Владислав Шурыгин: В прицеле Приднестровье (18.11.2020)
Главная новость: на выборах в Молдове действующий президент Игорь Додон не смог победить в первом туре (50% +1 голос) и набрал в воскресенье лишь 35,5% голосов избирателей. Ему на пятки наступает экс-премьер, лидер оппозиционной проевропейской Партии действия и солидарности Майя Санду, которая набирает 33% голосов избирателей. Далее следует кандидат от «Нашей партии» Ренато Усатый — 16,9%, кандидат от партии «Шор» Виолетта Иванова — 7,13%, кандидат от партии «Платформа DA» Андрей Нэстасе — 3,21%. Кандидат от партии национального единства Октавиан Цыку набрал два процента голосов, кандидат от Либерально-демократической партии Тудор Делиу — 1,5%, кандидат от движения Unirea (Объединение) — чуть более одного процента голосов.
ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТГлавный конкурент Додона в борьбе за президентское кресло — Майя Санду, лидер оппозиционной проевропейской Партии действия и солидарности, убеждённая сторонница «европейского пути» Молдовы и «румынизации» страны. Она не раз заявляла, что поддерживает идею объединения Молдовы и Румынии и даже видит в этом преимущества: «Я уже говорила в одной передаче. Если бы прошёл референдум, я бы проголосовала „за“. И это моя личная позиция как гражданина…». Санду является гражданкой Румынии, получив румынский паспорт ещё в начале 2000-х.
Тут стоит упомянуть, что получая такой паспорт, его обладатель приносит присягу румынскому государству и народу, клянётся защищать права и национальные интересы Румынии, уважать и соблюдать законы Румынии. Санду, не стесняясь, выражает симпатии румынскому фашистскому диктатору маршалу Иону Антонеску. В одном из своих интервью она назвала Антонеску «исторической личностью, о которой можно сказать как хорошее, так и плохое».
Для справки: в годы румынской оккупации по приказу Антонеску было уничтожено более 300 тысяч человек, преимущественно евреев и цыган. Только в одной Одессе в октябре 1941 года были расстреляны 25 тысяч жителей! На территории Бессарабии по личному приказу Антонеску было создано 49 лагерей и гетто для цыган и евреев. Крупнейшими из них были лагерь в Вертюжанах — 23 тысячи человек, в Секуренах — 20 тысяч человек, в Единцах — 13 тысяч человек.
При этом на репутации «мадам Санду», что называется, пробу негде ставить! Она была министром пяти молдавских правительств и её имя звучало во всех крупных скандалах того времени: входила в молдавский кабмин, когда прошла приватизация главного государственного банка страны Banca de Economii, потом — когда произошла кража миллиарда долларов. Голосовала за секретное решение правительства о выделении финансовой помощи банкам Илана Шора (находится в бегах, скрывается за границей), из которых, собственно, этот миллиард и был украден.
Тем не менее, Запад принимает её с распростёртыми объятиями и считает её своим главным кандидатом, поддерживая на всех уровнях.
А ЧТО КРЕМЛЬ?
Кремль же в очередной раз продемонстрировал свою полную беспомощность в управлении процессами на постсоветском пространстве. Не было предпринято никаких попыток консолидации находящейся на территории России молдавской диаспоры вокруг действующего президента Молдовы Игоря Додона, хотя рычагов для такого воздействия в распоряжении Москвы хоть отбавляй.
Напомним, на территории России находится 357 000 трудовых мигрантов из Молдовы — фактически 357 000 избирателей, которые вполне могли обеспечить убедительную победу действующему президенту Игорю Додону, которого можно назвать союзником России. Но не было сделано ничего! На избирательные участки в России пришло менее 14 000 человек, в то время как в других странах проголосовало больше 130 000 человек, что дало Санду голоса почти 70% молдавских мигрантов. Додон же за границей находится только на третьей позиции с 3,65% голосов. Всё это похоронило надежды команды Игоря Додона победить в первом туре.
НОВЫЙ ФРОНТ — ПРИДНЕСТРОВСКИЙ
Очевидно, что Молдове предстоит второй тур выборов. И он станет определяющим не только для самой Молдовы, но и для Москвы. Ведь в случае победы прорумынской и проевропейской Санду для России, что называется, откроется новый фронт — приднестровский. И это станет для нас огромной проблемой, куда более масштабной, чем нынешняя горячая фаза армяно-азербайджанского конфликта! Напомню: численность населения Приднестровья, непризнанной республики в составе Молдовы, — 475 000, из которых 220 000 — граждане России. Республика ещё 30 лет назад сделала свой выбор в пользу интеграции с Россией, отразила военную агрессию Молдовы 1991−1992 годов. С тех пор Россия один из главных гарантов приднестровской государственности и мира в регионе. Страна — подписант «московского меморандума».
Приднестровье уже почти двадцать лет находится в блокаде. Пока она относительно мягкая. В основном, экономическая. Но она вполне может стать полной. Приднестровье зажато между Украиной и Молдовой. И в любой момент это соседство может превратиться в тиски.
Пока Санду «по-европейски» сдержанна, и о своих целях, связанных с Приднестровьем, говорит завуалировано: «…Есть еще ряд вопросов, на которые мы должны дать ответ гражданам, один из самых важных — цель переговоров по приднестровскому урегулированию. С одной стороны, целью формата „5+2“ является политическое урегулирование конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, с другой — Тирасполь продолжает выступать за независимость. Какова все-таки конечная цель переговоров в этом формате, созданном для обеспечения территориальной реинтеграции Республики Молдова, когда есть эти две цели, которые являются взаимоисключающими? В поддержку какой цели идут достигнутые до сих пор договоренности в этом формате, в том числе политика малых шагов?».
Но всё же проговаривается. Так, будучи премьер-министром РМ, она заявила, что слова о федерализации Молдовы вице-премьера по реинтеграции Василия Шова — единственного в её правительстве представителя Партии социалистов, которая создала правящую коалицию вместе с проевропейским Блоком ACUM, сопредседателем которого являлась Санду, неприемлемы: «…Если он (Шова) заговорит о возможной федерации, членом которой может стать Приднестровье, то нас (министров контролируемого ею блока ACUM) больше и мы будем против». То есть никаких уступок и признания приднестровской автономии.
Тогда же Санду заявила, что намерена попросить соседнюю Украину помочь в разрешении приднестровского конфликта, что вызвало ещё больше вопросов. Методы решения Украиной своих внутренних конфликтов слишком хорошо известны. Конечно, пиар-служба Санду поспешила разубедить общественность, говоря о приверженности исключительно мирным способам разрешения таких конфликтов, но тут сама Санду высказалась вполне недвусмысленно: «…В этом смысле весна 2014 года была для нас очень тревожной и напряженной: если бы Украина не остановила проект „Новороссия“ (предполагал присоединение к Донецкой и Луганской области северного Причерноморья, включая Одесскую и Бессарабскую области), он бы дестабилизировал и Молдавию…», — заявила Санду, фактически оправдав военные преступления украинских нацистов на Донбассе.
ОРУЖИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Пока статус Приднестровья гарантируется международным соглашением — «московским меморандумом» «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанным в мае 1997 года. Данный документ, подписанный в присутствии стран-гарантов и представителей ОБСЕ (формула 5+2). Государства-участники конфликта обязались не применять силу в отношении друг друга, а также не угрожать ее применением. Было провозглашено право Приднестровья самостоятельно выбирать внешнеэкономических и политических партнеров.
С 1995 года здесь развёрнуты миротворческие силы, в состав которых входит кроме молдавских и приднестровских подразделений и российский контингент — оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВП). На сегодняшний день в составе ОГ в Приднестровье остаются два миротворческих отдельных мотострелковых батальона, батальон охраны и обслуживания. 82-й и 113-й мотострелковые батальоны поочередно выполняют миротворческую миссию на Днестре, через год сменяя друг друга. Общая численность ОГРВП, включая миротворческие силы, — порядка 1 700 военнослужащих.
Их вооружение — легкое стрелковое оружие и лёгкая бронетехника (БТР, БРДМ). Всё тяжёлое вооружение частей бывшей 14 общевойсковой армии, развёрнутых здесь в советское время, было к началу 2000-х утилизировано. И в военном отношении сегодня ОГРВП никакой реальной силы не представляет, хотя очевидно, что любые враждебные действия против российских миротворцев будут рассматриваться как нападение на Россию. Правда, здесь в полный рост встаёт главная проблема — у России и Приднестровья нет ни метра общей границы, а с 2014 года, после начала противостояния Украины и России, Москва вообще отрезана от Приднестровья.
САНДУ — ПРОТИВ РОССИИ
При этом Майя Санду не скрывает своих планов удаления российских военных из Приднестровья: «Для некоторых людей в регионе приднестровский конфликт стал источником обогащения.
Но отношение официального Киева изменилось после того, как стало понятно: Донбасс, как и Приднестровье, пытаются использовать для превращения стран в буферную зону между Западом и Россией. Если бы так называемый проект «Новороссия» (включавший в себя и Одесскую область) состоялся, это бы дошло и до Молдавии. При коммунистах представители молдавских властей пригласили Козака, чтобы вместе искать решение приднестровского конфликта. Тогдашний президент Воронин думал, что для окончания конфликта достаточно просто договориться с Россией — и все».
Очевидно, что став президентом, Санду будет настаивать на полном выведении российских войск из Приднестровья и блокирует их ротацию. При этом у России никаких мирных способов противодействовать этому не будет.
Всё это позволяет сделать вывод о том, что в случае победы на президентских выборах Майи Санду Приднестровье ждут трудные времена, а вместе с Приднестровьем — и Россию. Очевидно, что Москва не сможет уклониться от участия в судьбе Приднестровья и не бросит 220 000 своих сограждан на произвол «румынизаторов». Но в этом случае масштаб конфликта, который может разразиться в регионе, предсказать сегодня совершенно невозможно…
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /