Юрий Воробьёв: Высшее образование в свете социальных парадигм (Россия: Образование) (13.08.2019)
Высшее образование призвано помочь молодому человеку решить, по крайней мере, две важные задачи: подготовить его к профессиональной деятельности и предоставить возможность ему занять определенную нишу в социальной стратификации, самоутвердиться как образованная в профессиональном плане личность. Человек надеется, что общество оценит его знания, он найдет работу и обеспечит себя, свою семью необходимым благополучием. Общество, в силу своего естественного состояния, стремится к самосохранению, а его социальная сущность - еще и к прогрессу, преумножению созидательных сил. Это подтверждается всем ходом исторического развития.
Увы, сама действительность капризна, непредсказуема и не всегда поддается рациональному объяснению. Отечественное образование в постперестроечной по капиталистическому образцу России подверглось реформированию, нарушая естественную логику своих достижений в прошлом. Копирование западной модели образования, в манере «европейничанья, по меткому определению Н.Я. Данилевского, привело к неутешительным результатам. Высшая школа в массе своей не может подготовить сегодня высококвалифицированные кадры для современного производства, а средняя школа не дает вузам необходимого уровня абитуриентов. Островки благополучия в образовании не решают всех проблем подготовки специалистов высшей квалификации. Существующая система образования с его контролем, аттестациями и аккредитациями, со всеми оценочными средствами вряд ли решит нарастающие проблемы даже при выделении двух министерств, скорее усложнит ситуацию с отчетностью и окончательно сведет на нет качественные характеристики образования. «Новаторы» реформирования уже предлагают отказаться от чтения лекций, перейти на дистанционное обучение, решить сразу задачу экономии на обучении и повышения его качества, переложив все на плечи обучающихся. Спасение утопающих – дело самих утопающих!Представителям власти кажется, что она мудрее Соломона, предлагая некую «пайдею» в лице «Мегамашины», которая будет учить и воспитывать подрастающее поколение в нужном для них формате. Эффективные менеджеры от образования видят в нем экономическую составляющую и совсем не усматривают гуманистическую, культурную, просветительскую, а наука кажется им слишком обременительной и заумной. Кто богат, тот может получить образование и заграницей. Неудивительно, что содержание и суть научно-технической революции для власти оказались загадочным явлением. Все свелось к экономической эффективности, образование стало отождествляться с услугой, за которую следует получать деньги. Основная парадигма капиталистического мира сводится к формуле: «Все продается и все покупается, в том числе и «человеческие мозги».
В Советском Союзе образование, чтобы не говорили и не писали адепты либерализма, являлось подлинно человеческим капиталом, богатством общества, обеспечивающим развитие страны, прорыв на передовые позиции мирового прогресса. Это была парадигма развития и совершенствования человека, общества в целом. Сегодня утверждается другая парадигма, обеспечивающая сохранение и процветание частного капитала. И в этом достигнуты значительные успехи: число долларовых миллиардеров постоянно множится. Правда, это не сказывается на экономическом росте страны, улучшении жизни людей.
Развитие современной цивилизации вышло сегодня на новый уровень, когда научные знания, их практическое применение определяют весь спектр достижений. Являясь источником получения, усвоения и ретрансляции знаний, образование определяет не только состояние общества, но и формирует «модель нашего общего безопасного будущего, открывающего новые горизонты продолжения развития цивилизации».[1.С. 200].  Для решения нарастающих проблем  необходимы нестандартные решения. Передовые умы Запада это поняли  давно, заявив, что «весь мир – это быстро исчезающая ситуация», стали призывать преодолевать трудности, т.е. развивать  способность быстро и экономно адаптироваться к  меняющимся условиям. И у нас приходят к этому. «Чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания нужно уделять распознанию модели будущих событий». [2. С. 437]. Только кто справится с этой задачей? Без творческого подхода к анализу действительности нельзя решить ни одну социально значимую задачу. Не количество, а качество прежде всего определяет степень прогресса. Не Комаровы, а Королевы достигают успеха. Но где взять сегодня таких Королевых, Келдышей, Курчатовых, если колыбель образования утратила основной мотив юношеских дерзаний, её поразил дух приспособления и делячества? Не подготовка, а погоня за готовым талантом стала нормой во всех сферах человеческой деятельности от науки до спорта. Не взращивать, а получать дивиденты. Дух делячества губит на корню творческие порывы и устремления.
Казалось, что высшая школа должна стать надежной кузницей молодых талантов, профессионалов производства, но она загружена сегодня разработкой дисциплинарных программ, которые должны отвечать букве стандарта, изобретенного в министерских кабинетах. Бумаготворчество, свойственное средней школе, перекочевало в вузы. Сам учебный процесс отодвинут на задний план, все заняты шлифовкой текстов, заменой традиционных понятий (студент, аспирант) на новые: «обучающиеся», «компетенции», «пороги» и так далее. Верхам не знакомо пожелание: «не умножайте сущности без надобности», не выдавайте всякую банальность за новацию. Подлинное творчество, по сути своей, всегда не усложняет проблемы, а упрощает. Все гениальное просто, в этом его величие.
Любая школа должна учить, прежде всего, мыслить, а высшая школа - особенно. Учить мыслить, значит учить творить. Система тестовых заданий, активно внедряемая сегодня в вузах, лишает этой возможности большинство студентов. Предлагаемые новые модели обучения внутренне противоречивы и на практике не способствуют формированию ни содержательного образования, ни повышению его качества, не говоря уже о развитии творческого мышления будущих специалистов. Специфика образования заключается в том, что результаты его реформирования проявляются через десятилетия, когда творцы «новаций» уже сойдут с властвующей пирамиды и отвечать за провалы будет некому. Все общество будет пожинать эти горькие плоды. Образование, просвещение в целом, как никакая другая сфера человеческой деятельности, не должна быть личным делом индивида, а делом общества и государства, если оно рассчитывает сохраниться.
Упрекая советских людей в патернализме, либеральная мысль пытается уйти от отечественной истории, навязать обществу идею абсолютной свободы человека, тем самым сделать его ответственным за все. Государство обязано защищать общество от посягательств извне, создавать возможности для его развития. Политическая власть, как ядро государства, должна способствовать не выживанию, а процветанию всех своих граждан, заботиться не только об управленческих структурах, чиновниках разных уровней, а обо всем народе.
Образование должно быть самой приоритетной сферой в обществе, ибо от нее зависит, в конечном итоге, развитие всех остальных сфер человеческой жизнедеятельности. Нельзя эффективно управлять без знаний, как нельзя без них ни строить, ни лечить, ни командовать. Все новое в технике, науке, литературе и искусстве, все прорывные технологии невозможны без развития творческого мышления. Само обоснование и формирование механизма опережающего развития должно быть итогом открытого диалога творцов-профессионалов, а не пожеланием политиков. Все их призывы к рывку остаются бегом на месте, напоминают требования спортивного тренера идти на рекорд без четко разработанной программы подготовки к соревнованию. Что демонстрирует наша экономика последних лет.
Для решения общей, государственной задачи необходимо преодоление раскола в обществе, подлинное единение народа вокруг определяющей цели, которая пробудила бы массовый энтузиазм, дух народа. Выйти в пятерку экономик ведущих стран задача важная, но меркантильная, без серьезного обоснования и формирования механизмов ее реализации. Нужна научно обоснованная программа прогрессивного развития страны на целое десятилетие, с поэтапным расчетом, что, когда и как будет преобразовано во всех сферах нашей жизни, начиная с политики, экономики, образования и обновления государственных институтов.
Наряду с формулировкой глобальной цели развития общества нужны научно обоснованные механизмы мотивационной деятельности людей. Деньги, накопление богатства при всей их привлекательности не являются действенным механизмом для всех людей. Более того, они развивают многие отрицательные характеристики человека, разрушают нравственные устои человеческой жизни. Особенно губительны они для молодого поколения. Учиться ради будущих денег чревато опасностью погони за незримым богатством любыми средствами делает человека алчным, толкает его на преступления разного рода. Развивать у молодого человека духовное богатство, его способности к творчеству и носителю высоких идеалов – вот, что надо молодежи, которая принесет пользу своему Отечеству и обществу.
Сегодня много разговоров о переходе к цифровой экономике в производстве и образовании. Фантазиям политиков, ученых мужей нет предела. Все устремились в «безбрежное море информации». Обещают каждому свою «электронную школу», свою стезю по интересам, свою «траекторию» развития. Западная идея «атомарных индивидов» наконец дошла до сознания наших «думающих» мужей. Все обещают научить молодежь плаванию в безбрежном океане информации, хотя молодежь уже превзошла в этом деле своих учителей. Никто не думает, как помочь ему найти то, что нужно не только ему, но и обществу.? Кто подумает над тем, как развить у человека духовность, гармонию его личных интересов с общественными. Забывают азбучную истину: «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя» [3.С.101]. Свобода и жажда обогащения закрывают новоявленным пророкам от образования глаза.
Поиск «индивидуальной траектории» в образовании приведет лишь к потере драгоценного времени молодого человека, трате средств и энергии родителей , еще большему расколу в обществе на имущих и неимущих, талантливых и посредственных, расколу по интеллекту, морали, вере, положению, новому боярству, кастовости, а за ним и социальным потрясениям.
Литература.
1. Ильин И.В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа. Мгу.2016.
2..Тоффлер Э.
3. Ленин В.И Партийная организация и партийная литература. П.С.С.Т.12.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юрий Воробьёв