Вознесение Господне (21.05.2015)

21 мая Православная церковь отмечает праздник Вознесения Христова. 








Переход


На вершине Елеонской горы в Иерусалиме — места, ставшего свидетелем проповеди Христа и его Вознесения, — стоит часовня. Сотни верующих ежедневно приходят сюда, чтобы приложиться к хранящейся здесь святыне. Внутри часовни в небольшом углублении лежит камень: на нем, по преданию, стоял Христос перед своим Вознесением. Говорят, если вглядеться, то, на камне, отполированным множеством рук, еще можно увидеть отпечаток стопы Христа. А еще — камень всегда теплый: от того ли, что к нему беспрерывно прикасаются паломники, или потому, что хранит тепло самого Спасителя, — ответ на этот вопрос каждый находит по своей вере.

Место Вознесения Иисуса Христа

Место Вознесения Иисуса Христа. Фото: М.Юрченко / РИА Новости

Новозаветный текст так описывает Вознесение Христа: после Воскресения он являлся апостолам и проповедовал о Царствии Божием.  На сороковой же день, собрав их, он повелел не отлучаться из Иерусалима, потому что через несколько дней «будете крещены Духом Святым».

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.  И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния Святых Апостолов 1. 1:9–11).

Вознесение — переходный момент новозаветного текста, в котором заканчивается земное служение Спасителя и начинается апостольская проповедь. Их было одиннадцать (Иуда отпал после предательства), двенадцатый был выбран после Вознесения жребием — им стал Матфий, один из семидесяти учеников Христа. Через десять дней на апостолов сойдет Святой Дух, а вскоре они разойдутся по разным землям, исполняя слова Спасителя: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви... И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие».
Каждого из двенадцати будет ждать своя судьба. Петр — «Камень», как назвал его Иисус, — по преданию, за свои проповеди будет распят в Риме, на перевернутом кресте. Андрея Первозванного распнут на косом кресте в греческих Патрах. Матфия, двенадцатого, также приговорят к распятию – в Иудее. Переживет всех только Иоанн Зеведеев, евангелист — он скончается своей смертью в возрасте 100 лет, в малоазийском Эфесе.

Открытый путь

Святые отцы толкуют эпизод Вознесения так: Христос вознесся на небо для того, чтобы устроить там место праведным.

«До Вознесения никто из людей не имел пути к Небу, — пишет святитель Димитрий Ростовский, мыслитель рубежа XVII–XVIII веков. — Никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков… Однако никто из них до Христа даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш взошел на небо — тотчас явил для всего рода человеческого этот путь. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне этот путь известен».
С ним соглашается Тихон Задонский, русский святой XIX века: «Вознесся Христос на небо, и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Он, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане».

Вознесение входит в число двенадцати важнейших после Пасхи праздников: их еще называют «двунадесятые» праздники. Современная богословская наука склоняется к тому, что отдельным праздником Вознесение стало только в IV веке нашей эры, а до этого времени входило в состав праздничных дней Пятидесятницы (праздник Сошествия Святого духа на 50-й день после Пасхи). В литературных памятниках первых трех веков христианства упоминаний о Вознесении как отдельном празднике нет.

Церковное предание относит к числу свидетелей Вознесения и Богородицу, хотя на это нет указаний в новозаветных текстах. По традиции, на иконах, посвященных Вознесению, Богородицу изображают всегда в центре группы апостолов. Подчеркивая важность этого праздника, сцену Вознесения нередко располагали в купольном своде храма.

Тропарь праздника

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Стопочка

«Стопочка», — так с любовью называют паломники отпечаток стопы Христа на камне в часовне Елеонской горы.

Игумен Даниил — православный монах XII века, первый русский паломник, оставивший после себя описание Святой Земли, упоминал в своем «Хождении», что видел в храме отпечатки двух стоп Христа. По преданию, кусок камня, на котором стояла правая нога Спасителя, в Средние века вырезали и перевезли в одну из Иерусалимских мечетей мусульмане, почитавшие Христа как пророка.

Оставшийся в храме на Елеонской горе отпечаток обращен на север. По свидетельству архимандрита Антонина Капустина, бывшего во второй половине XIX века главой Русской духовной миссии на Святой Земле, это положение стопы вызывало особый трепет у паломников из России: «Они делали из этого вывод, что Спаситель возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее».

 

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
21.05.2015


Источник: http://rusplt.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта