Дмитрий Родионов: Зеленский им не указ: Войну в Донбассе остановить не дадут (Украина - Новороссия) (09.06.2019)
Украинские военные будут отвечать на обстрелы в Донбассе, несмотря на предложение президента страны Владимира Зеленского не открывать ответный огонь. С таким заявлением выступил заместитель командующего штабом Операции объединенных сил (ООС) генерал-майор Богдан Бондарь.
«Подразделения ВСУ имеют полное право адекватно реагировать на все обстрелы, не спрашивая старшего начальника, применять огневые средства в случае угрозы их жизни или потери территории. Это даже не обсуждается», — заявил он, добавив, что за ответный огонь военнослужащих наказывать никто не будет.Напомним, идея запрета на открытие ответного огня появилась ранее на заседании Трехсторонней контактной группы в Минске, выдвинул ее представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма. Кроме того, он предложил снять экономическую блокаду с Донецкой и Луганской народных республик.
Обе идеи сразу же вызвала шквал критики в Киеве.
Спикер Верховной рады Андрей Парубий назвал их путем не к миру, а к капитуляции:
«Мы не позволим капитуляции Украины», — предостерег он.
Предшественник Зеленского на посту президента Петр Порошенко в свою очередь сравнил эту идею с добровольным расстрелом.
Он напомнил, что режим прекращения огня вводился 19 раз, однако ни разу военнослужащие ВСУ не оставались без права на самозащиту в случае атаки со стороны сил ДНР и ЛНР.
«Это все равно, что поставить наших солдат к стенке на расстрел», — подчеркнул он.
По его мнению, запрет на ответный огонь можно вводить только после того, как ООН пришлет миротворческий контингент в Донбасс. Идею снятия блокады он назвал предательством национальных интересов.
Генпрокурор Юрий Луценко и вовсе заявил об открытии сразу трех уголовных дел по обвинению в государственной измене. По его мнению, снятие блокады означает финансирование терроризма (ДНР и ЛНР признаны на Украине террористическими организациями- ред.)
«Хочу прямо сказать, всем реваншистам и всем капитулянтам, все, кто попробует играть с украинским законом, получат достойный ответ. Закон один для всех. Победа будет за нами», — заявил он.
Кроме того, он рассказал, что у него вызвало возмущение «предложение представителей Украины в Минской контактной группе запретить огонь в сторону противника».
А депутат-радикал Дмитрий Ярош заявил, что украинские военные не будут слушаться приказов Зеленского. Он уверен, что предложение дать приказ не открывать ответный огонь нарушает конституцию и устав Вооруженных сил Украины. По его словам, там прописана обязанность военных обороняться при защите родины и не подчиняться преступным приказам.
«Поэтому я обращаюсь к президенту и верховному главнокомандующему Владимиру Зеленскому с просьбой не делать необдуманных шагов и не отдавать незаконных приказов, которые все равно не будут выполняться», — резюмировал он.
Что все это получается? Что Зеленский, даже несмотря на статус верховного главнокомандующего армию совершенно не контролирует?
— На Украине, похоже, начался системный кризис, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Причем этот кризис может затронуть не только военную, но и гражданские сферы. Некоторые революционные идеи нового президента Зеленского только потому и выглядят революционными, что озвучиваются они человеком, являющимся абсолютным нулем в политике. Поэтому Зеленский будет вынужден становиться вторым Порошенко, а это объективная данность, либо против него будет шириться системная оппозиция. Примерно как в США против Трампа, только масштабы, соответственно, куда более мелкие. Но военные начали первыми и это объяснимо. Вспомним, как у нас в 90-е годы, в первую чеченскую войну, воспринимали — и в войсках, и в обществе — перемирия с чеченскими боевиками. Когда наша армия не имела возможности отвечать на огонь сепаратистов и несла потери подчас более высокие, чем в период военных действий. Поэтому психологически — но не морально-политически, ибо правота на стороне Донбасса, а не украинцев — понять украинских военных можно. Только на Украине военные вполне могут сделать по-своему и прямо высказать что они думают о главнокомандующем.
«СП»: — При этом в ВСН уже давно запрещают давать «ответку» — мол, надо соблюдать Минские соглашения. Надо ли? Что толку, если ВСУ их соблюдать не собираются?
— Смысл Минских соглашений — их выполняют только вооруженные силы Донбасса. Оба Минских соглашений, как мы помним, были заключены после многочисленных и унизительных просьб украинской власти, обращенных к Путину, спасти остатки украинской армии от «российских агрессоров». Тогда Порошенко не говорил о «неуважаемом президенте Путине», ибо в противном случае войска могли бы дойти и до Киева. Украина получила то, что хотела: украинскую армию спасли, она прошла какую-никакую модернизацию, провели несколько волн мобилизации. Сергей Глазьев очень верно, и можно сказать, пророчески прогнозировал это ещё в 2014 году, убеждая, что нельзя оставлять противника (Украину) недобитой. В противном случае, мы получим полумиллионную армию. С учетом резервов, прошедших «АТО» и «ООС» столько примерно и получается. Правда, и в Донбассе не сидели сложа руки и немало сделали, в частности, превратили партизанские и полупартизанские отряды в армейские бригады и корпуса. И всё же Минск, безусловно, был настоящим спасением для украинцев, как и признание Порошенко-Вальцмана президентом Украины, и накачка украинских газовых хранилищ российским газом.
«СП»: — Почему Зеленский как главнокомандующий просто не может издать указ о прекращении огня? Дело в его лично слабости или на Украине президент ничего не решает?
— Зеленский победил как кандидат-миротворец. Ему нужно доказывать свой статус. По всей видимости, идею подсказал Кучма, а Зеленский как человек, начисто лишенный политического опыта, её принял к реализации. Кучма — сверхопытный политик, но у него принципиально иной уровень ответственности. Да и сверхопытные политики могут ошибаться. А может Зеленского просто решили подставить? Впрочем, это дело не принципиальной важности. Главный вывод: Зеленский показал: он — не главнокомандующий, а главноуговаривающий. Так в России 1917 года издевательски нарекли Александра Керенского. Если не последует репрессий против руководства «ООС», а их явно не последует, тогда Зеленский превратится в некий аналог Керенского-главноуговаривающего. То есть его распоряжения будут саботироваться в войсках, а сам он потеряет какой-либо авторитет в военных кругах. За сим последует, о чем я говорю с самого начала, постепенное превращение Зеленского во второго Порошенко. У него не получится миссия миротворца — значит он попробует себя в тоге патриота.
«СП»: —Кто мог бы в реальности отдать такой приказ? Или нет такого человека, кто мог бы одним движением остановить войну?
— Я думаю такого человека нет в природе. Поэтому и не верил в серьезность идеи «Зеленский-миротворец», которую слышал от некоторых сотрудников нашего МИД и тележурналистов. В действительности же любой человек, отдавший такой приказ, был бы очень быстро уничтожен — или нацистской улицей, или американскими «советниками» на Украине.
«СП»: — Ранее Порошенко и Ко резко раскритиковали идею запрета на открытие огня. Луценко даже пригрозил Кучме уголовным делом за измену. А ещё раньше Ярош угрожал повесить Зеленского. Что такое должно произойти, чтобы вся эта публика перестала влиять на общественное мнение?
— Угроза Зеленскому со стороны Порошенко и Ко в том, что у этой команды остались колоссальные связи во власти. Но помимо прочего эти настроения поддерживают и вчерашние критики Порошенко — украинские нацисты. Поэтому полного отстранения Порошенко не произойдет. У них влиятельные, хоть и ситуативные союзники. Да и американцы не позволят устранить влиятельную политическую фракцию. Стратегия американцев, в отличие от русских — не класть яйца в одну корзину. И иметь запасные карты. Они провели спецоперацию по замене сверхнепопулярного Порошенко на пока ещё популярного Зеленского. Но что будет завтра? Этого не знает никто. И Порошенко может пригодиться.
— Во-первых, Зеленский не произнес ни звука о необходимости не открывать ответный огонь, — уточняет председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Это предложение было озвучено Кучмой для того, чтобы продемонстрировать свой вес и свою конструктивную позицию. Кучме, пришедшему на место Медведчука, приходится быть лояльным и предлагать что-то конкретное.
Зеленский же, напротив, постоянно говорит о «жестком ответе на обстрелы». Но даже этот пробный шар, запущенный Кучмой, вызвал негодование и отказ «партии войны» выполнять это решение, если оно и будет принято.
Зеленский не будет выдавать приказ о прекращении войны в Донбассе не только потому, что этот приказ не будет выполнен. Сам Зеленский яркий представитель именно партии войны, и все его действия и высказывания это подтверждают.
Каждым шагом и словом он заверяет и западных кураторов и украинских «патриотов» в том, что он будет последователем политики Порошенко в отношении к войне на Донбассе.
«СП»: — А кто реально контролирует армию? Кто мог бы одним движением прекратить войну?
— Я думаю, что любой президент Украины имел полную власть и влияние на украинскую армию. Естественно, сейчас Зеленский несколько скован в своих решениях и действиях, поскольку он не может опираться на законодательную власть в лице Верховной Рады и на исполнительную в лице Кабмина.
Но сегодня в украинской власти нет ни одной влиятельной политической силы, которая захотела бы и смогла остановить войну. Для нынешней украинской элиты война на Донбассе — объяснение и оправдание тяжелой социальной ситуации, взлета тарифов ЖКХ, обнищания населения.
Война выгодна всем приближенным к власти, от военных, получивших индульгенцию на грабежи, до СБУ, которое курирует потоки нелегального трафика грузов. На этой войне зарабатывают состояние на поставках бракованных запчастей, дизельного топлива, и на ремонте военной техники. Поэтому любой, кто попытается остановить военный маховик, становится врагом тех, кто в этой войне заинтересован.
«СП»: — А что в реальности на Украине сегодня контролирует Зеленский? Может ли он как-нибудь исправить эту ситуацию?
— Зеленский только формирует рычаги воздействия на украинскую элиту, пытаясь кнутом и пряником получить необходимое влияние. Естественно, он надеется на предстоящие выборы в Раду, где у него есть шансы получить простое большинство и не зависеть от коалиции. Как и все предыдущие президенты Украины, он встречает сопротивление украинских элитных группировок и олигархических кланов. Однако на Украине в руках президента сосредоточены очень большие полномочия, поэтому он вполне может привести к общему знаменателю формулу своей власти, усмирив непокорных олигархов. Но, понятно, что он должен в чем-то пойти на компромисс, я думаю, что этим компромиссом будет его согласие на продолжение войны.
«СП»: — Рада отказывается принимать законы, предложенные Зеленским: о незаконном обогащении, об импичменте, отказывается отправлять в отставку министров. Это намеренный саботаж? Чего они добиваются? Насколько это отражается на авторитете Зеленского?
— Идет обычная предвыборная борьба, борьба за сохранение власти, состояний и влияния.
Именно в этом кроется причина ожесточенной возни вокруг всех предложений Зеленского. Сейчас в Верховной Раде нет партии Зеленского, а некоторые нынешние парламентские партии явно не попадут в следующий созыв. Срывая инициативы Зеленского, его конкуренты стараются представить его недееспособным и слабым президентом, а это выгодно и Тимошенко, и Порошенко, поскольку это может снизить рейтинги его партии. Пока эта стратегия не дает ощутимого результата, но борьба еще не окончена.
«СП»: — А Порошенко реально контролировал страну? А его предшественники? Или Украина это по определению Сечь и Гуляй-поле?
— То, что на Украине действуют несколько центров влияния, не делает ее неуправляемым Гуляй-полем. Как Янукович, так и Порошенко вполне уверенно руководили армией, спецслужбами, МВД и экономикой.
Элемент неопределенности вносит главный фактор — внешнее управление страной. Именно внешнее вмешательство породило оба Майдана и привело в итоге к войне в Донбассе. Для нынешней ситуации, когда сотни тысяч мужчин прошли через АТО, напротив, нужно отметить, что в стране сохраняется относительная общественная апатия и купируются все местные очаги возмущения.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Родионов