Сергей Ильченко: Запад ударил по Крыму винной бутылкой (Западные санкции) (27.05.2019)
Это была «стеклянная блокада аннексированного полуострова». Весь май небратья за Перекопом ожидали, что вот-вот остановится розлив крымского вина. Причина — у «путинских оккупантов» нет бутылок!
Официальное киевское информагентство УНИАН и прочие укромедиа сладострастно цитировали статью влиятельного западного бизнес-издания The Economist. Там просто бальзам по сердцу: винодельни Крыма гибнут, кредиты получить трудно, прав на экспорт продукции нет. И главная фишка — нехватка бутылок. «За последние годы два российских завода стали главным источником стеклотары для крымских производителей, — написал The Economist. — Один из них недавно отменил контракты. Виноделы подозревают, что новый директор, лояльный к западным акционерам, обнаружил, что компания работала с Крымом».Конечно, бутылочная тема мелковата по сравнению с «рухнувшим Керченским мостом» или «пустыми полками крымских магазинов». Но украинским добродиям было приятно думать, что закроются тамошние винодельни типа севастопольской «Золотой Балки», «Нового Света» или «Массандры». Наконец, хоть какая-то, а перемога.
Тем более, последнюю декаду с полуострова действительно шли тревожные вести. Ассоциация виноградарей и виноделов Севастополя направила обращение в Госдуму. Там говорилось, что АО «Кавминстекло», входящее в международный концерн, прекращает поставки бутылок в Крым из-за угрозы санкций. Именно это предприятие является основным поставщиком стеклотары на полуостров.
В результате недавней сделки АО перешло под контроль американских акционеров. Новое руководство заявило, что в связи с действующими против Крыма санкциями со стороны Штатов «Кавминстекло» прекращает сотрудничество с потребителями продукции на полуострове. Подобный демарш означал, что из-за нехватки бутылок крымские винодельческие предприятия могут остановиться минимум на 6−9 месяцев.
До начала товарной блокады 2015 года стеклянная тара на полуостров шла с Украины. Потом снабжением крымских виноделов занялись два серьезных российских предприятия — ОАО «Русджам Стеклотара Холдинг» под Питером и ставропольское АО «Кавминстекло», чей контрольный пакет перешел американцам. Процитируем грозное заявление нового гендиректора «Кавминстекла» Александрса Павловса, назначенного на должность полтора месяца назад: «Следуя экономическим санкциям, введенным США против Крыма, мы останавливаем любое сотрудничество с потребителями бутылки, расположенными в Крыму».
Один «Русджам» не может удовлетворить потребности крымского региона. По словам председателя Ассоциации виноделов Севастополя Алексея Липко, надвигалась реальная опасность, что многие винодельни «понесут колоссальные убытки в связи с остановкой производства в самый разгар туристического сезона». «Американскую» тару получали крупные частные и государственные компании, среди которых «Массандра», «Новый Свет», «Инкерман» и Севастопольский винный завод, «Бельбек», Alma Valley, хозяйство Олега Репина и другие. Тревогу забило Министерство промышленности и торговли Республики Крым.
Депутат Госдумы Дмитрий Белик лично направил обращения земляков-виноделов в ФАС, Генпрокуратуру, Минпромторг, а также полпредам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
И вот что Генпрокуратура животворящая делает. «Конфликт на сегодняшний день исчерпан, это подтверждают и компании, которые закупают бутылки, и руководство Крыма, и самое главное, руководители „Кавминстекла“. У меня был разговор с руководством предприятия. Коллеги убеждали, что это технический сбой, недоразумение», — сообщил замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов.
Представитель американских собственников тоже назвал «недоразумением» отказ поставлять стеклянные бутылки для вина в находящийся под санкциями российский Крым. На полуострове подтверждают — поставки стеклотары из Ставропольского края возобновлены всем крымским винзаводам, в полном объеме и по всей номенклатуре заказов. В данный момент проблем с этим вопросом нет. Хотя сразу два управления Федеральной антимонопольной службы России продолжают расследование.
Казалось бы, ситуация вернулась в нормальное русло и надо только радоваться. Тогда почему на полуострове явно недовольны нынешним раскладом? Народ искренне надеялся — антикрымские санкции Соединенных Штатов станут решающим, буквально зубодробительным аргументом, чтобы республика возродила собственную «бутылку». Увы, америкосы слишком быстро сдулись.
Почитаем характерные комменты крымских соцсетей:
— Намного приятнее будет увидеть новость, что наши производители стали поставлять стеклотару, а Кавминстекло лишилось доли рынка и ее акционеры получили меньше доходов. Ведь несложное технологическое производство — бутылки делать, в любом ангаре можно производство наладить. Правительство РФ могло бы такой ангар поддержать! А так получается, любой нам условия диктует.
— Ясен пень, восстановить собственное стекольное производство — не за один день делается. Но в это время можно массандру из тетрапаков попить. Потом были бы коллекционные тетрапаки. Еще лучше из 3-литровых баллонов, заодно и молодость вспомнили бы.
Понятно, люди шутят. Но в этих шутках есть серьезная доля большой грусти по поводу собственных утраченных возможностей. Например, трагикомическая ситуация случилась осенью 2016 года в Керчи, на выездном заседании комитета Госсовета по ЖКХ. Зампред комитета Валерий Николаевич Аксенов на ясном глазу предложил использовать местную стеклотару, а не завозить ее из портов Ростова и Новороссийска: «У вас же есть Керченский стеклотарный завод?»
В ответ чиновники города-героя согласно кивнули. Никто из присутствующих не решился сказать, что от знаменитого «Керченского завода стеклоизделий» остались лишь стены. Никто не осмелился расстраивать родного папу главы Крыма Сергея Валерьевича Аксенова.
Ровно через три месяца сам Валерий Аксенов, наконец, исправил оговорку, дав пространное интервью о необходимости восстановить работу стеклотарных заводов Симферополя и Керчи: «Выгоду получит не только Крым! Ведь тот же стеклотарный завод в Керчи в советское время работал и на Краснодарский край — в крымских банках консервировали фрукты кубанские сельхозпроизводители».
Мысль предельно понятна. Тем паче, в соседнем Ленинском районе есть обогатительный участок, откуда можно брать сырье. Остается узнать, почему за последние годы не сделано буквально ничего?
В советские времена индустриальная Керчь славилась промышленностью. Были здесь молокозавод и мясокомбинат, пивзавод, и железорудный комбинат; завод «Альбатрос», объединение «Керчьрыбпром», «Рыбразведка», рыболовецкие колхозы, маслозавод, пищевкусовая и ткацкие фабрики, кирпичный и гипсовые заводы, завод железобетонных изделий, Азовский завод стройматериалов, бондарный и труболитейный заводы, садбаза, бассейн, аэропорт. Теперь практически все это — иллюстрация украинской катастрофы Крыма. Список нужен, чтобы представить масштаб разрушенного.
За четверть века самостийной власти абсолютное большинство славных керченских предприятий стали похожи на декорации фильмов ужаса. Даже такая супер-востребованная по республике продукция — стеклянные бутылки и банки — оказалась не нужной.
На северной окраине Керчи расположена площадка с развалинами заброшенного «Керченского завода стеклоизделий». В его цехах трудились больше тысячи работников. Вокруг которого вырос целый район. Ухоженная площадь и замечательный парк с аллеями цветущих роз, ряды новеньких пятиэтажек. В социальную инфраструктуру входила почта, парикмахерская, отделения банка, аптека, клуб школьников «Горнист».
Начало 80-х, на Индустриальном шоссе построили новый комбинат «Кварц», учрежденный 242-мя лучшими крымскими колхозами. Огромное стекольное предприятие отличалось полным технологическим циклом, легко выполнялись индивидуальные проекты. Полторы тысячи рабочих, четыре автоматизированных линии выпускали 400 миллионов условных банок в год. Заводское жилищно-строительное управление каждый год сдавало новый 9-этажный дом, так, что даже неквалифицированные работники после 2−3 лет стажа могли получить отдельную квартиру.
Плюс другие «родимые пятна совка»: свой пансионат на 200 мест, пионерский лагерь, два общежития, детский сад «Хрусталик», клуб юных техников «Кварц», гостиница, две столовые, ресторан, три бара и торгово-пищевой комплекс, швейное производство, заводской туристический клуб и лодочный кооператив в селе Курортное. Сегодня нет ничего, а единственная память прошлого — ржавый транспарант «Слава труду» над разгромленной проходной…
Первая надежда Крымской весны — в 2014 году делегация Воронежского стекольного завода обследовала техническое состояние мощностей керченского комбината, сырьевую базу и подъездные пути. Дорогие россияне пришли к заключению, что производство подлежит восстановлению и сможет выпускать продукцию, пользующуюся устойчивым спросом. Предполагалось, что в случае невыполнения украинскими владельцами налоговых обязательств и условий приватизации керченский комбинат перейдёт в муниципальную собственность, а затем будет продан инвесторам из Воронежа.
Впрочем, быстро выяснилось, что российская стекольная отрасль явно не желает появления крымских конкурентов. Гости с материка не появлялись. Январь 2017 года, мэрия Керчи радостно поддержала инвестиционное предложение по строительству в городе стеклотарного производства на 225 рабочих мест. Заявленный объем требуемых инвестиций - 1,9 млрд. рублей, мощность — 12 млн. бутылок в год. Новости аплодировал директор винодельческой компании Inkerman International Сергей Лебедев: «Сейчас виноделы Крыма в большинстве своем закупают тару в Краснодаре, Ростове. Пока материковой продукции хватает, но нужно понимать, что ввоз стеклотары из других регионов — во-первых, транспортные расходы, которые в свою очередь закладываются в стоимость вина, а во-вторых, при дальнейшем успешном развитии отрасли виноделия данных объемов скоро будет не хватать».
Единственная маленькая деталь, которая решила дело — новым заводом на два миллиарда занялась некая консалтинговая компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Рухнули обещания учредить публичное акционерное общество, в состав которого войдут виноделы, представители банковского сектора и некий «основной инвестор». Последний, кто говорил о возможном строительстве стекольного производства в Керчи — 70-летний депутат Валерий Аксенов.
Так тему помножили на ноль. Неделю назад в горсовете Керчи прошло выездное правительственное совещание с главой Крыма Сергеем Аксеновым. В начале заседания он сообщил, что 50% его поручений не выполнили. Вопрос по стекольному производству не поднимался вообще.
Похожий расклад в еще одном городе-герое Севастополе. «Полтора года назад наша команда нашла резидента для промпарка, который мог закрыть потребности виноделов на пятилетия вперед, разместив стеклотарный цех на 10 гектарах, вложив 1,2 млрд. рублей и создав 300 рабочих мест. Но губернатор Дмитрий Овсянников назвал фейком срочную необходимость такого предприятия и нарастающие опасения рынка. Впрочем, точно так же отфутболили и самого инвестора», — написал по этому поводу на своей странице в Фейсбук председатель севастопольского отделения «Деловой России» Олег Николаев.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Ильченко