Алексей Черников: Возможен ли сегодня греко-турецкий конфликт (22.06.2020)
В сложившихся условиях эксперты считают, что ФРГ не станет удерживать Грецию от активных действий против турок, демонстрируя тем самым своё недовольство американцами. Германия, несомненно, имеет серьёзное влияние в Греции, но при этом сильное влияние имеют и американцы. Чего стоят слова, сказанные в декабре 2019 г. греческим премьером Мицотакисом, что Россия является фактором дестабилизации на Балканах и её присутствие там нежелательно. Греция срывает все торговые сделки с Россией и по указке из Вашингтона поддерживает украинскую автокефалию. Часть греч. политической элиты недовольна экономическим диктатом Германии.
Итак, с одной стороны, США через поддержку Греции демонстрируют своё «неблагорасположение» Эрдогану, а Германия, путём отказа от сдерживания Греции, демонстрирует своё недовольство и Вашингтону и Анкаре. Вместе с тем надо учитывать, что Германия может сколько угодно надувать щёки, но отказ от поездки на саммит к Трампу – это одно, а поддержать Грецию в войне – другое.
В случае конфликта война начнётся между государствами-членами НАТО, и альянс должен будет либо быстро погасить конфликт (проще его не допустить), либо встать на сторону одного из его участников. Это дело весьма щекотливое. Турцию вовсе не желают видеть в ЕС, но ценят в НАТО, т.к. она обеспечивает южные позиции блока на границах РФ. Именно поэтому несмотря на некоторые прогреческие жесты, США (конечно, если к этому моменту штаты не будут заняты исключительно внутренними проблемами) не допустит войны между Турцией и Грецией. Да и другие члены блока не захотят ссориться ни с Вашингтоном, ни с Анкарой из-за проблем Афин – и в военном, и в политическом, и в экономическом отношении значение Греции и Турции для альянса несопоставимо.
Кроме того, поддержав Грецию, НАТО своими руками толкнёт Эрдогана в объятья Москвы, чего он и не скрывает. Это всего лишь политический шантаж, о чём мы писали ранее (https://t.me/RossiyaNeEvropa/511), но пока он работает. Во-вторых, конфликт может разразиться между государствами, одно из которых является членом ЕС. Если Европа, в первую очередь Германия, не окажет ей помощь, это будет сигналом для остальных государств: брюссельские бюрократы заинтересованы лишь в наших ресурсах, но не в помощи нам. А на фоне провала совместной борьбы с эпидемией, когда каждый был сам за себя, подобное может стать отправной точкой для развала ЕС. Поэтому оставить Афины один на один с Анкарой нельзя. Напрашивается вывод: и НАТО, и ЕС, и США постараются погасить конфликт всеми доступными способами.
Какой вывод должна сделать Россия из греко-турецкого противостояния? Усиление антироссийских настроений в Греции является не результатом «вековой вражды и зависти греков к русским», а той дружбы с Турцией, которую мы сегодня постоянно демонстрируем.
Эрдоган – крайне ненадёжный и вероломный «союзник». Более чем сомнительно, что стоит делать на него ставку, отталкивая цивилизационно и религиозно близкую России Грецию. В случае конфликта мы не должны делать вид, что нас это не касается (этим мы оттолкнём и Анкару, и Афины), а поддержав греков, показать Турции, что в случае продолжения двойной игры она может легко лишиться нашей поддержки на международной арене. Кроме того, пора России возвращаться на Балканы – в сферу своих традиционных геополитических интересов.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
сотрудник Курского филиала Института русско-славянских Исследований им. Н.Я.Данилевского, кандидат исторических наук