Алексей Топалов: ЮКОС остался должен России (21.04.2016)
Россия не должна выплачивать бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере $50 млрд, так как Гаагский третейский суд, вынесший такое решение, не обладал юрисдикцией для рассмотрения этого дела. Такой вердикт вынес окружной суд Гааги. Теперь пересмотру будут подвергнуты аресты активов РФ за рубежом, за счет которых экс-владельцы ЮКОСа пытались получить хоть какие-то деньги. Кроме того, истцов обязали оплатить России судебные издержки.
Окружной суд Гааги постановил, что постоянная палата Гаагского третейского суда не имела юрисдикции для рассмотрения «дела ЮКОСа».Новое решение фактически отменяет судебный вердикт 2014 года, согласно которому Россия должна выплатить бывшим владельцам ЮКОСа более $50 млрд. Кроме того, истцы должны оплатить судебные издержки, понесенные российской стороной, — €16,8 тыс.
«Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате $50 млрд полностью удовлетворена, — цитирует «Интерфакс» представителя российских властей. — Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Москве приветствуют это решение, уточнив, что решение этой судебной инстанции отменено впервые за 20 лет. «Российская Федерация с самого начала этого процесса настаивала, что решение арбитража не учитывает важнейших аспектов международного права. Главный аргумент — Россия не ратифицировала энергетическую хартию, на основании которой три офшорные компании подали иск против России», — сказал Песков.
Мотивировочная часть решения Гаагского окружного суда пока недоступна. «Однако, скорее всего, суд согласился с главным доводом РФ, которая ранее указывала, что не ратифицировала Договор к Энергетической хартии (ДЭХ)», — подтверждает партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Именно на основании ДЭХ в июле 2014 года Третейский суд в Гааге постановил, что Россия должна выплатить $50,085 млрд в качестве компенсации ущерба за «экспроприацию инвестиций». Основную сумму по приговору Гаагского суда должна получить кипрская Hulley Enterprises (структура GML, ей должно быть выплачено $39,97 млрд). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.
Россия исполнять это решение отказалась и подала жалобу, суть которой заключалась как раз в том, что третейский суд не правомочен рассматривать данное дело.
Глава GML (Group Menatep Ltd, владевшая контрольным пакетом акций ЮКОСа) Тим Осборн назвал решение окружного суда Гааги неожиданным и заявил, что бывшие владельцы ЮКОСа будут его оспаривать.
Обжаловать вердикт можно в двух инстанциях: в апелляционном суде и Верховном суде Нидерландов. «Сейчас сложно оценить шансы сторон, но совершенно точно можно сказать, что точку в деле ставить еще рано», — констатирует руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков.
Истцам придется доказывать, что Россия ратифицировала ДЭХ. «Но бывшие акционеры ЮКОСа полагают, что до 2009 года на Россию распространялось правило временного применения Договора к Энергетической хартии», — рассказывает Ицков. В этот период РФ рассматривала возможность ратификации, и, по словам юриста, в теории правило временного применения дает возможность применения норм ДЭХ от 1994 года к России.
«Но вообще в мировой практике временное применение — очень спорный правовой механизм и относительно новый», — объясняет Ицков.
Новое судебное решение также меняет расстановку сил в вопросе ареста российских активов.
«Сегодняшнее решение окружного суда Гааги об отмене решения третейского суда по делу ЮКОСа прежде всего означает отсутствие правовых оснований для арестов имущества РФ за рубежом, попытки которых периодически предпринимались ранее», — заявил в среду министр финансов России Антон Силуанов.
Бывшие владельцы ЮКОСа с самого начала предполагали, что Россия откажется выплачивать компенсации, и подали ряд исков об исполнении решения Гаагского арбитража на территории других стран. В середине июня 2015 года начались аресты российского имущества в Бельгии. Буквально через день то же самое произошло во Франции. Арест был наложен на банковские счета, имущество ряда СМИ и даже архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Аресту подверглись также дипломатические счета, однако позднее он был снят.
Также об арестах российского имущества сообщала Австрия. Кроме того, акционеры ЮКОСа подали иски в Высокий суд Лондона и окружной суд американского округа Колумбия.
Уже в апреле 2016 года во Франции были заблокированы активы «Роскосмоса» и «Космической связи» на сумму более $700 млн. Как заявил во вторник российский Минюст, после решения Гаагского окружного суда можно ходатайствовать об отмене решения по этим активам.
По словам Василия Ицкова, наложение ареста на имущество, находящееся в юрисдикции того или иного государства, осуществляется исключительно по решению местного суда, который, в свою очередь, может принимать во внимание (и как правило, принимает) решение международного арбитража. Таким образом, при дальнейших попытках наложения арестов суд должен будет учитывать тот факт, что Гаагский арбитраж не имел права рассматривать иск акционеров ЮКОСа, а следовательно, его решение не может учитываться как минимум до тех пор и только если в апелляционном или Верховном суде не будет доказано обратное.
Россия в настоящий момент готовит со своей стороны удар по ЮКОСу. В конце марта официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин заявил, что у следствия есть доказательства незаконной приватизации ЮКОСа.
По его словам, Михаил Ходорковский фактически украл акции компании у государства и требование $50 млрд компенсаций через международные суды — не более чем «очередная афера».
Ходорковский, правда, ранее говорил, что лично он никаких компенсаций не требует. «Мне не нужны $50 млрд, которые суд обязал заплатить власть за грабеж, и я не занимаюсь процессом, — писал Ходорковский на своей страничке в Facebook. — Но в тюрьме невиновный человек — Алексей Пичугин (бывший сотрудник ЮКОСа, обвиняемый в совершении нескольких убийств, в том числе мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. — «Газета.Ru»). И пока его не отпустят, я буду поддерживать давление, которое продолжают оказывать на Путина и его окружение, мои партнеры».
Однако сейчас новые обвинения могут грозить самому Ходорковскому и другим бывшим менеджерам ЮКОСа. Об этом ранее сообщали СМИ со ссылкой на источники. Также сообщалось, что следствие по «делу ЮКОСа» продлено до 2 июня.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Топалов
Источник: http://www.gazeta.ru/