Роберт Нигматулин: Выступление на Московском Экономическом Форуме (Материалы МЭФ-2015, Часть 5) (15.10.2015)
29 сентября в Москве прошло заседание антикризисной секции Московского Экономического Форума (МЭФ) под общей темой «Стратегия выхода из кризиса: от потрясений к оздоровлению».
Продолжаем публикацию выступлений участников заседания. Выступающий – Роберт Искандерович Нигматулин, директор Института океанологии РАН.
Часто слышу высказывания одного из идеологов современной экономической политики, профессора Ясина.Продолжаем публикацию выступлений участников заседания. Выступающий – Роберт Искандерович Нигматулин, директор Института океанологии РАН.
Он все время как мантру повторяет о том, что необходима свобода предпринимательства, демократия и верховенство закона. Вокруг всего этого и крутится, это важные проблемы жизни и общества, но мне представляется, что нужно зафиксировать более тяжелые и трагические болезни, которые царствуют среди нашей интеллигенции.
Во-первых, к сожалению, я должен констатировать, что это невежество в области менеджмента, невежество основных идеологов, которые формируют нашу экономическую политику, невежество экономического блока нашего правительства, и разрушенная отраслевая наука.
Приведу один пример. Моя дочь работала у Билла Гейтса, и он попросил вместе со специалистами объехать наши исследовательские институты и предприятия, ориентированные на фармацевтику, на медицинского рода препараты. Они были вынуждены констатировать, что фактически полное разрушение и полная неконкурентоспособность. Даже не академической науки, а науки, которая работает на эту отрасль. И если пройтись по этим отраслям, это колоссальная проблема реального экономического роста на новую продукцию. Хотя Сергей Юрьевич показал, что промышленность загружена всего на 60%. Уже можно поднять уровень промышленности, но только правильной экономической политикой. Если говорить о нашем дальнейшем росте, то по нашей стране прошла разрушительная орда.
Вот несколько примеров этого невежества. В экономике должны царствовать баланс и понимание этих баланс. Вот мой брат, здесь присутствующих, исследовал, как в разные периоды нашей жизни рост ВВП связан с ростом производства электроэнергии, и за последние 25 лет эта цифра – 1/3. 1% роста ВВП требует всего 1/3 роста производства электрогенерирующих мощностей. Ему было невозможно это внедрить среди нашей академической общественности, среди тех, кто формировал эту экономическую стратегию в Министерстве энергетики.
К чему это привело? К тому, что, когда руководил Чубайс и создавал программу, он в 4,5 раза завысил строительство новых электрогенерирующих мощностей, чем это нужно для социально-экономического развития нашей страны. В конце концов правительство подкорректировало эту программу, и вышло на те темпы, которые Булат Искандерович предсказывал.
К каким потерям это привело? Только один частный вопрос. Это привело к тому, что сейчас 15 ГВт из 220 ГВт наших мощностей простаивает. Было затрачено 2,5 трлн лишних денег на это дело, были взяты соответствующие кредиты. А что такое 2,5 трлн? Это четверть века содержания РАН. Это только один пример. Но парадоксальным является то, что это невозможно было объяснить среди экономической общественности, среди отделений экономики в РАН, которые Сергей Юрьевич тоже представляет.
В нашем отделении энергетики это тоже было невозможно, потому что все подписывали и все поддержали.
Статистика. Мои коллеги Абрамов и Кашин привели поразившие меня статистические данные. У нас, оказывается, денежные доходы в 2013 году – около 25 трлн рублей, а куплено товара в два раза больше.
Дальше – импорт. Если взять импорт по Росстату, то подсчитанный импорт по отдельным странам ВТО в два раза больше.
То же самое про экспорт. Экспорт Росстат дает один из нашей страны, а если посмотреть, какие данные даются по разным странам ВТО - это тоже в два раза больше. Это тоже показывает, что и общественность, и экономический блок имеют совершенно разрушенные ориентиры.
Еще баланс и распределение доходов. В конце 1920-х годов процент самых богатых людей Америки перед кризисом имел 20% дохода. В результате реформ, которые произвел Рузвельт, эта цифра упала до 7%, и это, видимо, норма. Сейчас опять в Америке 20%, и мы видим кризисные явления в этой экономике, никуда тут не денешься. А в России по моим оценкам, которые тоже трудно сделать, это получается цифра 40-50%. Поэтому эти деньги, которые скапливаются у этого процента богатейших, некоторые экономические теологи считают: «Они имеют колоссальный инвестиционный ресурс, и они будут вкладывать в экономику». Это абсолютно неверно, и Сергей Юрьевич тоже показал, что это абсолютнейшая легенда, о том, что деньги сосредоточены у супербогатого класса, он будет это вкладывать в реальное экономическое производство. Это тоже совершенно неверно.
Думаю, что основная беда нашей общественности – невежественное представление о своем отечестве. Поразительный баланс: четко связана смертность в нашей стране, да и в любой стране, с долей доходов, которую ВВП тратит на здравоохранение. Тут ссылаюсь на моего брата. Когда эта доля доходов маленькая, то она линейно от этого зависит.
Уменьшили в этом году госбюджетное финансирование нашего здравоохранения – упало на 20%, и сразу это чувствуется на росте смертности. Балансы, здравый смысл, правильная денежно-кредитная политика, о которой говорил Сергей Юрьевич – ведь это очевидные вещи. Ведь очевидно то, что должно быть целевое кредитование.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Роберт Нигматулин
Источник: собственные материалы редакции сайта