Взятки в руководстве СССР (14.01.2019)

Люди во все времена оставались людьми и всегда любили деньги. Поэтому было бы наивно полагать, что коррупция появилась в России буквально в момент фактического распада СССР, а до этого ее не было ни в одной из пятнадцати республик. Все обстояло совершенно не так.
Не зря говорят, что у генералов свои дети. Даже в местные органы власти перспективные управленцы не могли попасть из-за того, что все уже было поделено между своими. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Азербайджане в 1970 году. 2-й секретарь ЦК Козлов лично установил расценки и строго контролировал покупку-продажу должностей. 1-й секретарь райкома «стоил» 200 тыс. рублей, 2-й – не менее 100 тыс. В перерасчете на сегодняшние цены это 20 и 10 млн руб. соответственно. Директор совхоза за должность платил около 80 тыс. рублей.

Раньше дружить с судьей, находясь на руководящей должности было если не жизненно необходимо, то очень важно. Уже в 50-е гг. масштабы коррупции в судебной системе вынудили ЦК ВКП(б) создать Комиссию Партийного Контроля и разбираться с произволом на местах. Оказалось, что отправить в отставку стоило не только судей Башкирии, Украинской ССР и других республик, но также московских работников юстиции. В столице арестовали 111 человек, 28 из них были судьями. Под раздачу попал даже председатель Мосгорсуда Васнев. Когда же проверяющие добрались непосредственно до Верховного суда, оказалось, что почти 3 тыс. дел попали прямиком в Москву без привлечения Верховных судов республик.

Как-то раз у одного прокурора Азербайджана на квартире обнаружили горы хрустальной посуды, шелк, золотые монеты… И все это великолепие покрывали 34 роскошных ковра. В общем, не квартира, а пещера Али-Бабы. Подобный случай произошел и в Дагестанском обкоме: там у первого секретаря партии Магомеда Умаханова хранился самовар из чистейшего золота с гравировкой: «Леониду Ильичу от партийного руководства Дагестана». На самовар ушло 40 кг драгоценного металла из государственной казны.

Мало кто знает, но в 60-е годы власть в Краснодаре захватила местная мафия. Главред газеты «Известия» и зять Никиты Хрущева Алексей Аджубей пытался взять ситуацию под контроль и даже добился того, чтобы с городом разбирались следователи по особо важным делам прокуратуры СССР, но те оказались жестоко биты. Тогда Аджубей обратился прямиком в Политбюро. Ответ был однозначным: дознания прекратить и в местные дела больше не вмешиваться!

Краснодарский край вообще идеально подходил для махинаций воротил всех мастей. Чего только стоило уголовное дело Берты Бородкиной – заслуженного работника торговли СССР. Оборотистая женщина без зазрения совести разъезжала по Геленджику на дорогом автомобиле, держала в страхе все местные кафе и рестораны и никогда не хранила свои миллионы на сберкнижке – деньги складывала в банки и прятала во дворе. Естественно, за такую прибыльную должность приходилось отстегивать чиновникам повыше, в том числе секретарю горкома партии Николаю Погодину. В 1983 году Бородкину расстреляли – в ее уголовном деле были замешаны еще около 20 местных управленцев, поэтому высшая мера наказания была показательным жестом правосудия для тех, кто чересчур вольготно устроился.

И таких дел – сотни. «Перестройка» была заявлена как эпоха перемен и жестких реформ, но на деле подкупы никуда не делись – всего лишь заново разделились сферы влияния. Ну а в первые годы независимости уровень коррупции достиг небывалых высот. Вот только наказывать обнаглевших чиновников было уже некому: смертную казнь отменили и распутывать бесконечные преступные связи, в которых каждый кивал на другого было делом бесполезным.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
14.01.2019


Источник: https://zen.yandex.ru/media/russianhistory/vziatki-v-rukovodstve-sssr-5bfb1c34c18e8b00aa18ff98?from=feed




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта