KM.ru: «Валентинов день» прикрывает языческий срам? (14.02.2018)

Т. н. День всех влюбленных (он же — День святого Валентина) — один из наглядных примеров того, как российскому народу (и особенно молодежи) пытаются навязать совершенно чуждые праздники. И, к сожалению, навязывают: празднование 14 февраля «Валентинова дня» стало в «демократической» России практически традицией, активно поддерживаемой и раскручиваемой СМИ и представителями шоу-бизнеса. Собственно, с днем памяти католического святого вся эта пошлятина с обменом «валентинками», шоколадками, парфюмерными и ювелирными изделиями не имеет ничего общего. Скорее это — уж истинный праздник для ретейлеров и прочих торговых организаций. Морально-духовная начинка свежевыпеченного для России праздника тоже весьма сомнительна: скорее она проповедует легкую влюбленность и секс без обязательств. С учетом и без того расшатанных моральных основ нашего общества, такой праздник не укрепляет их, а скорее романтизирует и популяризирует легковесность межполовых отношений.

 
Католическую природу праздника, чуждую для православной России, в этой связи можно было бы даже не упоминать. Если только не забывать, что и католическая церковь к этому празднику относится весьма скептически. Более того, до сих пор нет ясности в вопросе, о каком именно святом Валентине идет речь. Ведь святой Валентин — это имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Сведения об их жизни крайне скудны, вследствие чего невозможно даже достоверно установить, были ли они действительно разными лицами, или речь идёт о разных житиях одного и того же святого. Мартирологи упоминают римского священника Валентина, обезглавленного около 269 г. н. э., предположительно — за отказ отречься от Христа перед императором Клавдием, а также Валентина — епископа Интерамны (современный итальянский город Терни), известного чудесными исцелениями и казненного за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается еще и мученик с тем же именем, пострадавший в римской провинции Африка... В общем, полная путаница.

В позднем средневековье во Франции и Англии житие святого Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюбленных пар. Согласно им, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорен к смерти. В православии, кстати, память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 июля по юлианскому календарю) — память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа по юлианскому календарю) — память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

Что касается католиков, то при канонизации двух святых в 469 г. Папа Римский Галасий объявил Днем святого Валентина именно 14 февраля: в этот день, начиная с V в., католическая церковь праздновала память и Валентина Римлянина, и Валентина — епископа Интерамны. Однако существуют очень весомые основания подозревать, что римский первосвященник, устанавливая дату праздника, таким образом просто попытался днем памяти христианского мученика прикрыть день языческих Луперкалий.

Луперкалиями, напомним, в Древнем Риме назывались ежегодные эротические празднества в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна, покровителя стад (Луперк — одно из его прозвищ), которые проводились с 13 по 15 февраля. Главными действующими лицами этой вакханалии были голые мужчины, хлеставшие женщин ремнями из кожи козла. Женщины охотно подставляли себя под удары, считая, что этот, выражаясь современным языком, садомазохизм дарует им плодовитость и легкие роды. В конце празднеств женщины тоже раздевались догола. Луперкалии стали так популярны (в них участвовали и члены знатных семейств), что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Поэтому, в тщетных попытках отменить эти языческие оргии, Геласий, как предполагают, и надумал «христианизировать» праздник, назвав его в честь мученика Валентина. Прикрыть, так сказать, срам.

Впрочем, католическая церковь, возможно, сознавая всю сомнительную основу этого «праздника», старалась его особо не пропагандировать, а с 1969 года вообще отнесла его к разряду «факультативных»: святой Валентин был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В данный момент память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. 14 же февраля католическая церковь теперь — внимание! — официально чествует славянских просветителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, несмотря на то, что при жизни создателям славянской азбуки пришлось хлебнуть лиха от римских священнослужителей.

 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
14.02.2018

KM.ru
Источник: http://www.km.ru




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта