INTERFAX: Загадки агонии Трансаэро (22.10.2015)

История с банкротством авиакомпании получает все новые неожиданные повороты
Авиакомпания "Трансаэро" покидает рынок, где она ценой неадекватных, как выяснилось, рисков сумела застолбить второе место, с беспрецедентным информационным шумом. История агонии "Трансаэро" разветвилась уже на несколько непредсказуемых сюжетов, хотя концовка, по крайней мере - на данный момент, выглядит предрешенной. Если по каким-то неведомым причинам окончательный вердикт авиавластей не будет "переигран", на этой неделе "Трансаэро" полетит в последний раз.

"Транссибирь" вместо "Трансаэрофлота"?

Компания "Трансаэро", накопившая порядка 250 млрд рублей долга и избыточный самолетный парк, в сентябре оказалась в предбанкротном состоянии, вынудив государство искать варианты ее спасения. Предполагалось, что 75% плюс 1 акция компании будут проданы "Аэрофлоту" за символический 1 рубль, но акционеры "Трансаэро" не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций. "Аэрофлот"отказался от оферты, а заявления профильных чиновников сводились к тому, что вариант банкротства авиакомпании представлялся единственно возможным.

С начала недели в адрес "Трансаэро" поступили иски о банкротстве от крупнейших банков-кредиторов - Альфа-банка и Сбербанка, о намерении подать иск о банкротстве авиаперевозчика заявил ВТБ. Свое намерение к среде ВТБ не реализовал, однако пресс-служба госбанка заявила, что он "внимательно следит за ситуацией в авиакомпании". "Банк будет добиваться возврата задолженности и отстаивать свои интересы в рамках законодательства", - сообщил представитель ВТБ.

Однако накануне стало известно, что совладелец ПАО "Авиакомпания "Сибирь" (входит в группу S7 Airlines) Владислав Филев подписал соглашение о покупке у Александра Плешакова "не менее 51% акций "Трансаэро". Сумму сделки ее участники не раскрыли, но, по словам Плешакова, которые приводило РБК, цена пакета составила "существенно более одного рубля", а сумма "удовлетворит всех участников сделки".

Филев также сообщал РБК, что у акционеров S7 "есть план урегулирования отношений с кредиторами "Трансаэро", не уточнив подробностей и сказав лишь, что новые акционеры "всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании".

Сам Плешаков говорил изданию, что "готовил это соглашение в том числе и потому, что не хотел бы допустить монополизацию авиарынка, чтобы пассажиры и сотрудники отрасли имели возможность выбора между авиакомпаниями".

"Кроме того, наша цель была в том, чтобы не пострадали многолетние партнеры и кредиторы авиакомпании, которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства", - приводило РБК слова Плешакова.

Впрочем, круг пассажиров, чьи интересы, по словам Плешакова, в данном случае поставлены во главу угла, возможно, довольно узок. По крайней мере, Роман Пахомов, гендиректор лизинговой компании "Ростеха" "Авиакапитал сервис" и член совета директоров "Аэрофлота", считает, что целью S7 в сделке с "Трансаэро" может быть защита интересов Альфа-банка, который пытается удержать активы до прихода конкурсного управляющего в рамках банкротства "Трансаэро". Пахомов напомнил, что Альфа-банк фактически спас авиакомпанию S7 в 2010 году. Тогда банк предоставил S7 кредитную линию на 8,9 млрд рублей для рефинансирования долгов, получив в обеспечение контрольный пакет акций "Сибири" и два из девяти мест в совете директоров перевозчика.

На текущий момент Альфа-банк является одним из кредиторов "Трансаэро" и вторым банком, который обратился в суд с заявлением о банкротстве "Трансаэро". "Если S7 заявляет о покупке, наверно, они готовы к тому, что будут субсидировать перевозки "Трансаэро" хотя бы до момента отзыва сертификата эксплуатанта. Новый менеджмент должен изыскать ресурсы для обеспечения операционных расходов "Трансаэро". Они, видимо, и генерального директора "Трансаэро" будут менять. Если так все будет, у "Аэрофлота" не будет оснований платить по текущим обязательствам "Трансаэро" - и он спокойно отступит, с последующим предъявлением своих требований по компенсации понесенных расходов", - считает Пахомов.

Все равно не летает

Судя по тому, как стремительно развивались события в среду, покупка контроля в "Трансаэро" Филевым отнюдь не является частью правительственного плана спасения авиакомпании. Или является частью какого-то другого плана, пока широкой публике не известного и связанного не с сохранением "Трансаэро" как перевозчика, а с судьбой его обширного наследства. В котором есть как 260 млрд рублей долгов перед банками и лизингодателями, так и самолеты (пусть и не собственные), и привлекательные маршруты.

Утром глава Минтранса Максим Соколов заявил, что сертификат "Трансаэро" по итогам проверки Росавиации аннулируется.

"Вчера Росавиация завершила проводимую проверку, и эксперты подписали соответствующий акт, в котором дальнейшая деятельность авиакомпании "Трансаэро" становится невозможной. Поэтому сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта у компании "Трансаэро" начиная с 26 октября этого года", - сказал министр.

По его словам, это означает, что со времени наступления зимнего расписания, "как раз 26 октября, когда все авиакомпании мира значительно снижают свои объемы перевозок, самолеты компании "Трансаэро" не могут уже подниматься в воздух".

"Всех пассажиров, которые имеют на руках билеты, как мы и говорили раньше, возьмет на себя группа компаний "Аэрофлот" и они будут перевезены непосредственно на рейсах "Аэрофлота" или рейсах других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят плечо", - добавил он.

Вскоре с разъяснениями выступил глава Росавиации Александр Нерадько. Он пояснил, что, в соответствии с правилами, аннулированный сертификат не восстанавливается. При этом чиновник подчеркнул, что в Росавиацию "не поступало никакой информации о ведущихся переговорах о приобретении "Трансаэро" другим перевозчиком, S7, а также о результатах этой сделки". Нерадько добавил при этом, что не хотел бы обсуждать "те слухи и ту информацию, которая распространяется в СМИ".

"Никакого официального подтверждения, документов, никаких переговоров - даже о намерениях - S7 в Росавиацию не представляла и в настоящее время не представила", - сказал руководитель Росавиации.

По мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, вопрос о судьбе "Трансаэро" закрыт, так как сертификат перевозчика восстановлению не подлежит независимо от дальнейшей судьбы акций "Трансаэро".

"Надо исходить из этого заявления Росавиации. Авиационные власти, мне кажется, приняли исчерпывающее решение и исчерпывающе дали комментарий", - сказал он, отвечая на вопрос, какой может быть практический смысл в покупке акций "Трансаэро" в условиях аннулирования сертификата.

Главным активом "Трансаэро" остаются допуски на международные маршруты, а также часть авиапарка, которую можно передать другим авиакомпаниям. По словам Нерадько, у "Трансаэро" есть допуски на полеты по 156 направлениям. На 57 из них уже заявил претензии "Аэрофлот". При этом руководитель Росавиации подчеркнул, что распределением допусков на маршруты занимается межведомственная комиссия при Минтрансе РФ.

"В кратчайший срок планируется собрать заседание этой комиссии, на котором рассмотреть поступающие заявки от авиакомпаний", - сказал он, подчеркнув, что существует утвержденный Минтрансом порядок распределения этих направлений. "Мы будем его придерживаться", - подчеркнул Нерадько.

Говоря о практике распределения маршрутов проблемных перевозчиков, чиновник привел в пример ситуацию с банкротством авиакомпании "Атлант-Союз".

"Хотел обратить ваше внимание, что тогда плечо подставила авиакомпания "ЮТэйр" - и вполне справедливо, на мой взгляд, получила возможность выполнения полетов по международным маршрутам, правом на которые тогда обладал "Атлант-Союз". Поэтому я думаю, что в ходе заседания комиссии будут рассмотрены различные аспекты - и в том числе то, что авиакомпания "Аэрофлот" уже затратила значительную сумму средств для вывоза пассажиров ("Трансаэро" - ИФ) - по разным оценкам, она приближается к 17 млрд рублей. Конечно, "Аэрофлот" рассчитывает на то, что он сумеет получить разрешение на полеты по тем 57 маршрутам. На мой взгляд, критерии, которые установлены административным регламентом исполнения этой функции (перераспределения маршрутов - ИФ), как раз и сделают победителем "Аэрофлот". Потому что "Аэрофлот" объективно по тем показателям, которые установлены административным регламентом, превосходит другие авиакомпании - возможные претенденты", - отметил Нерадько, оговорившись, что это его личная точка зрения и он не хочет предвосхищать решения комиссии.

"Аэрофлот", в свою очередь, подтвердил взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров "Трансаэро", возврату денежных средств и приему на работу 6 тыс. сотрудников при условии получения части направлений "Трансаэро".

По словам Нерадько, на всю глубину бронирования билетов "Трансаэро" до 4 апреля 2016 года предстоит перевезти 155 тыс. 218 пассажиров.

"Из них 87 тыс. 757 человек будут перевезены рейсами "Аэрофлота", компаниями его группы, а также другими авиаперевозчиками. Предполагается обеспечить возврат средств за оплаченные билеты еще 67 тыс. 461 пассажиру", - сказал он, отметив, что информировать этих пассажиров будет "Аэрофлот".

Таким образом, сенсационная сделка с контрольным пакетом "Трансаэро" оказалась будто бы в невесомости - прямо как персонажи новых рекламных роликов S7. События вокруг "Трансаэро" развиваются ровно так, как они развивались бы без смены собственников: аннулирование сертификата, прекращение полетов, распределение маршрутов, самолетов и сотрудников, и банкротство (как раз в среду утром стало известно, что суд начал производство по иску Сбербанка о несостоятельности "Трансаэро" и назначил дату предварительных слушаний). Характерно, что первый вице-премьер Игорь Шувалов, координирующий обсуждение ситуации с "Трансаэро" со стороны правительства, в своем выступлении перед депутатами Госдумы тему покупки акций не упомянул вообще. По его словам, "Трансаэро" уйдет с рынка, а маршруты и лучшую часть парка получат другие авиакомпании.

Про сделку с S7 вспомнил только глава думского комитета Андрей Макаров, не скрывавший возмущения: "Вот сейчас, когда "Аэрофлот" справился с самой большой частью этой работы, когда он смог успокоить людей, появляется вдруг кто-то и говорит: "Я покупаю то, что осталось". Вы знаете, Игорь Иванович, при всем глубоком уважении к вашей комиссии по интеграции ("антикризисная комиссия" И.Шувалова, отвечающая, в том числе, за предоставление госгарантий - ИФ), мне кажется, что этот вопрос должен перейти из вашей комиссии в Следственный комитет".

"И там найдут, куда интегрировать этих людей. Мне кажется, это будет лучшим ответом во всей антикризисной программе по решению проблемы "Трансаэро", - сказал депутат. И первый вице-премьер согласился, что правоохранительным органам история финансового падения "Трансаэро" действительно может быть интересна.

И другие заинтересованные лица

Пока тяжеловесы - Сбербанк, Альфа-банк и ВТБ - не торопясь подходят к снаряду под названием "банкротство "Трансаэро", другие кредиторы пытаются как-то повлиять на ситуацию. Их шансы отстоять свои интересы вряд ли можно назвать высокими, но сам факт активной гражданской позиции консолидированной группы кредиторов - в российской практике редкий и потому заслуживающий внимания.

Публичности группе рассерженных кредиторов добавляет фигура основного владельца одного из этих банков Михаила Прохорова. Ситуация с "Трансаэро" подтолкнула его впервые за долгое время обновить блог в "Живом журнале". Бизнесмен сравнил государство в истории с авиакомпанией со "слепой акулой", раскритиковав непоследовательность решений сначала по спасению, а потом по банкротству "Трансаэро".

"Не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один бренд на всех. К сожалению, ситуацию с "Трансаэро" трудно трактовать иначе", - написал Прохоров, указав, что в том числе предложения его банка МФК не нашли поддержки у государства, а в результате основные потери понесет именно оно.

"Если не поддержать инициативу частных банков, то после еще двух-трех таких примеров не надо будет удивляться усилению оттока капиталов и отъезду наиболее активных в другие страны", - отмечает он.

При этом шесть банков-кредиторов направили Плешаковой, которая по-прежнему остается председателем совета директоров "Трансаэро", письмо с предложением рассмотреть вопрос смены назначенного "Аэрофлотом" нового гендиректора компании, указывая на конфликт интересов. Под письмом подписались Абсолют банк, Новикомбанк, Московский индустриальный банк, Московский кредитный банк (МКБ), банк "Международный финансовый клуб" (МФК) и банк БФА. В письме в качестве кандидатуры на пост гендиректора "Трансаэро" предлагается Александр Бурдин, ранее работавший в компании "РусАл".

"Немаловажно, что Бурдин А.К. не аффилирован ни с акционерами компании, ни с ее конкурентами", - указано в письме. В нем также отмечается, что сейчас авиакомпанию возглавляет Дмитрий Сапрыкин, который одновременно является членом правления и совета директоров "Аэрофлота". В письме указано, что это положение вещей нарушает нормы корпоративного права, поскольку "Аэрофлот" уже отказался от приобретения "Трансаэро". Бурдин представляется объединившимся шести кредиторам подходящей независимой кандидатурой, сообщали источники "Интерфакса". "Нам сейчас не авиатор нужен, а скорее, антикризисный менеджер, который будет с кредиторами разговаривать", - сказал один из собеседников агентства.

В среду источники "Интерфакса" сообщили, что частные банки-кредиторы авиакомпании будут инициировать встречу с будущим новым акционером авиакомпании, совладельцем S7 Филевым.

"На этой встрече мы и обсудим перспективы реструктуризации, в которой теперь заинтересовано больше сторон. Встреча может состояться сегодня (в среду - ИФ) или в самое ближайшее время", - сказал один из собеседников агентства. Второй источник отметил, что для частных банков появление S7 и Филева - в любом случае позитивный фактор.

При этом Нерадько попытался пресечь слухи о договоренностях "Трансаэро" с банками. "В СМИ с различной периодичностью появляется неподтвержденная информация о неких достигнутых с отдельными кредитными институтами договоренностей о переносе сроков погашения выплат по кредитным договорам, называется пул кредитных организаций. Хотелось бы обратить внимание, что общая сумма кредиторской задолженности по этому пулу составляет около 10% от всего объема кредиторской задолженности авиакомпании, включая лизинговые платежи", - добавил Нерадько, подчеркнув, что никакой информации о достигнутых договоренностях авиакомпании с кредиторами не поступало.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
22.10.2015


Источник: http://www.interfax.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта