Вячеслав Володин определил главные приоритеты осенней сессии 2019 года (Россия: политика) (12.09.2019)
Госдума открыла осеннюю сессию 2019 года. Она обещает быть очень напряженной, так как пройдет в короткие сроки. В законотворческом портфеле находится 1 311 законопроектов, из них 244 законопроекта уже приняты в первом чтении и четыре приняты во втором. При том, что продолжительность сессии – всего четыре месяца.
На первом после каникул пленарном заседании спикер нижней палаты Вячеслав Володин рассказал о планах и приоритетах в работе дептатов на предстоящее время. По его словам, сессия обещает быть напряженной, так как задач у депутатов много. Необходимо будет рассмотреть в том числе бюджет и бюджетообразующие законы. «Приоритеты на осеннюю сессию – это законодательное обеспечение реализации Послания Президента Федеральному Собранию, реализация национальных проектов», — сообщил коллегам глава нижней палаты. Володин отметил, что работа над этим массивом задач носит системный характер, и напомнил о том, что есть рабочая группа во главе с первым зампредом Александром Жуковым. В ней принимают активное участие представители всех фракций и профильных комитетов.
Напомним, что план рассмотрения первоочередных инициатив, необходимых для реализации нацпроектов, включает 24 пункта. Из них девять законов приняты в прошлую сессию, по восьми пунктам плана законопроекты сейчас находятся на рассмотрении ГД. Еще семь также ожидаются от Правительства.
«От эффективного решения задач, поставленных в послании, а также реализации национальных проектов зависит повышение качества жизни наших граждан, социально-экономическое развитие нашей страны.
Конечно, нам необходимо сделать все, чтобы до конца осенней сессии все необходимые законопроекты были приняты», — подчеркнул Вячеслав Володин.
В связи с этим он обратился к полпреду правительства Александру Синенко с просьбой сделать все, чтобы кабинет министров ускорил внесение иннициатив. «Очень хотелось бы принять их до конца осенней сессии», – подчеркнул Володин.
Ещё один традиционный приоритет для нынешнего состава Госдумы – сохранение качества законотворческой работы. По словам Володина, для реализации этой задачи задействован целый ряд инструментов: от парламентских слушаний, уже многократно доказавших свою эффективность, до консультаций с экспертами.
Работа над качеством приносит свои плоды. Но важно не останавливаться на достигнутом.
«Сейчас мы начали заниматься анализом законотворческой деятельности нашего созыва и предыдущих», – отметил Володин. Это необходимо для оперативного внесения изменений в законодательство в случае необходимости. Только такой подход к законотворчеству может обеспечить качество принимаемых решений, уверен спикер.
При этом, что касается процедуры второго чтения, то здесь Володин обратил внимание на имеющиеся проблемы: «Зачастую у нас при рассмотрении законопроекта во втором чтении вносятся поправки, не соответствующие концепции законопроекта. Над этим необходимо работать. Мы считаем, что эту задачу решить можно — у нас выстроен диалог с правительством РФ, поскольку считаем правильным, чтобы правительство при рассмотрении законопроектов второго чтения в обязательном порядке предоставляло отзыв или заключение на эти поправки с тем, чтобы у нас это не проходило «под шумок» той концепции, которая была рассмотрена в первом чтении, а также было предметом дискуссии, изучения со стороны экспертного сообщества и профильных комитетов».
Вячеслав Володин также подчеркнул, что необходимо также взять под контроль издание нормативно-правовых актов, так как депутатам «крайне важно знать, как работают принятые законы, как они решают проблемы».
Кстати говоря, парламентарии заказали ВЦИОМу социологическое исследование о своей деятельности — оно будет проведено по итогам осенней сессии. Согласно данным газеты «Известия», депутаты планируют узнать, что россияне думают как об уже принятых законах, так и новых инициативах. Исследование поможет найти именно те темы, которые ждет избиратель.
«Госдума использует самые разные способы, чтобы узнать мнение общества. Мы обсуждаем законопроекты с экспертами на стадии их принятия, существует механизм контроля, когда создаются рабочие группы по мониторингу ситуации после вступления закона в силу. Безусловно, социсследования тоже важны», – пояснил «Известиям» первый зампред фракции ЕР Андрей Исаев.
Следующий приоритет – законы прямого действия. По мнению главы нижней палаты, зачастую депутаты идут по самому простому пути – принимают законопроекты с отсылочными нормами. Положение дел необходимо изменить. Конечно, это повысит ответственность парламента. Однако принятие законов с отсылочными нормами предполагает ожидание, пока кабмин создаст нормативно-правовую базу. И только после ее принятия закон начинает действовать. Кроме всего прочего, в этом случае граждане лишены возможности повлиять через своих депутатов на содержание документа. В общем, по вопросу законов прямого действия спикера поддерживают президент и премьер.
Эксперты особо выделяют володинский подход к стратегии принятия законов прямого действия. «С одной стороны это может быть и увеличить нагрузку на депутатов, мы будем видеть, что законопроекты будут прорабатываться ещё тщательнее, хотя и так это стандарт уже задан. Но это будет большой плюс для законодательной базы», – отметил в интервью "Политаналитике" политолог Дмитрий Фетисов.
Говоря о принятии бюджета в эту сессию, Вячеслав Володин отметил, что нельзя сводить обсуждение главного финансового документа страны только «к объемам финансирования, статьям бюджета, стройкам, к объектам» — необходимо говорить и о создании условий для реализации в регионах программ государственно-частного партнерства, формировании новых возможностей для развития деловой активности предпринимателей, которые хотят участвовать в развитии экономики территорий.
В качестве примера он привел Калужскую область, где руководство региона сделало все, чтобы создать условия для развития бизнеса. Калужская область избавилась от долгов и стала регионом-донором (всего в России 13 таких регионов). Он подчеркнул, что задача — законодательно обеспечить создание условий для развития всех регионов.
Не менее важный вопрос – выравнивание бюджетной обеспеченности территорий. По данным Минфина, в прошлом году разница между десятью самыми бюджетно обеспеченными и малообеспеченными регионами была семикратная. Дотации сократили ее до 3 раз.
Это все равно много, убежден Вячеслав Володин, ведь это влияет на уровень предоставляемых в регионах социальных услуг – медицинских, образовательных, в целом сказывается на качестве жизни.
По мнению Дмитрия Фетисова, проблема межбюджетных отношений с регионами действительно существует и призывы Володина к тому, чтобы учитывать стимулы для развития региональных экономик при рассмотрении бюджета - тоже немаловажный фактор. «То есть Госдума призывает регионы, образно говоря, начать зарабатывать. Посмотрим, как будет проходить это на практике, но этот посыл верный и он задан правильно», – отмечает эксперт.
В ходе осенней сессии Госдума планирует рассмотреть и ряд резонансных законопроектов. В их числе — ограничение до 20% доли иностранного владения медиаресурсами, значимыми для информационной инфраструктуры России, отмена возрастной маркировки для произведений искусства и законопроект против домашнего насилия. Не останется без внимания и вопрос фейковых новостей — его хотят обсудить с участием журналистов и экспертов в октябре, после чего будет принято решение о необходимости законодательного регулирования.
Эксперты высоко оценили планы нижней палаты. При этом они отметили еще более возросшую эффективность Госдмы седьмого созыва в целом. Очень важно подчеркнуть, что как и в ходе прежних сессий, этой осенью в фокусе депутатов останутся социально-экономическое положение страны и благополучие граждан.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /