Зачем нужны минимальные цены на алкоголь (15.03.2018)
Российский опыт
В России минимальная цена на водку и ликёроводочные изделия вводилась, прежде всего, с целью отсечь дешёвую контрафактную продукцию.
Как менялась минимальная розничная цена на водку в России
Несколько по-другому обстоит дело с регулируемыми минимальными ценами шампанского и коньяка – у этих напитков, играющих в потребительской корзине иную роль, чем водка, существует проблема качества, когда за винодельческий продукт со сложной технологией производства выдаётся нечто иное. Поэтому минимальная цена служит инструментом отсечения фальсификата от демпингующих недобросовестных производителей, который стоит дешевле, чем продукция из виноградного сырья.
Минимальная цена выступает как инструмент поддержки добросовестных производителей и в итоге действует в интересах потребителя, позволяя ему отличить виноградный коньяк от зернового спирта с красителями и ароматизаторами.
Что касается минимальной цены на пиво, она может стать инструментом защиты рынка от недобросовестных участников. Они не будут иметь ценового преимущества перед другими производителями.
А теперь посмотрим, как инструментом минимальной цены пользуются в разных странах мира.
Мировая практика
Минимальные цены на алкоголь в том или ином варианте существуют в России, Белоруссии, Украине, Узбекистане, Киргизии и Молдавии (вероятно, постсоветским странам с опытом государственного регулирования цен на водку этот инструмент кажется наиболее знакомым).
В мировой же практике при введении минимальных цен ориентиром чаще всего выступает Канада, провинции которой используют регулирование цен в различных вариантах. (Также цены регулируют некоторые штаты США.)
Первоначально в Канаде этот инструмент рассматривался преимущественно как способ пополнения бюджета. Но оказалось, что регулирование положительно воздействует и на общественное здоровье, смещая потребление к менее крепкому алкоголю, как между категориями, так и в одной категории (например, от крепкого пива к слабоалкогольному).
На протяжении 2002-2009 годов в Британской Колумбии отмечалось, что 10-процентный рост минимальной цены ассоциируется с 9-процентным сокращением алкогольного травматизма и более чем 30-процентным снижением смертности, а на протяжении двух-трех лет после роста цены отмечается отложенный эффект снижения смертности от связанных с алкоголем хронических болезней.
В 2010 году цены повысила провинция Саскачеван, и оказалось, что при 10-процентном повышении цены потребление снижается на 8,4%, и при этом происходит его смещение в сторону пива и вина.
Именно на канадский опыт ссылаются другие страны, рассматривающие введение ценового регулирования: Соединённое Королевство, Австралия, Ирландия, Эстония. Однако пока по этому пути решила идти лишь Шотландия, где с мая 2018 года вводится минимальная цена в 50 пенсов за единицу – 10 г этилового спирта — в алкогольном напитке.
В Шотландии оценивали, как изменятся при введении минимальной цены потребительские привычки людей, страдающих от алкоголизма: по оценкам учёных, потребление может снизиться на треть.
Оценивали возможность введения цены и в Австралии. Там подсчитали, что самые «тяжёлые» потребители (3% населения) приобретают 20% всего объёма алкоголя и при этом платят за единицу алкоголя значительно меньше, чем умеренные потребители. Поэтому, если за единицу будет установлена минимальная цена, то это окажет значительное воздействие на потребление именно тех, кто делает это чрезмерно. Лёгкие и умеренные потребители же практически не ощутят эффекта от введения цены и не изменят свои потребительские привычки.
Как видно, мотивация властей при введении минимальной розничной цены на алкоголь может быть разной, как различаться может и реализация этой идеи – установление минимальной стоимости единицы алкоголя, либо введение минимальной цены за литр определённого вида напитка.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://profibeer.ru/law/31271/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com