Выборы и отставки губернаторов — экстремальная ситуация требует решительных действий (25.04.2020)
Вот уже пару недель экспертное сообщество активно обсуждает возможные отставки губернаторов, а также отмену выборов глав регионов.
Касательно отставок эксперты исходят из того, что коронавирус не отметил аппаратную конкуренцию. Еще одно соображение касается того, что когда федеральный центр де-факто стал передавать регионам полномочия по борьбе с вирусом, то заговорили о новой регионализации с далеко идущими последствиями. Сейчас происходит обратное: Кремль напоминает, что судьба каждого губернатора в его руках. В целом же, эксперты ожидают 10-20 отставок в губернаторском корпусе, которые должны продемонстрировать региональным элитам, что “неприкасаемых нет”.
Рассуждая об отмене губернаторских выборов и замене их, например, на прямое (или через местные заксобрания) назначение сверху, эксперты напоминают, что сейчас есть сильные опасения перерастания кризиса из эпидемиологического в экономический, и далее в политический. В этой ситуации Кремлю не до реверансов — отмена процедуры может быть нужна для более оперативной замены руководителей регионов в ситуации всеобщей нестабильности.
Председатель совета директоров фонда ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский, напротив, уверен, что прямые выборы губернаторов сейчас весьма важны для власти. Поскольку они, в случае успешного проведения, могут усилить постэпидемиологическую легитимность власти в целом:
— Напомню, что в ходе эпидемии дополнительные полномочия и ответственность за принятие решений делегированы именно регионам.
Кроме того, основной точкой сборки и проявления протестного голосования являются и будут оставаться партийные выборы депутатов — Заксобраний и Госдумы.
Что касается выборов губернаторов, то здесь оппозиционные партии могут в большей степени проявлять “понимание обстановки”, чтобы не усложнять ситуацию и предстоящие избирательные кампании.
Но если все же рассматривать вопрос о реформе губернаторских выборов всерьёз и идти по этому пути, то здесь даже и не надо ничего особо менять в федеральном законодательстве.
Пункт 3.2 статьи 18 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» уже определяет, что Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо региона избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Таким образом, в случае необходимости и учитывая нормы действующего законодательства, переводить губернаторские выборы в режим выборов через Заксобрания можно и точечно, в своего рода экспериментальном режиме, в том числе, чтобы увидеть реакцию и последствия.
При этом формально - по закону - инициатива и ответственность за такие решения принадлежит самим регионам
Глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев напоминает, что после решения о возвращении губернаторских выборов треть губернаторского корпуса пришлось заменить по причине неизбираемости:
— Чем запомнились назначенцы, не прошедшие через выборы? Психологией командировочных, вахтовым методом работы, игнорированием интересов населения, лоббизмом интересов тех или иных бизнес-структур либо собственного бизнеса, низкими рейтингами, высокими антирейтингами. Мотивация к работе на рейтинг отсутствовала. Зато присутствовали волюнтаризм, чванство, алчность, отрыв от реальности, пренебрежение интересами избирателей.
Можно в ответ сказать, что кадровая политика уже не та. Что теперь набирать будут через конкурс. Отвечу на это, что самый простой способ окончательно угробить регионы - отмена выборов, которые нынче скорее не выборы, а голосования, и назначение главами регионов победителей конкурса "Лидеры России".
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев хотя и согласен, что отмена выборов возможна, считает, что такое решение маловероятно. «Дело в том, что когда в 2012-м пришлось вернуть прямые выборы глав регионов, мотивировка была такова, что они не умеют работать с населением, а выборы – элемент мотивационный. Поэтому если выборы снова упразднить, то власть наступит на те же грабли», – полагает эксперт. Калачев заметил, что у Кремля есть тактические задачи и задачи стратегические, а какие из них перевесят – сейчас предсказать невозможно: «Сейчас выборы для власти представляются злом, но злом необходимым. Но, например, если положение дел после эпидемии будет очень плачевным – как экономическое, так и политическое, то стрелки действительно переведут на региональных и муниципальных глав. И с тактической точки зрения это будет выигрышная позиция. Но, правда, тогда вся ответственность за решения губернаторов, которую сейчас можно перевести на избравших их жителей, падет на голову президента. А это уже стратегически проигрышная позиция», – пояснил эксперт. По его мнению, в этом контексте маловероятны также массовые отставки и посадки, поскольку это опять будет ударом по президенту.
Однако президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов полагает, что повторение сценария 2004 года вполне возможно. «Все будет зависеть от того, как сложится экономическая и политическая ситуация после того, как уляжется коронавирус. Именно это и определит действия власти. Вполне может быть, что власть решит, что ей не до выборов и не до переговорных процессов с губернаторами», – пояснил эксперт. Куртова, кстати, больше беспокоит, что в логике нынешнего укрепления вертикали лежит ограничение местного самоуправления.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /