Сергей Вяземский: Законодательный "турборежим" Зеленского: всё лучшее - иностранцам (Политическая сфера деятельности) (07.11.2019)
Два месяца работы новой Рады обогатили экспертную среду новым политическим термином – законотворческая деятельность «в турборежиме». Парламентское большинство команды Зе принимает законы, что называется, пачками. С анализом их содержания не успевают ни эксперты, ни политики. При этом скорость и количество новых принятых актов стало настораживать даже правительство.
«Турборежим» вскрыл ряд проблем для властной команды и отчетливо показал группы влияния. Отчасти это было понятно ещё на стадии формирования в авральном режиме списка «Слуги народа» в Раду, куда набирали от различных группировок по принципу удовлетворения всех заинтересованных сторон. А то, что теперь между «слугами народа» периодически возникают классические конфликты интересов – этот вариант либо не просчитывали, либо исходили из того что есть, а решать проблемы планировали только по мере их возникновения.По этой причине, возможно, и стали принимать в авральном режиме законопроекты – в надежде на то, что именно этот драйв будет обеспечивать монолитность большинства до определённого времени. Но, как показала практика, уже в октябре данная стратегия начала давать сбои. И дело не только в том, что ряд законопроектов пришлось ставить на голосование не единожды, а некоторые вообще снимать с рассмотрения из-за нехватки голосов у разделённого в себе «большинства».
Украина остаётся раздираемой изнутри между группами олигархов вкупе с внешним управлением с его отношением к стране как чисто антироссийскому проекту. Еще ни одной украинской политической власти не удавалось угодить всем. Получался только временный союз одной олигархической группировки с заокеанскими кураторами. Причём его монолитность определялась исключительно антироссийским направлением правительства, эффективностью проводимой им политики, направленной на отрыв от Москвы и созданием различного рода проблем со стороны Киева для своего северного соседа.
Но до конца выполнить эти задачи ещё ни у кого не получалось. Мешали этому шкурные политические и экономические интересы. Тот же В. Янукович отказался от подписания договора о зоне свободной торговли с ЕС, так как понимал, что это уничтожит его политический рейтинг. А П. Порошенко не смог разорвать связи в оборонке, поскольку лично зарабатывал на обходных схемах, закупая недостающие российские комплектующие через офшорные фирмы-прокладки.
В. Зеленский оказался в данном случае в ещё худшем положении. Придя к власти на лозунгах мира и улучшения жизни населения, с превалирующей поддержкой юго-востока, ему теперь нужно внутри страны угождать таким одиозным олигархам как И. Коломойским и А. Аваков с их армиями прикормленных национал-радикалов. А на внешней арене – выполнять требования МВФ и коллективного Запада через тех же «соросят» в правительстве и парламенте. Собственно, своих людей у него немного. А рейтинг и последующая за ним монолитность власти уже падают.
Выбор для В. Зеленского не такой уж и большой, но классический – либо, опираясь на народ идти на конфликт с Западом и олигархами, либо окончательно плюнуть на своё предвыборное амплуа народного президента и продолжить дело предшественников – удавка на народную шею и классическое «геть від Москви». К сожалению, анализ принятых законопроектов говорит о том, что бывший комик в образе Василия Голобродько из полюбившегося сериала склоняется ко второму варианту (или его усиленно склоняют). Или, что ещё хуже, «соросята» в правительстве и «олигархята» в парламенте работают независимо от президента исключительно по указке истинных хозяев.
По словам спикера парламента Дмитрия Разумкова, за первые 50 дней своей работы новая Верховная рада приняла 56 законов. Провести полный анализ принятых и принимаемых законов в рамках одной публикации не представляется возможным. Но даже рассмотрение главных законов и законопроектов показывает все более антинародный характер избранной новой властью политики.
Для мировых СМИ правительство А. Гончарука вещает о десятках «законопроектов, направленных на модернизацию экономики и модернизацию государства», о новых правилах концессии морских портов и инфраструктуры, добыче ресурсов, защите прав потребителей, регулировании ценных бумаг, разукрупнении государственной нефтегазовой компании и переходе на цифровые технологии в таможенном оформлении…
Делается это с одной очевидной целью – отчитаться о начинаниях и показать, что в целом «соросята» выполняют задачи, поставленные перед ними кураторами. Собственно говоря, соросовский блок власти делает всё, чтобы подготовить масштабную распродажу украинских активов иностранному капиталу. «У нас много энергии», – сказал на этот счёт в интервью Financial Times премьер-министр А. Гончарук. Ему вторит министр экономики и торговли Т. Милованов, заявляющий о «безумных» темпах изменений в стране. Именно он отвечает за целых три пакета экономических реформ: приватизацию остатков государственной собственности, распродажу славных украинских чернозёмов и реформирование социально-трудовых отношений, суть которых – наступление на права трудящихся. Всё это отдано в одни руки, дабы не допустить ненужных Западу обсуждений и сбоев.
Первыми, кто ощутил либертарианские реалии, стали представители малого и среднего бизнеса, которым на Украине по причине деиндустриализации и связанной с этим промышленной деградации целых регионов занимается значительная часть населения. Порой в маленьких городах население разделяется преимущественно (или только) на бюджетников, пенсионеров и тех, кто продаёт им необходимые товары и услуги.
Наступление на малый бизнес началось с принятия в середине сентября законопроектов №1053-1 и №1073, где прописаны нюансы всеобщего использования кассовых аппаратов и материальное стимулирование бдительных покупателей, которых теперь будут поощрять за информирование фискалов о подобных нарушениях. Продавцов же теперь будут жестоко наказывать за торговлю без чеков.
Эти законы уже вызвали бурю возмущения в среде предпринимателей. Они даже устраивали акции протеста под Радой и офисом президента и грозили властям новым «налоговым майданом», забыв о том, что украинские бунты возможны только с разрешения и при поддержке Госдепа США. Бизнес рассчитывал решить вопрос миром и значительно переписать проекты ко второму чтению. Но в итоге добиться существенных послаблений так и не удалось.
«Прописанные в законах инициативы фактически нивелируют упрощённую систему налогообложения... которая позволяет кому угодно, без специальных знаний начать и вести свой микробизнес. Вы убиваете бизнес-инициативу, основу предпринимательства. Подписав эти законы, вы уничтожаете созданные предпринимателями рабочие места для себя и своих семей. Остановите убийство упрощёнки!» – говорится в обращении Союза защиты предпринимательства к Владимиру Зеленскому. Микробизнесмены сейчас прогнозируют массовое закрытие своих микробизнесов и подорожание многих товаров и услуг в связи с принятым законом.
К слову сказать, для мелких предпринимателей, наверное, это самый горький опыт разочарований. Они в большинстве наиболее поддавались прозападной пропаганде, верили в идеалы двух майданов, надеялись на скорое вступление в ЕС и снисхождения благодаря этому пресловутого еврорая на украинскую землю. Именно либертарианцы Зеленского для представителей микробизнеса казались именно теми европейскими политиками, которые наведут в стране наконец-то порядок. О том, что это подразумевает ужесточение налоговой политики, они даже и не догадывались.
В октябре наступление на мелкий бизнес продолжилось принятием во втором чтении и в целом законопроектов № 1049 и №1051, которыми предусматривается создание единого счёта для уплаты налогов, сборов и социального взноса. Теперь все налоги необходимо платить с единого счета через электронный кабинет налогоплательщика. Система упрощает не только отчётность, но и проверку предпринимателей. В рамках этих нововведений 2 октября в первом чтении принят законопроект № 1208-2 «О Бюро финансовых расследований». Он предусматривает, что вместо нынешней налоговой милиции будет создан абсолютно новый орган – Бюро финансовых расследований, который будет заниматься расследованием не только налоговых, но и всех остальных преступлений, связанных с посягательствами на государственные финансы.
Кстати, представители малого бизнеса всегда были активными участниками цветных революций. И чем дальше команда Зе будет наступать на их права, тем больше мы будем наблюдать их дрейф в правую сторону, где их уже ждут с распростёртыми объятиями национал-фашисты из «Азова» и прочих ультраправых бандформирований. Уж они-то на пальцах одной руки смогут с легкостью разъяснить, в чём вина команды Зе и что с ней нужно сделать.
Однако антисоциальным наступлением только на предпринимателей власть не ограничилась. Наёмные работники также оказались по другую сторону баррикад. 3 октября в пользу работодателей был принят за основу законопроект №1233 о внесении изменений в Кодекс законов о труде. Благодаря этой законодательной инициативе значительно снижаются требования к работодателям за нарушения законодательства о труде.
Теперь за допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора, оформление его на неполный рабочий день при выполнении работы за полный рабочий день, выплату зарплаты без начисления и платы единого социального взноса и налогов работодателя не штрафуют, а всего лишь письменно предупреждают. И только если такое нарушение будет выявлено повторно в течение 365 дней после первого предупреждения, случится штраф в размере 4 минимальных зарплат (сейчас он составляет 30).
Также в разы сократили размер штрафа за недопуск инспекторов по труду к проверке предприятия. Штраф будет применяться в размере 8 минимальных зарплат (ныне – 100). За несоблюдение минимальных гарантий оплаты труда или попросту за выплату зарплаты ниже минимальной за полный рабочий день работодателя оштрафуют на 2 минимальных зарплаты (сейчас 10). Если говорить в целом о намерениях Зе-команды в отношении реформирования социально-трудовых отношений, то принятые законы, к сожалению – цветочки. Горькие ягодки – демонтаж остатков советской системы социальной защиты и последующее за этим полное бесправие наёмного работника – впереди.
На фоне этого на Украине разворачивается настоящая охота на получателей государственных выплат. Вместо того чтобы разобраться с баснословными доходами топ-менеджеров государственных компаний, многомиллионным кешем огромного количества чиновников и депутатов за период 2016-2018 гг., который они держат у себя дома, новая власть всё активнее напирает на социально незащищённые и бедные слои населения.
17 октября парламент в целом принял скандальный законопроект № 1231, согласно которому будут тотально перепроверяться доходы получателей стипендий, пенсий, субсидий и другой социальной помощи. Он предусматривает жёсткие проверки претендентов на бюджетные деньги. Причём проверять будут постоянно, вплоть до информации о банковских счетах и дорогих покупках. Комментируя эту инициативу, в правительстве откровенно признают, что ставят цель до минимума сократить многочисленную армию тех, кому помогает выживать государство.
Тех же получателей субсидий планируют сократить на 400-500 тысяч. А это, заметим, целые домохозяйства, речь идёт как минимум о 1500000 гражданах Украины. Сейчас проверяющим уже разрешили использовать все персональные данные о наличии земельных участков, недвижимости, авто, о состоянии банковского счёта и др. И если эта система заработает на полную, то лишится субсидий огромное количество граждан, получающих официальный доход на уровне минимальной заработной платы.
Характерно, что курс на сокращение получателей субсидий власть ведёт сразу в двух направлениях. Если проверки доходов не приведут где-то к необходимому результату, на помощь придёт принятая правительством новая система оформления и расчёта субсидии, примерно на треть урезающая саму сумму субсидии. Примечательно, что резонансный документ по субсидиям министры приняли на выходных – в воскресенье, 20 октября.
Урезать субсидии можно было и другим способом – существенным увеличением минимальной зарплаты, от размера которой идут все расчёты. Для населения это решение в какой-то мере смикшировало бы курс на сокращение субсидиантов. Есть ещё более простой способ – снижение тарифов. Тем более что в том же «Нафтогазе» сейчас уже договорились до того, что признали экономически невыгодным добычу собственного газа ввиду резкого снижения цен на голубое топливо на мировом рынке.
Но в планах правительства нет ни первого, ни второго. Проект бюджета на 2020 год, принятый парламентом в первом чтении, никакого прорыва ни в доходной части, ни в расходной не намечает. Озвученный ранее пятилетний план все того же А. Гончарука и проект бюджета – это совершенно разные документы. Первый написан для рекламы. А второй – суровая реальность.
Бюджет – тема отдельного рассмотрения. В части законотворчества, определяющего политическую физиономию команды Зе, стоит отметить, что согласно главному финансовому законопроекту на следующий год получателями средств из бюджета станут скандальные С14 и «Национальный корпус», признанные организацией Freedom House экстремистскими. И этим уже всё сказано.
А пока новая власть «в турборежиме» штампует антисоциальные законы, Украина в который раз согласно результатам исследования GfK Purchaseing Power Europe, названа страной с самым бедным населением в Европе. В исследовании отмечается, что средний располагаемый доход после вычета налогов на одного жителя Украины составляет 1830 евро. В Европе это показатель в восемь раз выше – 14 739. Это данные за 2019 год. И вот с этого среднестатического украинца команда Зе решила снять ещё три шкуры.
Параллельно с антисоциальными инициативами парламента и правительства, команда Зе обещает решить давно поставленную перед проамериканским киевским режимом задачу распродажи последних украинских активов. Речь идет о земле и крупнейших государственных корпорациях.
На сегодня в парламенте существует как минимум 10 альтернативных законопроектов о рынке земли. Сейчас общество намеренно завели в ложную дискуссию об угрозе продажи земли сельхозназначения иностранцам. К примеру, законопроект от Минэкономразвития фактически разрешает это делать. Есть ряд предложений насчет первоочередности продажи земли украинцам и якобы только потом к скупке допустят иностранцев. Однако всё это – частности. В основном все авторы очередной земельной реформы сходятся в одном – землю таки продавать нужно.
Либертарианцы Зеленского считают эту меру панацеей от всех бед и даже не задумываются, что продать общенародное (как это подчеркивается в той же Конституции) достояние возможно будет только раз. А спор о том, достанется земля иностранцам или нет, в корне бессмысленный, так как уводит от самого главного. В любом случае украинский народ, его будущие поколения навсегда потеряют это богатство. Тем более что в таком коррумпированном государстве, каким является Украина, можно обойти любые ограничительные законом рамки.
А если учитывать, что земельная проблема напрямую связана с продовольственной безопасностью и перспективами существования украинской деревни, которая по факту является колыбелью украинской культуры, этот вопрос имеет общенациональный характер. И сводить его к чисто правовым и экономическим нюансам является просто преступлением.
Проблема и с приватизацией госпредприятий. Как и с землёй, постоянно тормозили процесс распродажи этих активов противоречия в олигархическом лагере Украины. Последние пять лет заокеанские кураторы режима ежегодно ставили вопрос ребром относительно запуска большой распродажи. МВФ даже ограничивал кредитование. Но процесс этот саботировали люди П. Порошенко, сидевшие «на потоках». Сейчас ситуация поменялась.
Согласно принятому закону № 1054-1, который отменяет закон «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации», фактически дан старт большой распродаже. Следует напомнить, что в начале сентября именно президент В. Зеленский потребовал от Верховной рады принять данный законопроект в максимально сжатые сроки. На рассмотрение вопроса давался месяц. И парламентарии не стали тянуть.
Благодаря данной законодательной инициативе у правительства появилась возможность распродать примерно 300 стратегических предприятий страны, создающих прибавочный продукт. В этом перечне шахты, порты, «Нафтогаз», «Укрзализниця», «Укрпочта», госбанки и другие активы. К примеру, в Донецкой области это шахты объединения «Дзержинскуголь», обогатительная фабрика «Дзержинская», в Киеве – заводы «Генератор», «Радар», «Киевприбор», ряд крупных издательств. В Днепропетровской – Южный машиностроительный завод и КБ «Южное», Павлоградский химзавод, в Харькове – «Турбоатом». И так далее.
Помимо стратегически важных предприятий, в перечне на распродажу так называемые объекты малой приватизации. В целом список насчитывает 800 объектов. Характерно при этом, что от запланированной масштабной приватизации в Кабмине не особо рассчитывают в этот раз пополнить доходную часть бюджета. В проекте на следующий год запланировано всего 5 млрд грн. по этой статье. Для примера: в прошлом году «Центрэнерго» выставляли на продажу за 6 млрд. К слову, приватизация «Центрэнерго» не случилась по причине выборов: участникам этого процесса стало очевидно, что организатор сделки, подельник тогдашнего президента, в скором времени потеряет влияние и сорвали надвигающуюся продажу.
Сейчас озвученная цифра доходов от приватизации воспринимается многими экспертами как негласное признание правительством очередного срыва большой распродажи и на этот раз. В принципе, этот прогноз окажется верным, если внутриполитический расклад нынешнего режима качнётся в сторону И. Коломойского или других местных олигархов. Тогда мы будем наблюдать ренессанс политики П. Порошенко времен 2017-2018 годов, когда из правительства и прочих государственных структур тихой сапой вытеснили откровенных лоббистов западных корпораций. Этот процесс крайне болезненно воспринимался на Западе, но постоянно нарастающая русофобия Порошенко сохраняла вынужденный политический союз с ним.
На примере того же «Центрэнерго», негласным куратором которого стал теперь И. Коломойский, отчетливо видна заинтересованность олигарха в торможении приватизационных процессов. Сейчас данную компанию выгоднее использовать для получения дешёвой электроэнергии для ферросплавных заводов. А если пролоббировать ряд госпрограмм (например, ту, которая позволит поставлять на «Центрэнерго» дешёвый уголь), можно прибыль получать и без наличия собственности. Того же Коломойского заинтересует приватизация данной компании, скорее всего, ближе к окончанию каденции Зеленского, когда замаячит очередная смена власти.
Наряду с этим стоит рассматривать и другой вариант развития событий, крайне выгодный для иностранного капитала. Сейчас команда Зеленского в деле приватизации пытается разрешить проблему, разукрупнив огромные предприятия. Именно этот вариант наиболее подходит пресловутым западным инвесторам. Сейчас, к примеру, в «Укрпочте» готовят распродажу непрофильных активов – баз отдыха, сортировок и прочих объектов, аналогичные процессы происходят в «Нафтогазе» и «Укрзализнице».
Причем в последнем случае железнодорожное хозяйство планируют разделить на три части: пассажирские, грузовые перевозки и инфраструктуру. Инвестор в таком случае заинтересуется в первую очередь очень прибыльными грузоперевозками. В руках государства останутся только проблемные активы. Подобное происходит и в «Нафтогазе». Ведь отделение газотранспортной системы от компании – тот же процесс с точки зрения будущей распродажи.
Делается всё возможное, чтобы наиболее приемлемой сделать продажу именно иностранному инвестору, без обременительных проблем с остатками советского соцкультбыта для трудящихся. При этом продажа по частям будет всегда дешевле, нежели весь объект целиком. К слову, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в отношении своей компании этого и не скрывал. Другое дело, что топ-менеджеры НАКа в данном случае преследовали не государственные интересы, а чисто корпоративные, так как понимали, что участвовать в процессе приватизации большого предприятия намного выгоднее с точки зрения личных перспектив.
При этом следует учитывать, что сейчас продать государственные предприятия по их реальной цене, о чём утверждают многие эксперты, практически нереально. А ждать, что покупать будут убыточные заводы, – вообще верх безумия. Но в том-то и дело, что команда Зе вместо очевидного пересмотра приватизационных планов в нынешних реалиях намеренно готовит к продаже прибыльные активы по низким для иностранцев ценам.
Наряду с приватизационными законодательными инициативами не менее важна очередная судебная реформа, перекраивающая нынешнюю систему правосудия под новую власть. Инициатором данной реформы выступил сам В. Зеленский. Как известно, в судебной ветви власти до сих пор оставалось много людей П. Порошенко. В результате очередного реформирования они будут заменены на представителей команды Зе.
16 октября Верховная рада поддержала судебную реформу. Основные новации закона – это пертурбации в Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и Верховном суде (ВС), которые до этого считались оплотом «порохоботов». И, судя по реакции Запада, перемены не по душе «друзьям Украины». Американская торговая палата и другие представители деловых кругов призвали Зеленского наложить вето на законопроект.
Для заокеанских хозяев киевского режима последнее время остро стоял вопрос присмотра за здешней властью с помощью судебных и прочих правоохранительных органов. Естественно, контроль судебной вертикали со стороны команды Зе им не выгоден. Тем более что именно контроль за судебной системой позволит нынешним «слугам» провести распродажу украинских активов так, как они посчитают нужным с учётом внутриукраинских раскладов и степени давления извне.
Хотя в целом переживают заокеанские «друзья» Украины совершенно напрасно. Владимир Зеленский с небольшой командой лично преданных ему людей во власти по факту оказался между западной Сциллой и украинской олигархической Харибдой без опоры на собственные силы в народе. Несмотря на все ещё огромную поддержку, Зеленский не имеет за собой массового народного движения в поддержку тех инициатив и обещаний, которые его и сделали президентом. И это его самая главная проблема и во внутренней, и во внешней политике.
По причине этого он постоянно идёт на уступки всем, кто только способен оказать на него посильное давление. И самую опасную лично для себя уступку он делает национал-экстремистским силам, которые только и ждут своего часа и считают его временной фигурой на украинском политическом Олимпе.
Самое печальное в этой ситуации, что результативно надавить в нынешней бандеровской Украине на такого президента могут любые национал-экстремистские организации, курируемые олигархами и иностранными спецслужбами. А вот народ реально не способен ни надавить, ни выразить массовую поддержку его предвыборным обещаниям. И, как показывает опыт выступлений представителей малого бизнеса, народные акции без участия олигархов, националистов или западных кукловодов пока что никакого результата не приносят.
Всё это и приводит к выбору антинародного курса и склонению к проекту очередного антироссийского противостояния.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Вяземский