в ересь сму­тите­ли; ма­ло то­го, от­павших от Цер­кви на­уча­ют так же об­манно, лу­каво и на­силь­ни­чес­ки соб­лазнять на от­па­дение и про­чих, осо­бен­но в род­ной семье. О, жал­кое ос­лепле­ние! Ухо­дят лю­ди в злей­шую и па­губ­ней­шую ла­тын­скую ересь, ибо она от Хрис­та уво­дит че­лове­ка, на­учая его ве­ровать вмес­то Хрис­та в че­лове­ка — па­пу, име­юще­го буд­то бы власть и из ада вы­водить. И ве­рят ос­ла­бев­шие в ве­ре лю­ди, и гу­бят свои ду­ши.

Ча­да Цер­кви Хрис­то­вой! Стро­го соб­лю­дай­те се­бя от та­кой за­разы, как бы и всем не за­пач­кать­ся от нее. Не верь­те ни­каким сму­тите­лям и лже­учи­телям, прит­во­ря­ющим­ся доб­ро­жела­теля­ми: доб­ро­жела­тели об­ма­ном, хит­ростью, на­сили­ем, нас­мешка­ми не дей­ству­ют, а дей­ству­ют так толь­ко соб­лазни­тели и злые вра­ги. Будь­те по­это­му твер­ды в сво­ем упо­вании, ос­то­рож­ны в об­ще­нии с дру­гими, что­бы вам как-ли­бо пос­те­пен­но и не­замет­но не по­терять сво­ей оте­чес­кой не­пороч­ной ве­ры, не пой­ти в ересь и не за­губить свою ду­шу для веч­но­го спа­сения. Обе­регай­те и тех, ко­торые ос­ла­бели в ве­ре, соб­лазня­ют­ся на­гово­рами ла­тын­щи­ков ка­толи­ков. Удер­жи­вай­те их в Цер­кви, от­кло­няй­те от опо­ляче­ния и из­ме­ны сво­ей род­ной свя­той ве­ре. Ма­ло то­го, рас­ска­жите все это и тем, ко­торые уже от­па­ли со­ветом вра­жес­ким в ересь от Цер­кви. Пусть они уз­на­ют от вас, что ес­ли они не воз­вра­тят­ся в Цер­ковь, то от­лу­чены бу­дут от нее в вос­кре­сенье пер­вой не­дели Ве­лико­го Пос­та, а тог­да они по­гиб­ли и по­губи­ли се­бя для веч­но­го спа­сения. От­лу­чен­ные от Цер­кви, ана­фематс­тво­ван­ные ею, они об­ре­ка­ют­ся на од­ну участь с не­чес­ти­выми ере­тика­ми Ари­ем, Нес­то­ри­ем, Ев­ти­хи­ем и все­ми про­чими, оп­ре­делен­ны­ми на веч­ную по­гибель вмес­те с И­удой Пре­дате­лем. Их имя, как от­павших от Цер­кви, не про­из­не­сено бу­дет в чи­не Пра­вос­ла­вия, но они бе­зымен­но бу­дут от­лу­чены от цер­ковно­го об­ще­ния, как са­ми от­павшие от не­го, оди­нако­во со все­ми по­имен­но от­лу­ча­емы­ми. Им не бу­дет мес­та в Свя­той Цер­кви Хрис­то­вой и в Царс­твии Бо­жи­ем за гро­бом, как ос­та­вив­шим Цер­ковь и Хрис­та с нею. Нап­ро­тив, рас­ка­яв­шихся и сми­рив­шихся Свя­тая Цер­ковь опять при­мет в свою лю­бовь, об­ще­ние и по­пече­ние во спа­сение. Сде­ла­ет это она и по уро­ку прит­чи Хрис­то­вой об от­це, с ра­достью при­няв­шем воз­вра­тив­ше­гося в рас­ка­янии блуд­но­го и про­паще­го его сы­на (Лк. 15, 11–32), и по под­ра­жанию и за­вету Свя­того Апос­то­ла Пав­ла, при­яв­ше­го вмес­те с ко­ринф­ски­ми хрис­ти­ана­ми преж­де от­лу­чен­но­го им, но рас­ка­яв­ше­гося тяж­ко­го греш­ни­ка (2 Кор. 2, 4–11). Ибо как Гос­подь, так и Цер­ковь Его ищет и же­ла­ет не по­гибе­ли, а спа­сения вся­кого из нас. Итак, все вы, ос­та­вив­шие Свя­тую Цер­ковь, внем­ли­те на­шим сим цер­ковным сло­вам, поз­най­те, че­го вы ли­ша­етесь и на что иде­те, уда­ля­ясь в ересь за соб­лазня­ющи­ми вас и ищу­щими прос­ла­вить­ся в пло­ти ва­шей, а не спа­сения ва­шего. От­крой­те ис­крен­но гла­за свои и пос­мотри­те на тот об­ман, ко­торым опу­тыва­ют вас опо­лячи­ва­ющие и ока­толи­чива­ющие вас, на то на­силие, нас­мешки и пря­мые го­нения, ко­торы­ми они и вас по­хити­ли от Цер­кви, и дру­гих уво­дят от нее. Пой­ми­те, что нет тут прав­ды и доб­ро­го де­ла, а толь­ко лишь об­ман и за­говор про­тив вас же са­мих. А поз­навши все это, иди­те, по­ка не поз­дно, опять в Свя­тую Пра­вос­лавную Цер­ковь с рас­ка­яни­ем, как уже мно­гие и мно­гие воз­вра­ща­ют­ся, по­доб­но вам от­павшие в ла­тинс­тво и не на­шед­шие там ни­чего, кро­ме сму­щения сво­ей со­вес­ти и сво­ей ду­ши и об­ма­на ду­ше-па­губ­но­го. Свя­тая Цер­ковь та­ковых всех люб­ве­обиль­но при­няла к се­бе; при­мет и вас рас­ка­ива­ющих­ся и про­сящих о вос­со­еди­нении с нею. Тог­да не кос­нется ва­ших имен и ва­ших душ и та ана­фема, ко­торую, по обы­чаю от лет древ­них, из­ре­чет Свя­тая Цер­ковь в Не­делю Пра­вос­ла­вия на всех от­павших от нее. И ес­ли сей наш глас, как глас всей Цер­кви и Са­мого Хрис­та Спа­са, ус­лы­шите, то сно­ва бу­дете ов­ца­ми Хрис­то­ва ста­да спа­са­ющих­ся и бу­дете еди­но ста­до и един Пас­тырь Сам Гос­подь (Ин. 10, 16).

Хо­рошо нам из­вес­тно, что вы — от­павшие от Свя­той Цер­кви — бо­итесь на­рушить на­ложен­ную на вас ксен­дза­ми при­сягу и страш­ную клят­ву. Страш­на эта клят­ва вам ка­жет­ся. Что­бы удер­жать в сво­ей лжи вас, об­ма­ном и на­сили­ем ув­ле­чен­ных, ксен­дзы зак­ля­ли и вас, и вся­кий шаг ва­шей жиз­ни, и все, что в вас, на ужас­ное прок­ля­тие, ес­ли вы воз­вра­титесь в Цер­ковь и да­же толь­ко зай­де­те ког­да-ли­бо в пра­вос­лавный храм. Бо­ят­ся бла­гот­ворно­го све­та цер­ковно­го, прос­ве­ща­юще­го вся­кого че­лове­ка, и по­это­му так зло зак­ли­на­ют вас, как тем­ные за­говор­щи­ки. Так знай­те, что ни во что вме­ня­ет Свя­тая Цер­ковь эту при­сягу, не­об­ду­ман­но и не­закон­но ва­ми дан­ную ксен­дзам. От­крой­те Свя­тое Еван­ге­лие и про­читай­те там в Еван­ге­лии от Мат­фея в 14 гла­ве (1–13 ст.). Там опи­сыва­ет­ся пир у Иро­да ца­ря, на ко­тором раз­ве­селив­ший­ся Ирод пок­лялся пля­сави­це, до­чери Иро­ди­ады, что даст ей все, че­го бы она ни поп­ро­сила; а пля­сави­ца, на­учен­ная сво­ею блуд­ною ма­терию, пот­ре­бова­ла гла­ву Свя­того И­оан­на Пред­те­чи, изоб­ли­чав­ше­го сию блуд­ни­цу за ее сквер­ную жизнь. Ис­пу­гал­ся Ирод се­го, ибо бо­ял­ся И­оан­на, но стыд­но бы­ло ему пе­ред ок­ру­жав­ши­ми не ис­полнить дан­ную клят­ву, и про­тив сво­его же­лания, толь­ко лишь во ис­полне­ние не­об­ду­ман­ной и лож­ной клят­вы, при­казал усек­нуть гла­ву Свя­тому И­оан­ну Пред­те­че. Смот­ри­те, к че­му при­водит лож­ная, хо­тя и страш­ная клят­ва, — к поп­ра­нию Божь­его де­ла, к веч­ной му­ке, к ли­шению веч­ной жиз­ни. Ибо чи­тай­те, что ска­зано в зак­лю­чение се­го рас­ска­за в Еван­ге­лии: уче­ницы И­оан­но­вы при­шед­ше воз­вести­ша И­ису­сови. И слы­шав И­исус оты­де от­ту­ду в ко­раб­ли в пус­то мес­то един(Мф. 14, 12–13). Ушел И­исус Хрис­тос от не­дос­той­ных Его лю­дей, убив­ших бе­зуко­риз­ненно­го пра­вед­ни­ка толь­ко ра­ди прок­ля­той не­ис­то­вой лож­ной клят­вы. Ра­ди соб­лю­дения ее и Ирод и его со­об­щни­ки от­ка­зались от прав­ды и са­ми уш­ли от ми­лос­ти Бо­жи­ей. Еще при­мите во вни­мание и то, как Свя­тая Цер­ковь смот­рит на это со­бытие и на эту Иро­дову клят­ву. Ав­густа 29 дня на ве­чер­не она по­ет о сем с пла­чем так: Пля­са уче­ница все­лука­ваго ди­аво­ла, и гла­ву твою, Пред­те­че, мзду взят. О пи­ра ис­полне­на кро­вей! луч­ше бе не кля­тися, Иро­де без­за­кон­не, лжи вну­че. Аще ли же и клял­ся еси, но не о доб­ре клял­ся; луч­ше бе сол­гавшу жизнь по­лучи­ти, не­же ис­тинс­тво­вав­шу гла­ву Пред­те­чеву усек­ну­ти. Но мы Крес­ти­теля, яко в рож­денных же­нами боль­ша, дос­той­но чту­ще уб­ла­жа­ем. Ина­че и быть не мо­жет. Раз­ве бу­дем мы упорс­тво­вать в оши­боч­но ска­зан­ном сло­ве? А ес­ли бу­дем, то ра­ди толь­ко сво­его упорс­тва ока­жем­ся лже­цами. И ес­ли кто-ли­бо нес­пра­вед­ли­во на­гово­рит нам раз­ных гни­лых слов, то раз­ве мы при­дадим им серь­ез­ное зна­чение. Нет, на­зовем это глу­постью или наг­лостью, а са­ми от то­го худ­ши­ми не ока­жем­ся. Так и в дан­ном слу­чае: Ирод ра­ди сво­ей глу­пой клят­вы убил Свя­того Пред­те­чу и унас­ле­довал веч­ную му­ку, а Цер­ковь се­го уби­того им И­оан­на по дос­то­инс­тву чтит и уб­ла­жа­ет по всей все­лен­ной, как про­воз­вес­тни­ка прав­ды и Царс­твия Бо­жия, к нам при­шед­ше­го. Его уб­ла­жала бы Цер­ковь, ес­ли бы Ирод и не убил его, и сам Ирод за на­руше­ние лож­ной клят­вы не был бы ли­шен на­деж­ды на веч­ное спа­сение. Так не бой­тесь и ва­ми дан­ной ксен­дзам-соб­лазни­телям при­сяги, от­брось­те ее, как сле­дова­ло бы от­бро­сить свою клят­ву и Иро­ду, — Свя­тая Цер­ковь ни во что ее вме­нит, раз­ре­шит вас от этой клят­вы, ес­ли вы при­дете к ней в сми­рении и рас­ка­янии, про­ся вос­со­еди­нить вас. А ес­ли не так, то и вы за соб­лю­дение лож­ной клят­вы унас­ле­ду­ете участь Иро­да лжи­вого, и от вас уй­дет Гос­подь, как Он ушел от убив­ших Пред­те­чу. Да не бу­дет с ва­ми се­го, по­кай­тесь и при­дите в Цер­ковь Хрис­то­ву.
Всех и­ере­ев епар­хии умо­ляю пос­та­вить в из­вес­тность се­го на­шего пи­сания сво­их па­сомых и всех от­павших от Цер­кви, вос­поль­зо­вав­шись для это­го вся­ким слу­ча­ем, па­мятуя, что вся­кий из пас­ты­рей Хрис­то­вых даст от­вет за сво­их овец сло­вес­ных. Пусть вся­кий со сво­ей сто­роны доб­ро­совес­тно по ме­ре сил сво­их сде­ла­ет все, что мож­но и для ут­вер­жде­ния в ве­ре пра­вос­лавных, и для воз­вра­щения к ней от­павших от Цер­кви в ересь. И толь­ко тог­да мы бу­дем не­повин­ны в их по­гибе­ли. Сде­ла­ем сие, упо­вая, что Гос­подь не без ми­лос­ти и кос­нется Сво­ею бла­года­тию ко­го-ли­бо из ушед­ших от нас и воз­вра­тит их в Свою Свя­тую Цер­ковь.

г. Холм Люб­лин. губ. 10 ян­ва­ря 1908 го­да
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
19.03.2016

Священномученик Андроник Никольский
Источник: fond.ru




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта