Леонид Шипилов: Волга мелеет… (Экология) (06.07.2019)
Ситуация в Волжском бассейне 26 июня объявлена Генпрокураторой РФ началом экологической катастрофы. За истекшие полгода в бассейне из-за его катастрофического обмеления погибло до 90% осетровых рыб, наблюдается массовая гибель других рыборесурсов. Волга аномально обмелела: вода ушла от ее прежних берегов более чем на 60, а то и – особенно в нижне- и средневолжском течении – на 120 метров.
Как следствие, в Среднем и Нижнем Поволжье – засухи, суховеи, болезни и гибель еще оставшихся прибрежных лесов, сверхжаркое лето и сибирские морозы. Всё это в совокупности негативно влияет на здоровье населения, а это десятки миллионов человек. Наблюдается и падение объемов водных перевозок. Схожая ситуация в большинстве других речных бассейнов Европейского и Уральского регионов РФ. Почему это происходит?..Обусловлены эти и другие эксцессы, по данным научных организаций, а также оценкам Минприроды РФ, Росприроднадзора и Росводресурсов, негативной гидрологической обстановкой в большинстве речных бассейнов Европейской части страны и Урала.
Тем временем водонаполняемость всего Волжского бассейна – а это почти 40% европейской территории РФ – за последние 3 года сократилась, по последним данным упомянутых структур (май–июнь с.г.), более чем на 20%. Нарастает, естественно, массовая гибель разнообразных рыбных ресурсов в бассейне, включая осетровых. Которые и без того убиваются браконьерами, а также сбросом всевозможных отходов в реки бассейна сверхмощными ГЭС, созданными в 50-х — начале 70-х в обширном Волжско-Камском регионе, — в основном в районах рыбного нереста.
В результате объем рыбных ресурсов в Волжском бассейне только за 2014 –2019 гг. сократился почти на треть, в т.ч. осетровых – более чем наполовину. Параллельно растут темпы заболачивания, засоления; наблюдаются другие виды деградации прибрежных почв. Повышается уровень непригодности воды для питьевых и хозяйственных нужд без тщательной и дорогостоящей фильтрации.
Однако работы по комплексному экологическому оздоровлению Волжского и других речных бассейнов, по имеющейся информации, реально финансируются – подчеркнем, со второй половины 80-х – максимум наполовину. Оборудование же для этих работ более чем на 70% давно устаревшее, в РФ оно почти не производится.
А его импорт, естественно, невыгоден, ибо сверхприбылей он точно не принесёт. Растет и дефицит кадров в этой сфере, с середины 90-х – и без того высокий. Ныне он достигает 80%. В то же самое время «сверхграндиозные» Волжско-Камские ГЭС, и без того крупные водопотребители, стремительно увеличивают водозабор. Это происходит из-за более чем 60%-ной изношенности их оборудования, как и оборудования примыкающих к этим ГЭС водохранилищ, водоочистных и смежных водохозяйственных объектов.
Повторим, что аналогичная или схожая экологическая ситуация наблюдается почти во всех речных бассейнах Европейского и Уральского регионов РФ.
Многочисленные конференции, обращения к властям и профильным органам остаются без внимания. Дескать, рынок – в данном случае природа – всё сама поправит...
Последнее утверждение более чем сомнительно. Нелишне напомнить о стратегической роли лесов и лесопосадок для поддержания и пополнения водного баланса почв, природных и искусственных водообъектов, для предотвращения засух, резких погодно-климатических перепадов. Как и для повышения естественного плодородия сельхозпочв, обеспечения биоразнообразия водной и сухопутной флоры и фауны. Именно поэтому с 1948 реализовывалась масштабная госпрограмма «полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов, облесения песков для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Но эту программу, рассчитанную до 1963 г. включительно, отменили уже осенью 1954-го: рекордные темпы природоущербного освоения целины были важнее...
Более того: 19 февраля 1955 г. было принято постановление союзного Совмина, разрешавшее вырубку лесов и новых лесополос вдоль берегов рек, озёр, водохранилилищ, железных шоссейных дорог, путепроводов. А чтобы не было препятствий означенным решениям и планам, союзное и республиканские Минлесхозы были упразднены еще весной – летом 1953-го.
С тех пор и начался отсчёт обмеления российских рек и других природных водообъектов, с очевидными – в буквальном смысле, вытекающими последствиями.
Экспертные оценки нынешней ситуации пессимистичны. Так, по мнению экс-министра природных ресурсов РФ, научного руководителя Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, «сегодняшнее обмеление не похоже на то, которое было три–пять лет назад. Там главной причиной было малое количество осадков. Этой зимой снега выпало много, потому решили "сработать" водохранилища (т.е. спустить с них в канун – начале весны более половины объема воды), чтобы освободить объем для принятия, как казалось, большого половодья. А это оказалось ошибкой: природа обманула "прогнозистов". В результате в реки и водохранилища талой воды попало мало».
Так что проблема и в кадрах, технологиях. Поскольку «мы до сих пор не восстановили ту наблюдательную гидрометеорологическую и водо-мониторинговую сеть, что у нас была до начала 90-х».
Более жесткая оценка у Надежды Малышевой, директора по развитию информационно-аналитического агентства «Port News» (РФ):
«Проблема пересыхающей Волги — это следствие просчетов на уровне правительства. Сейчас, когда происходит обмеление реки, когда недостаточно государственной воли, бизнес может прекратить финансирование обновления флота и пополнения всё быстрее погибающих речных рыборесурсов. И могут закончиться перевозки водным транспортом по внутренним водным путям».
Руководитель инициативной группы «Волга и народ против» Юлия Файзрахманова имеет свой взгляд на происходящее. «В 2006 г. были внесены изменения в Водный кодекс РФ, которые разрешили застраивать водоохранные зоны, включая прибрежные, многоэтажным жильем. Необходимо запретить строительство в таких зонах любых капитальных объектов. Также – ввести уголовную ответственность за несоблюдение Федерального закона № 246-ФЗ “О создании искусственных земельных участков” – то есть за засыпку мелководий и затонов, вырубку прибрежных лесонасаждений, подъем уровня берега, расширение береговой зоны, строительство набережных».
Но получается, что этот закон не соответствует упомянутым новшествам Водного кодекса...
А вот что пишет аналитическое издание «Eurasia.net» (США, 25.06.2019): «Течением воды в Волге управляет переплетение разнообразных госструктур, которые винят в произошедшем друг друга. Одни объясняют проблему неверными расчетами властей, другие — ошибочным прогнозом Росгидромета, третьи — бизнес-интересами “Русгидро” <…> Все случаи обмеления связаны с управлением речными потоками исходя, прежде всего, из промышленных и хозяйственных нужд. А вопросы, касающиеся долгосрочных последствий для экономики и сохранения естественного состояния водной среды, находятся на последнем месте». Что тут можно возразить?..
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Леонид Шипилов