Вазген Авагян: Законы экономики и «власть вооружённых мужчин» (27.11.2018)

Почему не действуют законы экономики? – часто спрашивают обиженные на жизнь люди? Вот доллар США – печатается в бешеных объёмах, погряз в долгах и по всем законам экономики должен дешеветь. А он дорожает! Нефть – невосполнимый ресурс, которого больше не становится. А машин – всё больше. Как может дешеветь нефть?
То золото, надёжнейший актив – подешевеет относительно ничем не обеспеченной американской бумажки. То обсуждается проблема «работающей бедности» – которая чем больше работает, тем больше беднеет…

Так почему не действуют законы экономики? Отвечу вопросом на вопрос: а почему у батьки Махно не действовали юридические законы? Они записаны в кодексах, и польза от них очевидная… Но только батька Махно их не признаёт. И пока его железной рукой не вышибут из Гуляй-поля, там не будут действовать юридические законы. Именно по той же причине есть зоны, в которых не действуют экономические законы.

Скажут: юридические придуманы людьми, законодателями, а экономические – часть законов природы, естества. Но и с законами естества всё не так просто. Согласно закону тяготения птица, которая тяжелее воздуха, должна камнем падать вниз. И если она не будет шевелить крыльями – действительно упадёт. Но у птицы есть крылья, использующие сопротивление воздуха. В безвоздушном пространстве крылья бы не помогли птице. А в атмосфере они оказываются очень действенным средством преодоления закона тяготения.

По тем же законам естества и природы хищники едят своих жертв. А жертвы не хотят, чтобы их ели. Жертвы убегают, хищники догоняют. Предсказать заранее итог погони нельзя.

Отсюда делаем главный вывод: известные науке законы экономики связаны с условностями цивилизованного поведения и образа жизни.

Например упорный и целесообразный труд обогащает – если тебя не грабят. А если грабят – тогда он не обогатит. Хотя вообще-то является в цивилизованном обществе средством обогащения. Но он – как крылья у птицы: служит только в определённой плотности атмосфере. А в безвоздушном пространстве крылья бесполезны. И в диком поле упорный труд бессмыслица: зачем годами строить то, что сожгут за час? Жабры – инструмент дыхания рыбы в воде, но они бесполезны на берегу, и т.п.

Я хотел бы возразить распространённому в наши дни и как бы подтверждаемому практикой нигилизму по отношению к экономическим законам и экономической теории.

Мол это всё чушь, никаких законов у экономики нет, её процессы непостижимы! В самом деле, разве не опровергает печатный станок ФРС США ту теорию, что деньги, чем больше их вливаешь в оборот, тем дешевле? Казалось бы, по законам экономики в стране, бешено печатающей свою валюту, должна быть мощная инфляция? А в США наоборот – курс доллара «всё выше, и выше, и выше»…

Но какой тогда смысл в ограничении печатания рубля якобы для противодействия инфляции? Российские экономисты  во главе с Набиуллиной сходят из теории, что чем больше денег, тем они дешевле – а США и ЕС опровергают эту теорию опытом многолетней практики…

Экономические законы имеют смысл и объясняют реальность – как крылья помогают летать в воздушной среде. Смысл экономических законов сохраняется только в контексте общецивилизационного развития.

Например экономические законы тесно связаны с соблюдением своих «кузенов» – юридических законов. Где работает юридический закон, там работает и закон, выведенный для экономики. А там, где правовой беспредел – конечно, и все эти «товар-деньги-товар» работать не будут…

Кратко говоря: действие любого экономического закона не безусловно. Экономический закон не имеет прямого действия. Он подобен пару, который в герметичном пространстве движет паровую машину, а при разгерметизации – только бесполезно пыхтит.

Но что же тогда имеет действие прямой принудительности? Ответ в вопросе: принудительность и является необходимо-принудительной. А больше – ничего.

Искусство выживания – в целом, в комплексе взятое – это искусство настоять на своём.

Хищник, преследуя жертву, настаивает на своём видении проблемы питания: желаю жрать, подчинись. Но и жертва, улепётывая, или атакуя рогами, копытами – тоже настаивает на своём. Она говорит – нет, ты сегодня мною не покушаешь, и я тебе это докажу!

Что в данном случае является истиной и закономерностью? Ни то, ни другое. Есть два противоположных мнения. Кто эффективнее настаивает на своём – того мнение и станет объективной реальностью. Заранее это не предопределено. Хищник верит, что всё будет по его сценарию (иначе бы не гнался), жертва – что по её сценарию (иначе бы не сопротивлялась). А как оно будет на самом деле – это вопрос их взаимной настойчивости. Кто кого переупрямит.

Абсолютно такая же схема действует в вопросах цены доллара и рубля, цены нефти или золота, русско-украинских отношений и т.п. То есть здесь перед нами две (и более) стороны, каждая из которых настаивает на своём. Та, которая настаивает наглее, нахрапистее – добивается результата. Та, которая проявит безвольность, слабину, будет уповать на «объективные законы» экономики или истории – ляжет костьми. Причём в буквальном смысле слова.

Какова цена рубля? С точки зрения чистой экономики – это паритет покупательной способности рубля с иными валютами, выраженный в сумме реальных благ, приобретаемых за рубль. По некоторым расчетам эта цена на 70% выше действующего валютного курса рубля.

Такие вычисления проводил авторитетнейший лондонский журнал «Экономист» с безупречной 100-летней репутацией. Теоретически они очень интересны. Практически – ноль. Потому что если ковбой приставил тебе кольт к голове и уверяет, что твоё золото стоит дешевле железа – значит, твоё золото стоит дешевле железа. Да, теоретически, за океаном, оно стоит как золото, а не как железо, но туда ещё довезти нужно! А тут – ствол у затылка, и какие расчёты «Экономиста» тебе тогда помогут?

Чтобы хоть как-то развернуть экономику в свою пользу – нужно стать более настойчивыми и поменьше верить в сказки про свободный рынок, который всё на свои места расставит.

Будет ли Украина другом России или врагом? Решают это действия настойчивых людей, настаивающих на своём варианте. Нет предопределённости. США высказывают своё видение будущего, мы – своё. А как будет – зависит от настойчивости сторон. Новгород тоже знал когда-то своих бандеровцев, Марф-посадниц – однако же ничего, вписался... Потому что царь не в «естественные законы экономических связей» верил, а в свою державную волю!

Вопросы качества пастбищ, конечно, важны, но не для съеденного тигром оленя. Для съеденного уже совершенно безразлично – какова плотность зелёной питательной массы на его бывшем пастбище.

Мы сами должны решить – сколько стоят наша нефть, наш рубль, всё прочее – и настаивать на этом. А пока стоимость нашей нефти определяет лондонская биржа, а стоимость рубля – американские спекулянты, никакие законы экономики в РФ действовать не будут.

Настаивать на экономической логике (согласно которой США, с 1971 года живущие не по средствам, должны давно развалиться) – так же нелепо, как приехать в расположение батьки Махно с брошюркой конституции.

Ну да, там написано, что он не имеет права делать то, что он делает. А ему плевать. И каков же выход?

Приставить к его голове «маузер» – и добавить: это гарант конституции, и ты больше не будешь делать то, что раньше себе позволял!

Человек, который не умеет настаивать на своём – не читал старого определения демократии, которую в США раньше называли «властью вооружённых мужчин». Человек, который не умеет настаивать на своей цене нефти, рубля, и вообще всего, чем пользуется – подобен заложнику у террористов.

На какие законы он рассчитывает – не знаю. Знаю другое: что его расчётам не суждено сбыться…
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
27.11.2018

Вазген Авагян
Источник: https://publizist.ru/blogs/111924/28148/-




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта