Егор Кучер: Зачем Центробанк поднял ключевую ставку и к чему это приведет (16.09.2018)

Банк России впервые с 2014 года принял решение о повышении ключевой ставки – с 7,25% до 7,5% годовых. Почему было принято решение, против которого выступали весьма влиятельные люди, и что за этим последует?
Ключевая ставка Центробанка – важный инструмент воздействия на состояние реального сектора, определяющий уровень его кредитования и объемы инвестиций. С 2014 года ЦБ России не увеличивал ставку, однако на заседании совета директоров 14 сентября такое решение было принято. Со стороны ЦБ объяснений увеличению ставки – масса. Насколько они оправданы и не стоит ли нам ждать начала цикла повышения ставки для достижения мнимой стабилизации экономики?

Повышение ради стабилизации?

Как заявила глава ЦБ России Эльвира Набиуллина в ходе выступления на пресс-конференции после заседания совета директоров, решение по ставке назрело уже давно. Во многом, по ее словам, это продиктовано падением рубля и усилением инфляционных рисков.

«За последние месяцы произошло существенное изменение внешних условий, вследствие чего усилились инфляционные риски. Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку до 7,5% годовых для ограничения инфляционных рисков. Это риски повышения цен инфляционных ожиданий в ответ на курсовую волатильность», – сказала госпожа Набиуллина.

Повышение ставки при этом ведет к укреплению национальной валюты. Именно это было одной из целей, которую преследовал ЦБ. За лето рубль подешевел на 10%, чему способствовало не только внешнеполитическое давление, но и действия ЦБ России, закупающего валюту на внутреннем рынке. Впереди маячат новые американские санкции, которые могут увести рубль еще ниже. Однако в ЦБ 14 сентября также было принято решение о продлении моратория на закупку валюты на внутреннем рынке. По задумке регулятора, ставка и мораторий окажут двойную поддержку рублю.

«Ежедневно, в соответствии с заявками Минфина, мы уменьшаем средства рублевые на рублевых счетах в Центральном банке и увеличиваем валютные средства. Безусловно, приостановление покупки валюты не означает уменьшение золотовалютных резервов, это означает уменьшение темпов их увеличения», – сказала Набиуллина. Кстати, Минфин продолжает закупать валюту, просто теперь без посредничества Центробанка.

Еще одним риском Эльвира Сахипзадовна назвала разгон инфляции. Этот показатель, который стал для регулятора любимым «таргетом», совершенно вышел из-под контроля. Решено было взять его под защиту, пусть даже ценой повышения ставки. Новый прогноз госпожи Набиуллиной свидетельствует о провале этого таргетирования, ведь целью была инфляция в 4% и не более.

«У нас пик ожидается инфляции в первом полугодии 2019 года в связи с одномоментным повышением НДС, и, конечно, весь эффект от повышения НДС будет в первом полугодии. Наши оценки показывают, что инфляция будет 5,5%, может быть, до 6%», – сказала она.

А вас ведь предупреждали

Перед заседанием совета директоров ЦБ ряд чиновников и даже министров выступали против повышения ключевой ставки. В частности, от увеличения ставки регулятора предостерегал помощник президента России по экономической политике Андрей Белоусов.

"Возможность есть, есть и некие основания для этого, но я считаю, что это будет крайне нежелательное действие, потому что оно затормозит инвестиционную активность и экономический рост, а также приведет к дополнительным расходам бюджета", – сказал помощник президента.

Примечательно, что идею о повышении ставки накануне заседания ЦБ поддержали не все министры. Так, глава Минпромторга России Денис Мантуров отметил, что если есть возможность не повышать ставку, то не надо повышать.

«Чем дешевле <кредиты>, чем лучше», – сказал Мантуров.

Его слова заочно парировал министр экономического развития Максим Орешкин, который полагает, что в правительстве могут не видеть целесообразности повышения ставки, однако ЦБ – структура независимая и может сама разобраться.

«Понятно, что есть общая нервозность, которая связана с развивающимися рынками. Но правительство абсолютно не вмешивается в принятие решений ЦБ. У нас ЦБ независим, и говорить даже о возможности по поводу давления просто глупо и смешно. У нас ЦБ доказал свою независимость», – считает Орешкин.

Вместе с тем большинство экспертов не поддерживают решение ЦБ. Мысль о поддержке рубля они считают квазипричиной, хотя внешне такая тактика Банка России и может выглядеть оправданной. Свою роль в этом играет и Минфин, который, по сути, ведет политику, обратную действиям ЦБ. Впрочем, польза этой политики для жителей России и экономики страны тоже весьма спорна.

Психология или ЦБ и Минфин смотрят в разные стороны

Реальные причины повышения ставки, как и цели соответствующей политики ЦБ кроются вовсе не в заявлениях представителей регулятора. Внешне заявления об инфляционных рисках выглядят логично, однако в финансовом блоке как не было единства, так и нет.

Как рассказал в интервью Царьграду эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт, нынешнее повышение ставки является номинальным и имеет скорее психологический эффект. «Повышение знаковое чисто психологически. Экономической и финансовой составляющей оно особенно не имеет. Многие аналитики на рынке ожидали повышения и больше – примерно до 1 процентного пункта», – сказал эксперт.

Он отметил, что мораторий на закупку валюты в интересах Минфина – это правильное решение, чтобы укрепить веру жителей России в свою национальную валюту и в ее колебания «в пределах приличной суммы». При этом ЦБ и Минфин действуют вопреки друг другу. ЦБ, по словам эксперта, пытается стабилизировать ситуацию, а Минфин – дестабилизировать, выполняя миссию по наполнению бюджета. При этом не исключено, что рост рубля из-за повышения ставки потом будет использован как запас для возобновлений закупки долларов, евро и фунтов без ослабления рубля.

"Такой вариант вполне возможен. Вообще можно рассматривать несколько сценариев. Либо политика ЦБ не соответствует правительственной политике, и тогда возникает вопрос – что происходит? Либо правительство демонстрирует свою полную профнепригодность, и тогда все нынешние меры ЦБ, которые заявлены им как правильные с точки зрения экономики, просто пропадают втуне, потому что они не получают продолжения на правительственном уровне", – отметил Арт, добавив, что «лицемерием было бы говорить, что и те и другие – молодцы, потому что отлично выполняют свою работу».

Арт также вспомнил недавнее заявление главы Минэкономразвития Максима Орешкина о том, что российская экономика переживает период стагнации. Напомним, 6 сентября министр заявил, что «ждать экономического рывка придется три-четыре года». По мнению Арта, в качестве независимого аналитика Орешкин мог бы критиковать решения президента страны, однако министры «во всем мире после такого уходят в отставку, выражая несогласие».

«ЦБ взял курс на «подмораживание» денежной массы, и этот курс будет продолжаться. Есть проактивные действия, а есть реактивные. Это как раз реактивные. ЦБ ведет политику «бетонирования» рынка, и это не политика развития однозначно. Но при этом ЦБ хотя бы сделал благое дело – при девальвированном рубле обеспечил неубийственную инфляцию. Дальше эстафетная палочка передается правительству, которое скажет – налоги побольше, расходы поменьше. То есть наборчик фискальных мер «на уровне бабушки», – сказал Арт.

По его словам, совершенно непонятно, за счет каких мер правительство будет выравнивать ситуацию, так как есть надежда только на внешний фактор.

"Как обычно – упование на внешнюю конъюнктуру и действия саудовского короля. Наша экономика больше регулируется королем Саудовской Аравии, чем главами правительства и Центробанка", – отметил эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку.

Подул западный ветер

По мнению экономиста Михаила Хазина, повышение ставки ЦБ России стало естественным продолжением политики регулятора, которая не направлена на поддержку российской экономики.

"ЦБ несколько лет назад выбрал стратегию снижения ставки, заявляя, что если мы ее снизим, то экономика будет кредитоваться. Но поскольку МВФ не велит кредитовать экономику рублем, то ЦБ одновременно вводит инструкции для банков, запрещающие кредитование реального сектора. Фактически от предприятий реального сектора требуются такие залоги, которые делают банкам интересным не возврат кредита, а отбирание имущества", – сказал Хазин.

Он отметил, что в такой ситуации импортозамещения быть не может, так как его основу составляет как раз реальный сектор. В то же время все вырученные деньги от продажи нефти по цене выше 40 долларов возвращаются назад (изымаются из экономики по бюджетному правилу).

«Фактически это повышение означает банкротство всей стратегии Центробанка. Руководство регулятора показало, что находится в глубоком неадеквате и не справляется с обязанностями. Дело в том, что ЦБ обслуживает интересы валютных спекулянтов, которые максимально раскачивают пару рубль/доллар. В 2015 году это привело к тому, что в рейтинге устойчивости национальных валют мы заняли почетное последнее место», – напомнил Хазин.

Таким образом, Россия заняла последнее место по обеспечению устойчивости своей валюты, зато Набиуллина получила от МВФ почетный титул лучшего главы Центрального банка, сказал экономист. По его словам, главная цель тут – отсутствие кредитования российской экономики.

Любой экономист вслед за Михаилом Хазиным и Яном Артом скажет, что повышение ставки ведет именно к таким последствиям. Да, ЦБ России хотел «подогреть» рубль, обезопасить его от возможного давления на фоне перспективы введения новых санкций со стороны США в ноябре, когда там пройдут промежуточные выборы в Конгресс. В которые, по мнению американских чиновников, Россия уже вмешалась и априори виновна в этом.

В то же время остается открытым вопрос о том, откуда же российская экономика будет брать деньги, если нефтяные сверхдоходы по-прежнему изымаются из экономики, а кредиты становятся все дороже в условиях повышения ставки. К этим факторам добавляется рост НДС, который затруднит производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

В конечном счете все это станет ударом по населению, которое на фоне девальвации ощутит не только уже открыто заявляемые Набиуллиной официальные 6% инфляции, но и понесет дополнительные потери из-за дальнейшего ослабления рубля и удорожания импорта. Мораторий на закупку валюты ЦБ – не вечен, а в перспективе введения новых санкций против России, похоже, никто уже не сомневается. А это повлечет за собой новый удар по российскому фондовому рынку и рублю.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
16.09.2018

Егор Кучер
Источник: https://tsargrad.tv/articles/zachem-cb-rossii-podnjal-kljuchevuju-stavku-i-k-chemu-jeto-privedet_158298




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта